Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
Проведение диагностики по методике Филлипса.
Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе


1.1 Понятие тревожность
5

1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте
10

1.3 Особенности старшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
15
20

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
2.1 Цель, задачи исследования
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте


21
22

2.3 Обработка результатов
Выводы по 2 главе
24
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Выявление тревожности у детей старшего школьного возраста.docx

— 96.56 Кб (Скачать файл)

    Вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста, потому что это пора быстрого созревания и взросления, время надежд и тревог.

    Причинами подростковой тревожности могут быть физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения с родителями, педагогами и сверстниками, разногласия в них и конфликты. Однако причины тревожности подростков скрываются так же и в них самих, в их внутренних конфликтах и переживаниях.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование тревожности у детей  старшего школьного возраста

    1. Цель, задачи исследования

     Целью данного исследования является изучение  психологических  особенностей тревожности детей в старшем школьном возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующая  задача:

  1. Изучить уровень проявления тревожности в подростковом возрасте.
  2. Определить ведущие факторы тревожности в старшем школьном возрасте.
  3. Провести анализ полученных результатов.

    Существует ряд методик для диагностики тревоги и тревожности. Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими нами была выбрана методика Филлипса, цель которой - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.

    Опросник школьной тревожности данной методики относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте

 

  Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся 8 класса средней  школы № 2 им. Н.П. Массонова г. Свислочь. В эксперименте участвовало 26 учеников.

   Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». (Приложение А).

   При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Бланк ответа и ключ к вопросам представлен нами в приложении Б. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае (приложение В). Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством

   Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1.   Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.   Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5.  Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стресс генного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обработка результатов

При обработке бланков  ответов, мной было определено общее  число несовпадений по тексту, что  говорит об  уровне тревожности  каждого подростка. Результат представлен  в таблице №1.

                                                                                                    Таблица №1

Ф.И.

Количество

Уровень общей тревожности (%)

1

Ботвич Вадим

28

48%

2

Василенко Павел

34

58%

3

Гаврилик Алексей

20

34%

4

Головач Роман

44

76%

5

Горохов Олег

33

56%

6

Градова Александра

39

67%

7

Жук Юлия

43

74%

9

Князева Александра

36

62%

10

Князева Елизавета

39

67%

11

Лукша Илья

26

44%

12

Мамровский Валерий

28

48%

13

Ланковский  Артур

35

60%

14

Матусевич Максим

40

68%

15

Млёник Ольга

45

77%

16

Орёл Анастасия

34

58%

17

Павлюченко Елизавета

20

34%

18

Пекарь Алексей

21

36%

19

Песецкий Денис

26

44%

20

Писарь Илья

23

40%

21

Полубок Илья

27

46%

22

Равинская Кристина

22

38%

23

Севостьян Виктория

22

38%

24

Соколовская Ксения

37

64%

25

Шиманчук Артём

47

81%

26

Шматюк Александра

27

46%


 

   Исследуя результаты мы видим, что низкий уровень тревожности имеют 12 учащихся (46%), повышенный уровень 11 (42%) учащихся, высокий уровень 3 (12%) школьников (Таблица №2). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

                                                                                                                                      Таблица №2

Низкий уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

12

11

3

46%

42%

12%


                                                                                                                                 

     

Проанализировав данные психологической  диагностики, мы составили таблицу № 3, для определения уровня ведущих факторов тревожности учащихся.

                                                                                                                                  Таблица №3

Факторы

Низкий уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

1.Общая тревожность в  школе

 

6

 

17

 

3

2.Переживание социального стресса

 

14

 

9

 

3

3.Фрустрация потребности  в достижении успеха

 

12

 

12

 

2

4.Страх самовыражения

 

5

 

12

 

9

5.Страх ситуации проверки  знаний

 

10

 

12

 

4

6.Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

 

13

 

6

 

7

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

11

 

6

 

9

8.Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

 

9

 

11

 

6


 

   Как мы видим, по результатам исследования (таблица 3) тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 3 подростка, т. е. 11,5 % учащихся, несколько повышена общая тревожность в школе у 65,3% испытуемых (17 человек). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76,8% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п. Нормальный уровень тревожности в школе, т. е. низкий имеют лишь 6 школьников, что составляет 23% испытуемых (рис. 1). Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

    Достаточно высокий процент испытуемых, 53,8 % (14 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 11,5 % (3 человек), на повышенном уровне – 34,6 % (9 человек) (рис.10). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

     46,7 % (12 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне, 7,6 % (2 человека) имеют высокий уровень в данном факторе тревожности. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

     Не переживают фрустрацию в достижении успеха  12 школьников (46,7% испытуемых)(рис.1), для остальной группы детей ситуация школьного обучения, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

    У 34,6 % испытуемых (9 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что  дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.

Информация о работе Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста