Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.docx

— 124.85 Кб (Скачать файл)

 

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена: rs эмп > rs кр (р £ 0,01). Корреляция между результатами методики 1 Диагностика личностной креативности  констатирующего эксперимента и результаты методики 1 «Диагностика личностной креативности» контрольного эксперимента статистически значима (р < 0,01) и является положительной. Значит согласно нашей гипотезе, познавательные интересы старших школьников можно повысить через внутреннюю мотивацию на основе подбора форм и методов в учебно-познавательном процессе.

При повторном анкетировании учащихся 8 класса были получены следующие результаты.

Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на контрольном этапе эксперимента

 

 

 

 

Таблица 9. Рейтинг учебных предметов

 

№ п/п

Предмет

Рейтинг

1

Физкультура

292

2

Изобразительное искусство

287

3

Алгебра

281

4

Физика

260

5

Геометрия

244

6

Русский язык

210

7

Английский язык

205

8

Музыка

190

9

Химия

187

10

Технология

182

11

География

181

12

Литература

180

13

Родной язык

178

14

История

170

15

Биология

165

16

Обществознание

143


 

На этапе контрольного эксперимента, что интерес школьников к русскому языку и литературе повысился, но все же по предметной направленности познавательные интересы в этом классе остались физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 10. Предмет (русский язык и литература) нравится, потому что…

 

Фамилия, имя

Вопросы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Саша А.

+

 

+

+

+

   

+

         

+

       

Алексей Б.

+

   

+

 

+

+

     

+

             

Игорь Г.

+

 

+

+

+

     

+

+

+

     

+

     

Ника К.

+

+

   

+

 

+

       

+

+

 

+

 

+

 

Толя Л.

+

   

+

 

+

 

+

                   

Андрей А.

+

 

+

+

   

+

             

+

 

+

 

Саша Н.

+

+

   

+

     

+

             

+

 

Таня О.

+

     

+

   

+

+

         

+

     

Вероника О.

   

+

               

+

       

+

 

Оля П.

   

+

               

+

   

+

 

+

 

Сергей С.

+

   

+

+

+

 

+

   

+

             

Женя С.

+

+

 

+

+

         

+

         

+

 

Катя Ш.

+

+

 

+

+

+

 

+

   

+

         

+

 

Маша Ш.

+

   

+

+

   

+

                   

Юра В..

                     

+

       

+

 

Всего

12

4

5

9

9

4

3

6

3

1

5

4

1

1

5

0

8

В процентах

80,4

26,8

33,5

60,3

60,3

26,8

20,1

40,2

20,1

6,7

33,5

26,8

6,7

6,7

33,5

0

53,6

                                                                       

 

Анализируя табличные данные, мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они стали считаться показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, появились серьезные мотивы учения и повысился интерес.

Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.

Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив «нравится учитель» (позиция 14) ученики практически не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.

При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 11. Что осложняет отношение к русскому языку и литературе

 

Фамилия, имя

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Саша А.

                                       

Алексей Б.

                                       

Игорь Г.

                                       

Ника К.

+

   

+

 

+

+

+

   

+

   

+

 

+

+

+

   

Толя Л.

+

                                     

Андрей М.

                     

+

               

Саша Н.

                                       

Таня О.

                                       

Вероника О.

+

 

+

           

+

     

+

 

+

       

Полянская О.А.

                 

+

     

+

 

+

       

Оля П.

                                       

Женя С.

+

                                     

Катя Ш.

+

                                     

Маша Ш.

     

+

+

                             

Юра В.

+

 

+

         

+

                     

 

Анализ результатов показал, что лень в данном классе (позиция 1) уменьшилась, но все же сохранилась. Лень является реальным фактором торможения только в сочетании с другими антимотивами-антистимулами и мотивами группы 10-17, при отсутствии остальных.

Неуспех в учебе (позиция 12) уменьшился. Появилась уверенность в собственных силах (позиции 16), способности к предмету усилились (позиция 14), рефлексия (позиция 16). В каждом конкретном случае эти антимотивы требуют внимательного анализа и индивидуального подхода к личности ученика.

Следовательно, по результатам повторной диагностики можно сказать, что с помощью разработанной и апробированной нами программы нам удалось выявить и повысить познавательные интересы старших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, система влияния школы на познавательные интересы учащихся во многом определяется психологическим климатом в педагогических коллективах, способностью и готовностью работников школы к постоянному педагогическому поиску. Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании -сложная проблема и важнейшая задача школы, с особенной очевидностью встающая в настоящее время. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Существуют признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:

1.Познавательный интерес  - наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.

2.Познавательный интерес как мотив учения «раньше и более осознается школьниками».

3.Познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер».

4.Познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат».

5.Познавательный интерес, развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Процесс формирования и развития глубоких познавательных и нравственных интересов и потребностей у учеников современной школы происходит при использовании в работе педагога-психолога таких форм и методов работы как самостоятельная работа учащихся, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; проблемное обучение; эвристическое обучение; обучение с компьютерной поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах); тестирование знаний, умений; показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха; соревнование (с товарищами по классу, самим собой); создание положительного микроклимата в классе; доверие к обучаемому; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений уроков, внеклассных мероприятий, совместная работа школы и семьи, разработка конкретного дидактического и методического материала, познавательных бесед, вечеров, дискуссий, написание рефератов, докладов, сообщений научно-исследовательский творческая тематика докладов, рефератов, четкие требования к их подготовке, подбор научно-педагогической литературы, планы и программы творческих семинаров, задания для самостоятельной работы различной степени трудностей, организация дискуссий смотр-конкурс лучших работ учащихся по различным предметам, консультации сильных для учеников, отстающих в учении, приемы создания эмоционально-нравственной ситуации, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, учебные дискуссии, создание в учебном процессе ситуаций успеха.

Творческое совершенствование системы школьного обучения и воспитания в связи с этим приобретает особое и непреходящее значение.

В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Диагностика личностной креативности», «Диагностика направленности учебной мотивации», «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов». Данные диагностические методики были проведены с целью выявления познавательных интересов старшеклассников.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по повышению уровня внутренней мотивации старшеклассников и развитию познавательных интересов, нами была разработана программа деятельности педагога-психолога по повышению уровня познавательных интересов. Основными направлениями в данной программе явилось: повышение уровня развития познавательных интересов у старших школьников. В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: уроки, внеклассные мероприятия, тесты, задания на развитие познавательных интересов.

Внедрение разработанной нами программы, помогло детям повысить уровень познавательных интересов, что говорит об эффективности разработанной нами программы.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация  учебно-воспитательного процесса. Методические  основы / Ю.К.Бабанский.- М.: Педагогика, 2005. – 193 с.

2.Богданова, Г.А. Уроки русского  языка в 8 классе / Г.А.Богданова. –  М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

3.Бардин, К.В. Как научить  детей учиться. / К.В.Бардин.- М.: Просвещение, 2007. - 112 с

4.Божович, Л.И. Проблемы формирования  личности / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.

5.Бондаревский, В.Б. Воспитание  интереса к знаниям и потребности  к самообразованию / В.Б.Бондаревский. – М.: Просвещение, 2005. – 513 с.

6.Вахтеров, В. Свобода учительского  творчества  / В.Вахтеров // Народный  учитель, 1994. - № 1. – С. 5-7.

7.Возрастная и педагогическая  психология / сост. Дубровина И.В. и  др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

8.Влодавская, Е.А.Поурочные  разработки по русскому языку. 8 класс. / Е.А.Влодавская . – М.: Экзамен, 2008. - 400 с.

9.Выготский, Л.С. Педагогическая  психология / Л.С.Выготский. – М.: АСТ, Астрель, 2008. - 672 с.

10.Габуева, З.У., Гаврина, Е.В., Дымова, Н.Н. Сценарии внеклассных  тематических мероприятий по  литературе / З.У.Габуева,  Е.В.Гаврина, Н.Н.Дымова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 215 с.

11.Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М., Петрова, Е. П. Возрастная  и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А. Петрова , Л.М. Орлова, Е.П.Петрова. –  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста