Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.docx

— 124.85 Кб (Скачать файл)

Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога-психолога по развитию познавательных интересов у старших школьников.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.Определить наиболее эффективные формы и методы, способствующие развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста.

2.Провести диагностику  уровня развития познавательных  интересов у старших школьников.

3.Разработать и экспериментально проверить программу развития познавательных интересов у старших школьников.

4.Сделать анализ и оценку результатов экспериментальной работы.

Базой для проведения экспериментального исследования стало ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Чаусы». Исследование было проведено с детьми в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек; из них 10 мальчиков и 5 девочек.

Нами была проведена диагностика, где использовались следующие методики: методика «Диагностики личностной креативности» (Туник Е.Е.), методика «Диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.), анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов (Островский О.Б.). Для наглядности представляем банк диагностических методик в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Банк диагностических методик

 

№ п/п

Название методик

Автор

Цель

Методическое сопровождение

1

Методика «Диагностики личностной креативности»

Е.Е.Туник

Цель: определить особенности творческой личности

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. C.59-64.

2.

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Т.Д.Дубовицкая

Цель: выявить направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. C.68-73

3

Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

О.Б.Островский

Цель: выявить направленности и характера познавательных интересов

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. C.75-78


 

В школьной практике интересы детей обычно изучаются в двух аспектах: выявление интересов учащихся к учебным предметам и определение внешкольных интересов. Качественные показатели, необходимые для диагностики, следующие:

а) широта интереса (определяется по количеству охвата ребенком различных аспектов реальной действительности);

б) глубина интереса (укорененность интереса в систему потребностей сферы ребенка);

в)направленность интереса (социальная, асоциальная);

г) устойчивость интереса (постоянство побуждений интереса);

д)  сила интереса (качество интереса, определяющее настойчивость стремлений ребенка).

Для диагностики каждого качества интереса пока еще нет специальных методик. Поэтому для диагностики познавательных интересов старших школьников мы воспользовались такими методиками как «Диагностика личностной креативности» и «Диагностика направленности учебной мотивации».

При использовании «Диагностики личностной креативности» (автор Е.Е. Туник) нами определялись особенности творческой личности. Результаты диагностики в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты методики «Диагностика личностной креативности» на констатирующем этапе эксперимента.

 

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Любозна

тельность

Мах 24

Воображение

Мах 24

Сложность

Мах 26

Склонность к риску

Мах 26

 

Всего баллов

Уровень

1.

Саша А.

23

19

16

10

 

68

с

2.

Алексей Б.

11

13

10

18

52

с

3.

Игорь Г.

9

8

6

9

32

н

4.

Ника К.

17

16

16

20

69

с

5.

Толя Л.

20

21

20

22

83

в

6.

Андрей М.

10

7

9

8

34

н

               

7.

Саша Н.

6

6

5

7

24

н

8.

Таня О.

15

14

11

19

59

с

9.

Вероника О.

21

23

25

21

90

в

               

10.

Оля П.

22

15

16

14

67

с

11.

Сергей С.

9

14

18

22

63

с

12.

Женя С.

7

10

9

12

38

н

13.

Катя Ш.

 

15

12

 

17

21

65

с

                   

14.

Маша Ш.

 

14

16

 

12

13

55

с

                   

15.

Юра В.

 

21

18

 

25

23

87

в


 

Анализируя данные таблицы по диагностике личностной креативности нами было выявлено, что:

1)высокий уровень личностной креативности – 70-100 баллов имеют

3 человека (20,1%);

2)средний уровень личностной креативности – 40-69 баллов у 8 человек

(53,6%);

3)низкий уровень личностной креативности – 0-39 баллов имеют

4 человека (26,3%)

Анализ табличных данных показывает, что у учащихся в классе средний уровень личностной креативности. Большинство детей на уроках пассивны, действуют по шаблону, как скажет учитель, боятся выражать свое мнение, редко используют на уроках дополнительный материал. Учащиеся не проявляют интереса к сложным вещам и идеям; трудные задачи и слишком сложные пути решения проблемы их пугают; нет самостоятельности и стремления к достижению цели.

При использовании «Диагностика направленности учебной мотивации» (автор Т.Д. Дубовицкая) нами определялась направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Результаты диагностики в таблице 3.

 

Таблица 3. Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента

 

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя

Внутренняя

1.

Саша А.

 

14

с

2.

Алексей Б.

7

 

н

3.

Игорь Г.

2

 

н

4.

Ника К.

9

 

с

5.

Толя Л.

 

18

в

6.

Андрей М.

5

 

н

7.

Саша Н.

8

 

н

         

8.

Таня О.

10

 

с

9.

Вероника О.

 

19

в

10.

Оля П.

 

12

с

11.

Сергей С.

 

14

с

12.

Женя С.

4

 

н

13.

Катя Ш.

 

13

с

14.

Маша Ш.

3

 

н

15.

Юра В.

 

16

в


 

Анализируя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мы пришли к выводу, что:

Внешняя мотивация у 8 человек (53,6%)

Внутренняя мотивация у 7 человек (46,4%)

Анализируя табличные данные, нами было выявлено, что:

-высокий уровень внутренней мотивации имеют 3 человека (20,1%);

-средний уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%);

-низкий уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)

В классе преобладает внешняя мотивация, т.е. учебная деятельность для этих детей становится средством достижения других целей, а именно получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Здесь знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский). Результаты анкетирования в таблице 4-6.

Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента.

Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов

 

Таблица 4. Рейтинг учебных предметов

 

     

№ п/п

 

Предмет

Рейтинг

1

 

Изобразительное искусство

291

2

 

Физкультура

289

3

 

Алгебра

269

4

 

Физика

245

5

 

Геометрия

243

6

 

Музыка

207

7

 

Английский язык

203

       

8

 

Русский язык

191

9

 

Химия

188

10

 

Технология

183

11

 

География

181

       

12

 

Родной язык

171

13

 

История

167

14

 

Биология

160

15

 

Литература

159

       

16

 

Обществознание

137


 

 

По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Фамилия, имя

Вопросы 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Саша А.

+

 

+

+

+

   

+

         

+

   

+

Алексей Б.

+

   

+

   

+

     

+

   

+

     

Игорь Г.

+

     

+

     

+

+

+

+

+

+

+

   

Ника К.

+

 

+

 

+

 

+

       

+

+

 

+

   

Толя Л.

     

+

     

+

                 

Андрей М.

+

   

+

   

+

             

+

 

+

Саша Н.

+

                       

+

   

+

Таня О.

+

     

+

     

+

     

+

+

     

Вероника О.

                               

+

Оля П.

                               

+

Сергей С.

+

     

+

+

 

+

   

+

           

Женя С.

+

+

 

+

+

                     

+

Катя Ш.

+

+

 

+

+

   

+

   

+

         

+

Маша Ш.

+

   

+

+

   

+

                 

Юра В.

                               

+

                                 
                                     

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста