Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
Проведение диагностики по методике Филлипса.
Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе


1.1 Понятие тревожность
5

1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте
10

1.3 Особенности старшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
15
20

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
2.1 Цель, задачи исследования
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте


21
22

2.3 Обработка результатов
Выводы по 2 главе
24
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Выявление тревожности у детей старшего школьного возраста.docx

— 96.56 Кб (Скачать файл)

     Состояние тревожности весьма изменчиво и чаще всего способствует осознанию личностью своего положения в окружающем мире.    В настоящее время принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершенно не под силу.

        Выделяют две группы признаков проявления тревоги: первые – внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения (учащенное сердцебиение, сухость во рту, ком в горле), вторые – внешние поведенческие реакции (теребят одежду, волосы или какой-то предмет, кусают ногти, сжимают кулаки и другие невербальные жесты).

       Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.

      Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности.

    Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, с точки зрения других авторов тревога представляет не столько форму психологической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная, интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения. К. Ясперс разделяет тревогу и страх. Эпизодические реакции тревоги и страха имеют свои аналоги в виде более устойчивых психологических состояний: страх в виде боязни, а тревога – в виде тревожности. Тревога является фактором возникновения психологической защиты в целом. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

     Наиболее характерное эмоциональное состояние, присущее старшеклассникам – тревожность. Рассмотрев различные подходы в определении тревожности, остановимся на изучении тревожности в старшем  школьном возрасте.

 

 

 

    1. Тревожность в старшем школьном возрасте.

      Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые, философы, психологи, в том числе медицинские и клинические, врачи-неврологи, психотерапевты, психиатры, педагоги и др. специалисты, такие как:. В.М. Астапов, В.Ф. Березин, Л.В. Бороздина, И. Вачков, А. И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж Тейлор и другие, изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного формирования.

   Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

      Причиной возникновения тревоги в подростковом возрасте часто является внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутреннее противоречивое состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

Тревога возникает, по мнению А.М.Прихожан, лишь, когда конфликт пронизывает  всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.  К этим важнейшим потребностям относятся:

- потребность в физическом существовании  (пище, воде, свободе от физической  угрозы и т.д.);

- потребность в близости, в привязанности  к человеку или к группе  людей; потребность в независимости,  в самостоятельности, в признании  права на собственное "я";

- потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

   Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ.

     Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках,  формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существует определенные области действительности, вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

       Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ученик,  подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный [1].

     Среди наиболее общих причин возникновения тревожности в юношеском возрасте можно выделить следующие:

• неопределенность жизненных целей и социального положения;

• осознание противоречий между своими возможностями и способностями;

• внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

• неблагоприятный психологический климат в группе.

       Благодаря более точному регулированию чувств, в отличие от подросткового возраста, юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость – развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть – напускной веселостью.

          Таким образом, состояние тревожности  как психическое свойство находится  в конфронтации с базовыми  личностными потребностями юношеского  возраста: потребностью в эмоциональном  благополучии, чувстве уверенности,  безопасности.

     К старшим классам тревожность дифференцируется, локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление  и  закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.

    Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. [4]

    Центральным и  вместе с тем наименее изученным  является вопрос об источниках  тревожности. Ответ на него  во многом зависит от того, рассматривается ли тревожность  как личностное образование или  как свойство темперамента.

         Работа A.M. Прихожан, явилась по сути дела первым в отечественной психологии глобальным исследованием тревожности у детей и подростков, причин ее формирования, а также возрастной специфики тревожности на разных этапах детства. Проведенные Л.И. Божович исследования позволили сделать вывод о том, что аффективные переживания в жизнедеятельности субъекта выполняют крайне важную функцию. Одной из основных является функция осведомления, она дает человеку информацию о том, в каких отношениях с окружающей средой он находится и в соответствии с этим ориентируют его поведение, побуждая субъект действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующим возникающий разлад. Автор выделяет два вида тревожности – адекватную, отражающую объективное отсутствие условий для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватную, когда имеются такие условия удовлетворения потребностей. На основе подхода, разработанного Л.И. Божович, A.M. Прихожан обосновала эти два вида тревожности у подростков в общении со сверстниками:

1.   адекватная, являющаяся реакцией на реальное неблагополучие подростка в отношениях со сверстниками;

2. неадекватная, которая при объективном благополучии порождается конфликтным строением самооценки, при этом суть переживаний неадекватной тревожности заключается в наличии постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Нейтральные ситуации также оцениваются как угрожающие.

      Дальнейшие исследования A.M. Прихожан показали, что в подростковом возрасте неадекватная тревожность в большинстве случаев имеет вид "разлитой" тревожности, захватывающей самые разнообразные сферы. У подростков тревожность (до 55% высоко тревожных подростков) как устойчивое образование личности оказывается связанной с интимными механизмами личностного развития.

      В старшем подростковом возрасте тревожность вызывает также боязнь проявлений собственной несостоятельности (не сумею, не смогу, не получится). При этом наиболее часты мысли о том, что такая несостоятельность проявится «при всех», публично. Ярко выражена обеспокоенность за собственное будущее. В старших классах подобные страхи и тревоги становятся ведущими. Кроме того, у юношей в этот период тревогу вызывает сфера сексуальных отношений, точнее, представление о собственных возможностях в данной сфере и в этой связи — проблемы внешности.

     Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к подростку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих подростков, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание подростку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Подросток чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки, становятся средством, достигнуть расположение родителей, учителей, одноклассников.

       Ведущий страх в данном возрасте - страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Конкретными формами страха быть "не тем" являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятии "совесть", которая является центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и говорить.

Информация о работе Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста