Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа
Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41
11 |
2 |
2 |
7 |
8 |
1 |
3 |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
0 |
8 |
73,7 |
13,4 |
13,4 |
46,9 |
53,6 |
6,7 |
20,1 |
33,5 |
13,4 |
6,7 |
26,8 |
13,4 |
20,1 |
33,5 |
20,1 |
0 |
53,6 |
Анализируя табличные данные, мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.
Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.
Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.
Мотив «нравится учитель» (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.
При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 6.Что осложняет отношение к русскому языку и литературе
Фамилия, имя |
Вопросы | |||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |||||||
Саша А. |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
Алексей Б. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||
Игорь Г. |
||||||||||||||||||||||||||
Ника К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
Толя Л. |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
Андрей М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
Саша Н. |
||||||||||||||||||||||||||
Таня О. |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||
Вероника О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
Оля П. |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
Сергей С. |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
Женя С. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||
Катя Ш. |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
Маша Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
Юра В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||
7 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
0 |
7 |
0 |
5 |
3 |
3 |
1 |
0 |
|||||||
46,9 |
0 |
13,4 |
13,4 |
6,7 |
13,4 |
13,4 |
6,7 |
13,4 |
20,1 |
13,4 |
26,8 |
0 |
46,9 |
0 |
33,5 |
20,1 |
20,1 |
6,7 |
0 |
Анализ результатов показал, что лень (позиция 1) – распространенный антимотив в данном классе. Лень – естественное качество любого человека, и ее преодоление составляет одну из сущностных основ жизни. Очень часто она упоминается в качестве своеобразного оправдания за недостаточно высокие успехи в учебе (психологически человеку проще признать себя лентяем, чем посредственностью). Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.
Неуспех в учебе (позиция 12). В его основе, как правило, лежат другие антимотивы: неуверенность в собственных силах (позиции 16), слабые способности к предмету (позиция 14), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.
Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для старших школьников являются:
1.Повышение уровня внутренней мотивации
2.Развитие познавательных интересов
2.2 Анализ и
оценка результатов
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по развитию мышления (см. Приложение) была проведена контрольная диагностика.
В диагностике участвовали 15 человек учащихся 8 класса в возрасте 14-15 лет. Индивидуальные результаты диагностики личностной креативности представлены в таблице 7.
Таблица 7. Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия имя |
Любозна тельность Мах 24 |
Воображение Мах 24 |
Слож ность Мах 26 |
Склонность к риску Мах 26 |
Всего баллов |
Уровень |
1. |
Саша А. |
23 |
21 |
18 |
12 |
74 |
в |
2. |
Алексей Б. |
13 |
14 |
10 |
20 |
57 |
с |
3. |
Игорь Г. |
11 |
9 |
7 |
10 |
37 |
н |
4. |
Ника К. |
20 |
17 |
16 |
21 |
75 |
в |
5. |
Толя Л. |
22 |
21 |
23 |
24 |
90 |
в |
6. |
Андрей М. |
12 |
8 |
9 |
9 |
38 |
н |
7. |
Саша Н. |
8 |
7 |
8 |
9 |
32 |
н |
8. |
Таня О. |
17 |
15 |
12 |
21 |
65 |
с |
9. |
Вероника О. |
23 |
24 |
26 |
22 |
95 |
в |
10. |
Оля П. |
24 |
17 |
17 |
15 |
73 |
в |
11. |
Сергей С. |
10 |
15 |
19 |
23 |
67 |
с |
12. |
Женя С. |
11 |
12 |
10 |
15 |
48 |
с |
13. |
Катя Ш. |
17 |
13 |
19 |
23 |
72 |
в |
14. |
Маша Ш. |
15 |
17 |
15 |
18 |
65 |
с |
15. |
Юра В. |
23 |
20 |
26 |
25 |
94 |
в |
Анализируя табличные данные на контрольном этапе эксперимента, нами было выявлено, что:
-высокий уровень личностной креативности – 70-100 у 7 человек (46,4%)
-средний уровень личностной креативности – 40-69 у 5 человек (33,5%)
-низкий уровень личностной креативности – 0-39 имеют 3 человека
(20,1%)
Определено, что 4 человека (26,3%) повысили уровень личностной креативности до высокого, стало меньше учащихся со средним и низким уровнем личностной креативности, то есть:
Эксперимент |
Уровень | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий |
3ч. (20,1%) |
8ч. (53,6%) |
4ч. (26,3%) |
Контрольный |
7ч. (46,4%) |
5ч. (33,5%) |
3ч. (20,1%) |
Таким образом, анализ табличных и графических данных показывает, что у учащихся в классе уровень личностной креативности повысился до 46,9%. Дети на уроках стали активнее, выражают свое мнение, чаще используют на уроках дополнительный материал.
У учащихся появился интерес к познанию к сложным вещам и идеям; они не боятся ставить перед собой трудные задачи и слишком сложные пути решения проблемы; склонны к самостоятельности; настойчиво идут к достижению своей цели; способны выполнить сложные задания.
При повторной диагностике направленности учебной мотивации нами получены следующие результаты, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8. Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п |
Фамилия, имя |
Мотивация |
Уровень внутренней мотивации | |
Внешняя |
Внутренняя | |||
1. |
Саша А. |
14 |
с | |
2. |
Алексей Б. |
11 |
с | |
3. |
Игорь Г. |
5 |
н | |
4. |
Ника К. |
12 |
с | |
5. |
Толя Л. |
19 |
в | |
6. |
Андрей М. |
5 |
н | |
7. |
Саша Н. |
9 |
н | |
8. |
Таня О. |
15 |
с | |
9. |
Вероника О. |
20 |
в | |
10. |
Оля П. |
13 |
с | |
11. |
Сергей С. |
16 |
в | |
12. |
Женя С. |
8 |
с | |
13. |
Катя Ш. |
17 |
в | |
14. |
Маша Ш. |
4 |
н | |
15. |
Юра В. |
18 |
в |
Анализ табличных данных показывает, что у учащихся наблюдается повышение внутренней мотивации, а именно:
Внешняя мотивация у 5 человек (33,5%)
Внутренняя мотивация у 10 человек (66,5%)
Определено, что у 3 человек (20,1%) внешняя мотивация поменялась на внутреннюю, то есть:
Эксперимент |
Мотивация | |
Внешняя |
Внутренняя | |
Констатирующий |
8ч. (53,6%) |
7ч. (46,4%) |
Контрольный |
5ч. (33,5%) |
10 ч. (66,5%) |
Анализ данных показывает, что у учащихся после апробации программы на формирующем этапе эксперимента, уровень внутренней мотивации повысился, а именно:
Высокий уровень внутренней мотивации – 5 человек (33,5%)
Средний уровень внутренней мотивации – 6 человек (39,9%)
Низкий уровень внутренней мотивации – 4 человека (26,6%)
Определено, что 2 человека (13,2%) повысили уровень внутренней мотивации до высокого, стало меньше учащихся с низким уровнем внутренней мотивации, то есть:
Эксперимент |
Уровень внутренней мотивации | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий |
3ч. (20,1%) |
6ч. (39,9%) |
6ч. (39,9%) |
Контрольный |
5ч. (33,5%) |
6ч. (39,9%) |
4ч. (26,3%) |
На этапе контрольного эксперимента нами было выявлено, что в классе преобладает внутренняя мотивация, т.е. учебная деятельность направлена на приобретение знаний, учащийся заинтересован процессом познания. Изучаемые предметы для учащихся стали внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов личностной ценностью.
Для сопоставления результатов в классе, с целью оценки достоверности сопоставления результатов констатирующего и контрольного эксперимента, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента у младших школьников (N =15)
Констатирующий |
Контрольный |
d |
d2 | ||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги | ||
68 |
11 |
74 |
11 |
0 |
0 |
52 |
5 |
57 |
5 |
0 |
0 |
32 |
2 |
37 |
2 |
0 |
0 |
69 |
12 |
75 |
12 |
0 |
0 |
83 |
13 |
90 |
13 |
0 |
0 |
34 |
3 |
38 |
3 |
0 |
0 |
24 |
1 |
32 |
1 |
0 |
0 |
59 |
7 |
65 |
6 |
-1 |
1 |
90 |
15 |
95 |
15 |
0 |
0 |
67 |
10 |
73 |
10 |
0 |
0 |
63 |
8 |
67 |
8 |
0 |
0 |
38 |
4 |
48 |
4 |
0 |
0 |
65 |
9 |
72 |
9 |
0 |
0 |
55 |
6 |
66 |
7 |
1 |
1 |
87 |
14 |
94 |
14 |
0 |
0 |
Суммы |
120 |
120 |
0 |
2 |