Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа
Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41
12. Ганженко, М.Б., Аристова, М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв. / М.Б.Ганженко, М.А.Аристова. – М.: Владос, 2008. – 208 с.
13. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К.Громцева.- М.: Просвещение, 2007.- 193 с.
14.Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю.Дейкина. - М.: МПГУ, 2007. – 475 с.
15.Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. – 575 с.
16.Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина .- М.: Педагогика, 2007. – 365 с.
17.Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г.Дусавицкий. – М.: Знание, 2004. – 80 с.
18.Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К.Дусавицкий. - М.: Педагогика, 2005. – 128 с.
19.Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В.Занков. - М.: Просвещение, 2005. – 548 с.
20.Занков, Л.В.Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 2007. - 424 с.
21.Зимняя, И.А Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 480 с.
22.Коротяев, Б.И. Учение - процесс творческий / И.Б.Коротяев. - М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
23.Куманев, А. Раздумья о будущем. Мысли педагога о воспитании молодежи / А.Куманев. - М.:ЮНИТИ. – 96 с.
24.Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 2007. – 86 с.
25.Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться / С.Н.Лысенкова. - М.: Просвещение, 2005.- 230 с.
26.Лиханов, А. Драматическая педагогика / А.Лиханов. - М.: Педагогика, 2008. - 320 с.
27.Луначарский, А.В. О Воспитании и образовании / А.В.Луначарский.– М.: Просвещение, 2006. – 315 с.
28.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 2003. – 355 с.
29.Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К.Маркова . – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
30.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика. – 2007. - № 2. – С. 7-10
31.Огородников, И.Т. Основные
проблемы и методика изучения
эффективности урока по
32.Орехова, Г.А.Эхо военных лет / Г.А.Орехова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
33.Орлов, Ю.М., Творогова, Н.Д., Шкуркив, В.И. Стимулирование побуждения к учению / Ю.М.Орлов, Н.Д.Творогова, В.И.Шкуркив. - М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
34.Педагогика / под ред. В.А.Сластенина и др. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 336 с.
35.Педагогика / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 640 с.
36.Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
37.Раченко, И.П. Основы научной
организации педагогического
38.Савина, Ф.К. Формирование
познавательных интересов
39.Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е., Лобачева, С.И. Внеклассные мероприятия. 5-11 классы / Е.В.Савченко, О.Е .Жиренко, С.И.Лобачева . – М.: ВАКО, 2007. - 192 с.
40.Сафин, В.Ф. Введение в
психодиагностику личности
41.Скаткии, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н.Скаткии. - М.: Просвещение, 2007.- 320 с.
42.Смирнов, И. Познай себя в творчестве / И.Смирнов. - М.: Просвещение, 2006. – 158 с.
43.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. – Ростов- н/Д, 2007. – 671 с.
44. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. - М. Просвещение, 2003. - 272 с.
45.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2005. – 288 с.
46.Ушинский, К.Д. Труд в
его психологическом и
47.Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 2004. – 330 с.
48.Фельдштейн, Д. И. Психология
развития человека как
49.Хвинский, Л. И. Самовоспитание личности / Л.И.Хвинский. - СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2006. – 240 с.
50. Активизация учения школьников / Г.И.Шамова. - М.: Педагогика, 2004. – 355 с.
51.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.
52.Щукина, Г.И. Активизация
познавательной деятельности
53.Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 2007. - 352–358 с.
54.Педагогические проблемы
формирования познавательных
55.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников
Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.
Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.
Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании - сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык и литература выполняют и общепредметные задачи.
Задачи программы
1.Подобрать задания на
развитие познавательных
школьников на уроках русского языка и литературы.
2.Повысить уровень развития
познавательных интересов у
школьников на уроках русского языка и литературы.
3.Воспитать учащихся
Содержание программы «Развитие познавательных интересов»
№ |
Содержание деятельности |
Формы и методы |
Методическое сопровождение |
1 |
Формирование общеучебных компетенций |
Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям» |
Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77 |
2 |
Развивать логическое и творческое мышление |
Изложение с элементами сочинения |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26 |
3 |
Развивать творческое мышление |
Домашняя работа по русскому языку |
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37 |
4 |
Развитие критического мышления |
Виды придаточных предложений |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70 |
5 |
Развивать творческие и познавательные интересы |
Урок-задание – развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками» |
Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83 |
6 |
Развивать познавательный интерес к истории России |
Урок-праздник «Ради жизни на земле» |
Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141 |
7 |
Формировать интерес к чтению и изучению литературы |
Уроки на свободные темы урок–диспут урок рекомендации произведения урок–спектакль урок–интервью урок–эссе интегрированный урок урок–конференция и т. д.
Формы проведения читательских конференций могут быть разными: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча. |
Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия |
8 |
Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе |
Тест «К чему я стремлюсь в жизни» |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
9 |
На развитие личности подростка |
Тест «Автобиография будущего» |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
10 |
Развитие познавательных интересов |
Опросник «Портрет идеального ребенка» |
Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков |
11 |
Классическая музыка |
«Лунная соната» (Бетховен) «Ballade pour Adeline» «A comme Amour» «К Элизе» (Бетховен) |
Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман Ричард Клайдерман |
Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента.
Наша деятельность была направлена на развитие познавательных интересов старших школьников. Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные уроки и занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали развитию познавательных интересов старших школьников.