Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.docx

— 124.85 Кб (Скачать файл)

12. Ганженко, М.Б., Аристова, М.А  Конспекты уроков для учителя  литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв. / М.Б.Ганженко, М.А.Аристова. – М.: Владос, 2008. – 208 с.

13. Формирование у школьников  готовности к самообразованию / А.К.Громцева.- М.: Просвещение, 2007.- 193 с.

14.Дейкина, А. Ю. Познавательный  интерес: сущность и проблемы  изучения / А.Ю.Дейкина. - М.: МПГУ, 2007. – 475 с.

15.Диагностика личностной  креативности (Е.Е.Туник) / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов  Социально-психологическая  диагностика развития личности  и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. – 575 с.

16.Дубровина, И.В. Школьная  психологическая служба / И.В.Дубровина .- М.: Педагогика, 2007. – 365 с.

17.Дусавицкий, А.Г. Воспитывая  интерес / А.Г.Дусавицкий. – М.: Знание, 2004. – 80 с.

18.Дусавицкий, А.К. Формула  интереса / А.К.Дусавицкий. - М.: Педагогика, 2005. – 128 с.

19.Занков, Л.В. Дидактика и  жизнь / Л.В.Занков. - М.: Просвещение, 2005. – 548 с.

20.Занков, Л.В.Избранные педагогические  труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 2007. - 424 с.

21.Зимняя, И.А Педагогическая  психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 480 с.

22.Коротяев, Б.И. Учение - процесс  творческий / И.Б.Коротяев. - М.: Просвещение, 2007. – 159 с.

23.Куманев, А. Раздумья о  будущем. Мысли педагога о воспитании  молодежи / А.Куманев. - М.:ЮНИТИ. – 96 с.

24.Лернер, И.Я. Процесс обучения  и его закономерности  / И.Я.Лернер. - М.: Просвещение, 2007. – 86 с.

25.Лысенкова, С.Н. Когда легко  учиться / С.Н.Лысенкова. - М.: Просвещение, 2005.- 230 с.

26.Лиханов, А. Драматическая  педагогика / А.Лиханов. - М.: Педагогика, 2008. - 320 с.

27.Луначарский, А.В. О Воспитании  и образовании / А.В.Луначарский.–  М.: Просвещение, 2006. – 315 с.

28.Маркова, А. К. Формирование  мотивации учения в школьном  возрасте / А.К.Маркова.  - М.: Просвещение, 2003. – 355 с.

29.Маркова, А.К. и др. Формирование  мотивации учения: книга для учителя / А.К.Маркова . – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.

30.Морозова, Н.Г. Учителю о  познавательном интересе / Н.Г.Морозова  // Психология и педагогика. – 2007. - № 2. – С. 7-10

31.Огородников, И.Т. Основные  проблемы и методика изучения  эффективности урока по основам  наук в школе / И.Т.Огородников . - М.: МГПИ, 2005. – 32 с.

32.Орехова, Г.А.Эхо военных  лет / Г.А.Орехова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.

33.Орлов, Ю.М., Творогова, Н.Д., Шкуркив, В.И. Стимулирование побуждения  к учению / Ю.М.Орлов, Н.Д.Творогова, В.И.Шкуркив. - М.: Просвещение, 2006. – 255 с.

34.Педагогика /  под ред. В.А.Сластенина и др. – М.: Школьная  Пресса, 2002. – 336 с.

35.Педагогика / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество  России, 2005. – 640 с.

36.Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. В 2 кн. Кн. 2: Процесс  воспитания. – 256 с.

37.Раченко, И.П. Основы научной  организации педагогического труда / И.П.Раченко.- М.: Академия, 2006. – 350 с.

38.Савина, Ф.К. Формирование  познавательных интересов учащихся  в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. -Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2007. - 67с.

39.Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е., Лобачева, С.И. Внеклассные мероприятия. 5-11 классы / Е.В.Савченко, О.Е .Жиренко,  С.И.Лобачева . – М.: ВАКО, 2007. - 192 с.

40.Сафин, В.Ф. Введение в  психодиагностику личности школьника / В.Ф.Сафин. – Уфа, 2006. – 96 с.

41.Скаткии, М. Н. Школа и  всестороннее развитие детей / М.Н.Скаткии. - М.: Просвещение, 2007.- 320 с.

42.Смирнов, И. Познай себя  в творчестве / И.Смирнов. - М.: Просвещение, 2006. – 158 с.

43.Столяренко, Л.Д. Основы  психологии / Л.Д.Столяренко. – Ростов- н/Д, 2007. – 671 с.

44. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. - М. Просвещение, 2003. - 272 с.

45.Сухомлинский, В. А. Сердце  отдаю детям / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2005. – 288 с.

46.Ушинский, К.Д. Труд в  его психологическом и воспитательном  значении / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 2006. – 335 с.

47.Ушинский, К.Д. Педагогическая  антропология / К.Д.Ушинский.  – М.: Педагогика, 2004. – 330 с.

48.Фельдштейн, Д. И. Психология  развития человека как личности. В 2 томах. Том 1 / Д.И.Фельдштейн. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. – 568 с.

49.Хвинский, Л. И. Самовоспитание  личности / Л.И.Хвинский. - СПб.: Изд-во  СПб ГУП, 2006. – 240 с.

50. Активизация учения  школьников / Г.И.Шамова. - М.: Педагогика, 2004. – 355 с.

51.Щукина, Г.И. Проблема познавательного  интереса в педагогике / Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.

52.Щукина, Г.И. Активизация  познавательной деятельности учащихся  в учебном процессе / Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 2007 - 160 с.

53.Щукина, Г.И. Методы изучения  и формирования познавательных  интересов учащихся / Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 2007.  - 352–358 с.

54.Педагогические проблемы  формирования познавательных интересов  учащихся / Г.И.Щукина. — М.: Педагогика, 2007. - 208 с.

55.Щукина, Г.И. Проблема познавательного  интереса в психологии / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов старших школьников

 

Программа разработана на основе результатов диагностического обследования старших школьников, где использовались методики, позволяющие выявить особенности развития у них познавательных интересов.

Цель программы: повысить уровень внутренней мотивации старших школьников на уроках русского языка и литературы.

Пояснительная записка

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании - сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в современной школе имеют познавательно-практическую направленность, т.е. они дают учащимся знания о родном языке и литературе и формируют у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык и литература выполняют и общепредметные задачи.

Задачи программы

1.Подобрать задания на  развитие познавательных интересов  старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

2.Повысить уровень развития  познавательных интересов у старших

школьников на уроках русского языка и литературы.

3.Воспитать учащихся средствами  данных предметов, развить их  логическое мышление, обучить школьников  самостоятельно пополнять знания  по русскому языку и литературе, формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Содержание программы «Развитие познавательных интересов»

Содержание деятельности

Формы и методы

Методическое сопровождение

1

Формирование общеучебных компетенций

Внеклассное мероприятие «Путешествие по литературным произведениям»

Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе. – с. 75-77

2

Развивать логическое и творческое мышление

Изложение с элементами сочинения

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 25-26

3

Развивать творческое мышление

Домашняя работа по русскому языку

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе, с.35-37

4

Развитие критического мышления

Виды придаточных предложений

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 68-70

5

Развивать творческие и познавательные интересы

Урок-задание – развитие творческих и познавательных интересов на тему: «Работа над ошибками»

Влодавская Е. А.Поурочные разработки по русскому языку, с. 80-83

6

Развивать познавательный интерес к истории России

Урок-праздник «Ради жизни на земле»

Орехова Г.А.Эхо военных лет, с. 135-141

7

Формировать интерес к чтению и изучению литературы

Уроки на свободные темы

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–интервью

урок–эссе

интегрированный урок

урок–конференция и т. д.

 

Формы проведения читательских конференций могут быть разными:

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

литературная встреча.

Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв.

 
 

Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия

8

Развитие ценностных ориентаций учащихся в школе

Тест «К чему я стремлюсь в жизни»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

9

На развитие личности подростка

Тест «Автобиография будущего»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

10

Развитие познавательных интересов

Опросник «Портрет идеального ребенка»

Вульфов Б.З. и др. Интересы и потребности современных детей и подростков

11

Классическая музыка

«Лунная соната» (Бетховен)

«Ballade pour Adeline»

«A comme Amour»

«К Элизе» (Бетховен)

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман

Ричард Клайдерман


 

Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента.

Наша деятельность была направлена на развитие познавательных интересов старших школьников. Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные уроки и занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали развитию познавательных интересов старших школьников.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста