Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
Проведение диагностики по методике Филлипса.
Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие тревожность
5
1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте
10
1.3 Особенности старшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
15
20
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
2.1 Цель, задачи исследования
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте
21
22
2.3 Обработка результатов
Выводы по 2 главе
24
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
Список использованной литературы
Вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста, потому что это пора быстрого созревания и взросления, время надежд и тревог.
Причинами подростковой тревожности могут быть физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения с родителями, педагогами и сверстниками, разногласия в них и конфликты. Однако причины тревожности подростков скрываются так же и в них самих, в их внутренних конфликтах и переживаниях.
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
Целью данного исследования является изучение психологических особенностей тревожности детей в старшем школьном возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующая задача:
Существует ряд методик для диагностики тревоги и тревожности. Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими нами была выбрана методика Филлипса, цель которой - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.
Опросник школьной тревожности данной методики относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте
Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся 8 класса средней школы № 2 им. Н.П. Массонова г. Свислочь. В эксперименте участвовало 26 учеников.
Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». (Приложение А).
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Бланк ответа и ключ к вопросам представлен нами в приложении Б. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений
по всему тексту. Если оно больше
50 %, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае (приложение В). Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стресс генного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При обработке бланков ответов, мной было определено общее число несовпадений по тексту, что говорит об уровне тревожности каждого подростка. Результат представлен в таблице №1.
№ |
Ф.И. |
Количество |
Уровень общей тревожности (%) |
1 |
Ботвич Вадим |
28 |
48% |
2 |
Василенко Павел |
34 |
58% |
3 |
Гаврилик Алексей |
20 |
34% |
4 |
Головач Роман |
44 |
76% |
5 |
Горохов Олег |
33 |
56% |
6 |
Градова Александра |
39 |
67% |
7 |
Жук Юлия |
43 |
74% |
9 |
Князева Александра |
36 |
62% |
10 |
Князева Елизавета |
39 |
67% |
11 |
Лукша Илья |
26 |
44% |
12 |
Мамровский Валерий |
28 |
48% |
13 |
Ланковский Артур |
35 |
60% |
14 |
Матусевич Максим |
40 |
68% |
15 |
Млёник Ольга |
45 |
77% |
16 |
Орёл Анастасия |
34 |
58% |
17 |
Павлюченко Елизавета |
20 |
34% |
18 |
Пекарь Алексей |
21 |
36% |
19 |
Песецкий Денис |
26 |
44% |
20 |
Писарь Илья |
23 |
40% |
21 |
Полубок Илья |
27 |
46% |
22 |
Равинская Кристина |
22 |
38% |
23 |
Севостьян Виктория |
22 |
38% |
24 |
Соколовская Ксения |
37 |
64% |
25 |
Шиманчук Артём |
47 |
81% |
26 |
Шматюк Александра |
27 |
46% |
Исследуя результаты мы видим, что низкий уровень тревожности имеют 12 учащихся (46%), повышенный уровень 11 (42%) учащихся, высокий уровень 3 (12%) школьников (Таблица №2). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Низкий уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
12 |
11 |
3 |
46% |
42% |
12% |
Проанализировав данные психологической диагностики, мы составили таблицу № 3, для определения уровня ведущих факторов тревожности учащихся.
Факторы |
Низкий уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
1.Общая тревожность в школе |
6 |
17 |
3 |
2.Переживание социального стресса |
14 |
9 |
3 |
3.Фрустрация потребности в достижении успеха |
12 |
12 |
2 |
4.Страх самовыражения |
5 |
12 |
9 |
5.Страх ситуации проверки знаний |
10 |
12 |
4 |
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
13 |
6 |
7 |
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
11 |
6 |
9 |
8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
9 |
11 |
6 |
Как мы видим, по результатам исследования (таблица 3) тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 3 подростка, т. е. 11,5 % учащихся, несколько повышена общая тревожность в школе у 65,3% испытуемых (17 человек). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76,8% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п. Нормальный уровень тревожности в школе, т. е. низкий имеют лишь 6 школьников, что составляет 23% испытуемых (рис. 1). Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.
Достаточно высокий процент испытуемых, 53,8 % (14 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 11,5 % (3 человек), на повышенном уровне – 34,6 % (9 человек) (рис.10). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
46,7 % (12 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне, 7,6 % (2 человека) имеют высокий уровень в данном факторе тревожности. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.
Не переживают фрустрацию в достижении успеха 12 школьников (46,7% испытуемых)(рис.1), для остальной группы детей ситуация школьного обучения, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.
У 34,6 % испытуемых (9 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.
Информация о работе Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста