Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.
Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
Проведение диагностики по методике Филлипса.
Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе


1.1 Понятие тревожность
5

1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте
10

1.3 Особенности старшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
15
20

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста
2.1 Цель, задачи исследования
2.2 Изучение тревожности у детей в старшем школьном возрасте


21
22

2.3 Обработка результатов
Выводы по 2 главе
24
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Выявление тревожности у детей старшего школьного возраста.docx

— 96.56 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

 

Глава 1. Исследование  тревожности  в психолого-педагогической литературе

 
 

1.1 Понятие тревожность

5

 

1.2 Тревожность в старшем школьном возрасте

10

 

1.3 Особенности  старшего школьного возраста

Выводы по 1 главе                                                                                                                                                                                                                             

15

20

 

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста

2.1 Цель, задачи исследования                                                                

2.2 Изучение тревожности  у детей в старшем школьном возрасте

 

 

21

22

 

2.3 Обработка результатов

Выводы по 2 главе

24

29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

 

Список использованной литературы

33

 

Приложение

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей старшего школьного возраста, следовательно, и специфику работы с ними. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

     Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.

    Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям.

    Целью нашего исследования является изучение тревожности детей старшего школьного возраста.

    Объектом исследования является тревожность в старшем школьном возрасте.

    Предмет  исследования – особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучение теоретических вопросов по проблеме выявления тревожности у детей старшего школьного возраста.
  2. Подбор методики выявления тревожного поведения детей старшего школьного возраста.
  3. Проведение диагностики по методике Филлипса.
  4. Разработка рекомендаций по профилактике тревожности в старшем школьном возрасте.    

Гипотеза исследования: наиболее характерное эмоциональное состояние, присущее старшеклассникам – тревожность.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике и психодиагностике.
  2. Экспериментальное исследование тревожности у детей подросткового возраста с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса. 

Глава 1. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе

 

    1. Понятие тревожность

 

Психологический интернет-словарь А.Я. Психология. Определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующуюся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревога является субъективным проявлением неблагополучия личности, а также следствием долгого пребывания в неблагоприятной жизненной ситуации. 

В Большом психологическом  словаре Мещерякова Б. И Зинченко В. Акцентируется внимание на том, что тревожность (англ. Anxiety ) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.[4]

Впервые данное понятие было представлено З.Фрейдом (1925), который для описания "свободно витающей", разлитой тревожности  использует термин, означающий в буквальном переводе "готовность к тревоге" или "готовность в виде тревоги".

Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении  личностных и социальных факторов, прежде всего, особенностей общения (что  может не сочетаться, а может и  сочетаться с признанием природной  предрасположенности, однако даже в  последнем случае ей отводится подчиненная  роль). Именно подобные подходы представляют для нас наибольший интерес.

         Понятие тревоги и тревожности имеют разный смысл. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

    Термин "тревожность" используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

   Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

     На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. [6]

      Ряд авторов-психологов Д. Льюис, Б. Босселмен связывают появление тревожности с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится. В термине "тревога" авторами выделяется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны переживания беспокойства как нарушения покоя в виде волнения, смятения. И.П. Павлов отмечает, что "при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу".

     Тревожное состояние связывается с показателем слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.

     По мнению В. Астапова состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Не столь широко разделяемая, но тем не менее достаточно устойчивая традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании отмечается предвосхищаемая опасность, в которой усматривается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога как реакция на представленную угрозу. Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она появится.

     Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.

    Нельзя считать нормальным отсутствие каких-либо проявлений тревожности. Н.Ф. Лукьяновой и Е.Н. Лобовой показано, что полное отсутствие тревожности, точно также как и завышенная тревожность, находятся в ряду причин, приводящих к дезорганизации деятельности. Заниженная тревожность вызывает недооценку стрессовых ситуаций и излишнюю уверенность в своих возможностях, что, в конечном итоге, выливается в ошибки в профессиональной деятельности.

    Cостояние тревоги изучается как процесс, т. е. анализируются этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. Более неопределенно обстоят дела с доказательствами влияния тревожности на личностное развитие, хотя впервые его отметил еще С. Кьеркегор, считавший тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни. Позже эта точка зрения развивалась в философских работах экзистенциалистов и в психологическом плане — в психоаналитических исследованиях.

     Современные представления о влиянии тревожности на развитие личности базируются в основном на данных клинических исследований, в том числе и полученных на материале пограничных расстройств.

     В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее уловить всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения авторов, которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры. В это понятие включается враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение и т. д. [8]

     Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан. Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк – от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности.

     Майк Кордуэлл предлагает такое определение: "Тревожность – чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией". Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо – навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г. Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни. Этот подход созвучен мнению А.И. Захарова. А.И. Захаров дает следующее определение тревоге – "это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности". Определение, данное А.И. Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.

Информация о работе Экспериментальное исследование тревожности у детей старшего школьного возраста