Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.docx

— 124.85 Кб (Скачать файл)

 

11

2

2

7

8

1

3

5

2

1

4

2

3

5

3

0

8

73,7

13,4

13,4

46,9

53,6

6,7

20,1

33,5

13,4

6,7

26,8

13,4

20,1

33,5

20,1

0

53,6


 

Анализируя табличные данные, мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.

Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.

Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив «нравится учитель» (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.

При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 6.Что осложняет отношение к русскому языку и литературе

 

Фамилия, имя

Вопросы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

11

12

13

 

14

15

16

17

 

18

19

20

Саша А.

                                 

+

         

Алексей Б.

           

+

               

+

 

+

         
                                               

Игорь Г.

                                             

Ника К.

+

   

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

   

+

 

+

+

 

+

+

 

Толя Л.

+

                                           
                                               

Андрей М.

               

+

     

+

   

+

   

+

 

+

   

Саша Н.

                                             
                                               

Таня О.

                       

+

             

+

   

Вероника О.

+

 

+

           

+

   

+

   

+

             

Оля П.

                             

+

             
                                               

Сергей С.

+

                                           

Женя С.

+

                           

+

 

+

         
                                               

Катя Ш.

+

                                           

Маша Ш.

     

+

+

       

+

 

+

                     

Юра В.

+

 

+

   

+

   

+

           

+

 

+

+

       

7

0

2

2

1

2

2

1

2

3

2

4

0

7

 

0

5

3

 

3

1

0

         
                                                     

46,9

0

13,4

13,4

6,7

13,4

13,4

6,7

13,4

20,1

13,4

26,8

0

46,9

0

33,5

20,1

20,1

6,7

0

         

 

Анализ результатов показал, что лень (позиция 1) – распространенный антимотив в данном классе. Лень – естественное качество любого человека, и ее преодоление составляет одну из сущностных основ жизни. Очень часто она упоминается в качестве своеобразного оправдания за недостаточно высокие успехи в учебе (психологически человеку проще признать себя лентяем, чем посредственностью). Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.

Неуспех в учебе (позиция 12). В его основе, как правило, лежат другие антимотивы: неуверенность в собственных силах (позиции 16), слабые способности к предмету (позиция 14), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.

Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для старших школьников являются:

1.Повышение уровня внутренней  мотивации

2.Развитие познавательных  интересов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и  оценка результатов экспериментальной  работы по развитию познавательных  интересов у детей старшего  школьного возраста

 

После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по развитию мышления (см. Приложение) была проведена контрольная диагностика.

В диагностике участвовали 15 человек учащихся 8 класса в возрасте 14-15 лет. Индивидуальные результаты диагностики личностной креативности представлены в таблице 7.

 

Таблица 7. Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на контрольном этапе эксперимента

 

№ п\п

Фамилия имя

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Слож ность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

Всего баллов

Уровень

1.

Саша А.

23

21

18

12

74

в

2.

Алексей Б.

13

14

10

20

57

с

3.

Игорь Г.

11

9

7

10

37

н

4.

Ника К.

20

17

16

21

75

в

5.

Толя Л.

22

21

23

24

90

в

6.

Андрей М.

12

8

9

9

38

н

7.

Саша Н.

8

7

8

9

32

н

8.

Таня О.

17

15

12

21

65

с

9.

Вероника О.

23

24

26

22

95

в

10.

Оля П.

24

17

17

15

73

в

11.

Сергей С.

10

15

19

23

67

с

12.

Женя С.

11

12

10

15

48

с

13.

Катя Ш.

17

13

19

23

72

в

14.

Маша Ш.

15

17

15

18

65

с

15.

Юра В.

23

20

26

25

94

в


 

Анализируя табличные данные на контрольном этапе эксперимента, нами было выявлено, что:

-высокий уровень личностной креативности – 70-100 у 7 человек (46,4%)

-средний уровень личностной креативности – 40-69 у 5 человек (33,5%)

-низкий уровень личностной креативности – 0-39 имеют 3 человека

(20,1%)

Определено, что 4 человека (26,3%) повысили уровень личностной креативности до высокого, стало меньше учащихся со средним и низким уровнем личностной креативности, то есть:

 

Эксперимент

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

3ч. (20,1%)

8ч. (53,6%)

4ч. (26,3%)

Контрольный

7ч. (46,4%)

5ч. (33,5%)

3ч. (20,1%)


 

Таким образом, анализ табличных и графических данных показывает, что у учащихся в классе уровень личностной креативности повысился до 46,9%. Дети на уроках стали активнее, выражают свое мнение, чаще используют на уроках дополнительный материал.

У учащихся появился интерес к познанию к сложным вещам и идеям; они не боятся ставить перед собой трудные задачи и слишком сложные пути решения проблемы; склонны к самостоятельности; настойчиво идут к достижению своей цели; способны выполнить сложные задания.

При повторной диагностике направленности учебной мотивации нами получены следующие результаты, которые представлены в таблице 8.

 

Таблица 8. Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на контрольном этапе эксперимента

 

№ п\п

Фамилия, имя

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя

Внутренняя

1.

Саша А.

 

14

с

2.

Алексей Б.

 

11

с

3.

Игорь Г.

5

 

н

4.

Ника К.

 

12

с

5.

Толя Л.

 

19

в

6.

Андрей М.

5

 

н

7.

Саша Н.

9

 

н

8.

Таня О.

 

15

с

9.

Вероника О.

 

20

в

10.

Оля П.

 

13

с

11.

Сергей С.

 

16

в

12.

Женя С.

8

 

с

13.

Катя Ш.

 

17

в

14.

Маша Ш.

4

 

н

15.

Юра В.

 

18

в


 

Анализ табличных данных показывает, что у учащихся наблюдается повышение внутренней мотивации, а именно:

Внешняя мотивация у 5 человек (33,5%)

Внутренняя мотивация у 10 человек (66,5%)

Определено, что у 3 человек (20,1%) внешняя мотивация поменялась на внутреннюю, то есть:

Эксперимент

Мотивация

Внешняя

Внутренняя

Констатирующий

8ч. (53,6%)

7ч. (46,4%)

Контрольный

5ч. (33,5%)

10 ч. (66,5%)


 

Анализ данных показывает, что у учащихся после апробации программы на формирующем этапе эксперимента, уровень внутренней мотивации повысился, а именно:

Высокий уровень внутренней мотивации – 5 человек (33,5%)

Средний уровень внутренней мотивации – 6 человек (39,9%)

Низкий уровень внутренней мотивации – 4 человека (26,6%)

Определено, что 2 человека (13,2%) повысили уровень внутренней мотивации до высокого, стало меньше учащихся с низким уровнем внутренней мотивации, то есть:

 

Эксперимент

Уровень внутренней мотивации

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

3ч. (20,1%)

6ч. (39,9%)

6ч. (39,9%)

Контрольный

5ч. (33,5%)

6ч. (39,9%)

4ч. (26,3%)


 

На этапе контрольного эксперимента нами было выявлено, что в классе преобладает внутренняя мотивация, т.е. учебная деятельность направлена на приобретение знаний, учащийся заинтересован процессом познания. Изучаемые предметы для учащихся стали внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов личностной ценностью.

Для сопоставления результатов в классе, с целью оценки достоверности сопоставления результатов констатирующего и контрольного эксперимента, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента у младших школьников (N =15)

 

Констатирующий

Контрольный

d

d2

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

68

11

74

11

0

0

52

5

57

5

0

0

32

2

37

2

0

0

69

12

75

12

0

0

83

13

90

13

0

0

34

3

38

3

0

0

24

1

32

1

0

0

59

7

65

6

-1

1

90

15

95

15

0

0

67

10

73

10

0

0

63

8

67

8

0

0

38

4

48

4

0

0

65

9

72

9

0

0

55

6

66

7

1

1

87

14

94

14

0

0

Суммы

120

 

120

0

2

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста