Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
Проведение диагностики по методике Филлипса.
Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе


1.1 Понятие тревожность
5

1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте
10

1.3 Особенности старшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
15
20

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
2.1 Цель, задачи исследования
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте


21
22

2.3 Обработка результатов
Выводы по 2 главе
24
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Выявление тревожности у детей старшего школьного возраста.docx

— 96.56 Кб (Скачать файл)

    Несколько повышен уровень страха самовыражения 46,7 % испытуемых, что составляет 12 школьников. Основываясь на этом факте, можно предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.

    19,2 % (5 человек)(рис.1) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

   15,3 % (4 школьника) испытывают  сильный, и 46,1 % (12 школьников) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько не уверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

  Так же, 38,4 % испытуемых (10 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

   Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выявлен у 26,9 % школьников (7 респондентов). Дети боятся раскрыться, тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным.

    У 23% испытуемых (6 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

   50 % испытуемых данной выборки (13 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

     9 человек, 34,6 % имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 23 % испытуемых, что составляет 6 школьников, склонны к данным особенностям.

   42,9 % испытуемых, 11 школьник имеют нормальную физиологическую    сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

    У 23 % испытуемых (6 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 42,9% испытуемых (11 школьников).

    34,6 % испытуемых (9 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

 

                                                                                                                            Рисунок 1

1.Общая тревожность в школе. 2. Переживание социального стресса. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

  Выводы по 2 главе

     Во второй главе мы рассмотрели методику школьной тревожности Филипса, целью которой является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков. Эта методика состоит из 58 вопросов и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. В рамках описания методики мы рассмотрели содержательную характеристику каждого фактора тревожности. Провели экспериментальную работу с целью определить уровень и ведущие факторы тревожности подростков. Однако проанализировав результаты теста, можно сделать вывод, что ведущих факторов тревожности, существующих отдельно нет, все факторы взаимосвязаны между собой.   

       Наиболее часто встречаются и отмечаются высоким уровнем тревожности: страх самовыражения и несоответствия ожиданиям взрослых, а так же взаимоотношения с учителями у многих подростков напряженные. Большое значение на увеличение тревожности оказывают также и особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

     На основании полученных в исследовании данных появилась необходимость в разработке рекомендаций по профилактике тревожности у школьников и работе с тревожными подростками. А также, в составлении программы профилактических мероприятий с родителями и подростками с целью просвещения их о психологических особенностях подросткового возраста, а также о проявлениях тревожности (родительское собрание, классный час) и о способах преодоления личностной и ситуативной тревожности подростков.

    1. Психологическое просвещение родителей. Особое внимание отводится развитию у ребенка чувства уверенности, защищенности. Показывается влияние на это особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.

    2. Психологическое просвещение педагогов. Здесь прежде всего значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности,, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

  3. Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Значимым элементом является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных, для человека ситуациях. Важное место занимает подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности ситуации через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обсуждение возможных трудностей, обучение конструктивным способам поведения в них. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций.

Заключение

  Итак, изучение причин школьной тревожности подростков представляется интересным и важным моментом, т.к. проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Она является одной из наиболее частой и типичной проблемой, с которыми приходится сталкиваться психологам и педагогам в школе.

    В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Школьная пора - важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Подростковый возраст (11-16лет) можно определить как наиболее тревожный. Кроме того, в подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется уже в качестве устойчивого личностного образования.

     В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы возникновения тревожности. Мы выделили, что представители разных подходов и разных теорий образования тревожных расстройств рассматривают данное понятие по-разному. Понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

     Рассмотрев тревогу конструктивную и деструктивную как созидательную и разрушительную соответственно, увидели, что иногда для плодотворной работы определенный уровень тревоги просто необходим. Однако следует различать понятия тревоги и тревожности. Тревога - ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от тревоги тревожность считается эмоциональным состоянием, особенностью характера или чертой личности.

     Причинами подростковой тревожности могут быть физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения с родителями, педагогами и сверстниками, разногласия в них и конфликты. Однако причины тревожности подростков скрываются так же и в них самих, в их внутренних конфликтах и переживаниях.

     Во второй главе мы провели экспериментальную диагностику, используя методику школьной тревожности Филипса. Базой для исследования послужило  средняя образовательная школа № 2 им. Н.П. Массонова г. Свислочь. В процессе диагностики участвовали 26 человек в возрасте 13-14 лет.

     Результаты диагностики показали, что общий уровень школьной тревожности подростков имеет несколько повышенный уровень. Что подтверждает нашу гипотезу: наиболее характерное эмоциональное состояние присущее старшеклассникам – тревожность. Выделяющихся факторов тревожности как таковых нет, потому что все они взаимосвязаны между собой. Но все же нам удалось определить, что наиболее часто встречаются и отмечаются высоким уровнем тревожности: страх самовыражения и несоответствия ожиданиям взрослых, а так же взаимоотношения с учителями у многих подростков напряженные. Большое значение на увеличение тревожности оказывают также и особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

     На основе изученных теоретических вопросов и данных экспериментального исследования нами были предложены рекомендации по профилактике и снижению школьной тревожности подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Аракелов, Н., Шишкова, Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов, Н. Шишкова. - Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
    2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березина. - Л., 1988. С.13—21. (с сокрщ.)
    3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во “Институт практической психологии”, - Воронеж, 1995г. С. 352.
    4. Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г.,       Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
    5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве./ Г.М. Бреслав – М., 1990г.
    6. Микляева, А.В., Румянцева, П.В.    Школьная тревожность:  диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева — СПб.: Речь, 2004. — 248   с, ил.
    7. Мухина, В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
    8. Прихожан, А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
    9. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374с.
    10. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт - М.: Мир, 2004. – 319 с.
    11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов - М.: Владос, 1996. - 529с.
    12. Ромицина, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е.Е. Ромицина – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

 

 


Информация о работе Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста