Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель. Изучить развитие эмоциональной сферы детей из неполных семей.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Исследовать особенности воспитания детей в неполной семье;
3. Определить формирование эмоционального развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема неполной семьи в современной психологии 5
1.1. Психологический анализ подходов к понятию «неполная семья» 5
1.2.Специфика воспитания детей в неполной семье 10
ГЛАВА 2. Теоритические основы проблемы развития эмоциональной сферы у подростков в неполной семье 14
2.1.Эмоциональное развитие младшего школьника 14
2.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей 20
2.3. Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)

Неполная разведенная  семья – семья, в которой родители по какой то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественно желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью [27].

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и другие причин.

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Даже если мать старается  восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить  в себе обоих родителей, она в  принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую  и отцовскую. Понимая, что сыну необходим  отец, одинокая мать сознательно или  бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет  на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии  воспитания). В результате мальчик  лишается не только отца, но, в некотором  смысле, и матери – материнской  любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения  в раннем возрасте являются главным  условием уверенности ребенка в  себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения.

По мнению специалистов, отличительные особенности в  развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них большой словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более точно чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.

Другой важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.

Отсутствие отца в семье  человека, его заменяющего, сказывается, на развитии личности мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве  возможности достаточного общения  с отцом мальчики в последующем  часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким  образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Психологи также указывают  на негативные последствия чисто  женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния  в детстве может привести к  возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском  окружении, при отсутствие мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского.

Существует опасность, что  мальчики и девочки, растущие в семье  матерей-одиночек, слишком долго будут оставаться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношениях с противоположном полом легко могут впасть в одну из крайностей: либо будут идти на установление связей быстр, нисколько не задумываясь о последствиях, либо будут упорно уклоняться от каких бы то не было контактов. Девочка из-за отсутствия собственного отца создает свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов и телепередач. Понятно, что такой ребенок, при встрече с действительностью, очень легко может разочароваться в жизни.

Человеку, выросшему без  нормальной семьи, присуще недоверие  к людям, подозрительность и, как  следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь  становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность  и чаще других пополняют состав колоний  для малолетних преступников.

Таким образом, семья –  первая ячейка, в которую поступает  ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется  сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая взрослому, формирует  определенные личностные качества, критерии оценки себя и других, взаимоотношения, ребенок должен понять свою значимость в семье, то есть для чего он, приносит ли он радость.

1.2.Специфика  воспитания детей в неполной  семье

 

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и  детьми, нарушает стабильность эмоциональной  атмосферы. В связи с этим, что  родители сами испытывают душевные переживания, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. [23].

В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина – мать, воспитывающая  ребенка без отца, сама должна нести  ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду  испытывают неполные семьи, в которых  растут дети с отклонениями от нормы  в физическом или нервно-психологическом  развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается  в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности  улучшить материальное благосостояние, им приходиться жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют  женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор  и формирование поведения оказывает  материальная ответственность [35]. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически  не имеет достаточно времени для  воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегуженности матери дети предоставлены сами себе. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов [34].

Специфический образ жизни  семьи с одним родителем ощутимо  отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье  может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских  неполных семьях мальчики не видят  примера мужского поведения в  семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного  представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено  отсутствием второго родителя. Это  влияет и на социализацию  воспитывающихся  в материнских неполных семьях девочек, искажает их о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся  в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности.  Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [11].

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания [12].

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья. Ученые-педиатры, исследующие уровень  здоровья детей, приходят к неутешительному  выводу: дети из неполноценных семей  значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и тому подобное [32].

Рост неполноценных семей  непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных  норм в области взаимоотношений  полов;

- распространение добрачных  связей;

- изменение традиционных  ролей (семейных) мужчины и женщины;

- утрата семьей своей  производственной функции;

- неподготовленность молодежи  к браку;

- завышенные требования  по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

 

Воспитание детей в  неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся, приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также выполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что  в отсутствие одного из родителей  ребенок лишен полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем  примере наблюдать особенности  мужского поведения и невольно принимает  женские черты. И для девочки  мать в этой ситуации вынуждена совмещать  собственную материнскую роль и  роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

- нарушается гармоничное  развитие интеллектуальной сферы,  страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка  за счет развития способностей  вербальных;

- менее четким делается  процесс половой идентификации  мальчиков и девочек;

- затрудняется обучение  подростков навыкам общения с  представителями противоположного  пола;

- становится возможным  формирование избыточной привязанности  к матери, поскольку отсутствует  член семьи, который мог бы  «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названых причин дети из неполных семей, по сравнению  со сверстниками из полных семей, имеют  более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим  нарушениям и противоправному поведению [31].

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно  является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущее вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву [25].

Психологи считают, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Они утверждают, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно как результат культурного общения с людьми, серьезного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем, вопросов и, прежде всего, – правдивости и искренности воспитателя. Кроме этого, нельзя забывать и о том,  что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирование собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как жизнь в семье по любым критериям полной [18].

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в неполной семье