Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по развитию
познавательных интересов у старших школьников.
2. Подобрать психолого-педагогические методы по выявлению уровня
развития познавательных интересов у старших школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших школьников………………………………………………..6
1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6
1.2 Формы и методы развития познавательных интересов старших школьников………………………………………………………………………12
1.3 Развитие познавательных интересов к знаниям у детей старшего школьного возраста на различных этапах урока………………………………16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22
2.1 Методы диагностики развития познавательных интересов у детей старшего школьного возраста…………………………………………………..22
2.2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста………….31
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 КУРС.docx

— 124.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты развития проблемы познавательных интересов старших  школьников………………………………………………..6

1.1 Познавательный интерес как педагогическая категория…………………6

1.2 Формы и методы развития  познавательных интересов старших  школьников………………………………………………………………………12

1.3 Развитие познавательных  интересов к знаниям у детей  старшего школьного возраста  на различных этапах урока………………………………16

Глава 2 Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста……………………………………………22

2.1 Методы диагностики  развития познавательных интересов  у детей старшего школьного  возраста…………………………………………………..22

2.2 Анализ и оценка результатов  экспериментальной работы по  развитию познавательных интересов  у детей старшего школьного  возраста………….31

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………...41

Приложение………………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательных интересов старших школьников является актуальной, так как интерес к знаниям в широком смысле слова - это направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений, навыков. Интерес к знаниям в узком смысле слова, применительно к школьному процессу обучения, - это направленность личности ребенка, подростка на овладение всей совокупностью знаний, изучаемых в школе.

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании.

Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду и людям труда, научить подростков и старших школьников отвечать за свое поведение и поступки, быть сознательными, дисциплинированными, целеустремленными и деловыми молодыми людьми. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками (проведение опытов, решение задач, чтение книг, работа над рефератами, докладами и т. д.), но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при выполнении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Стойкий познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т. д.

Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.

Проблема развития познавательного интереса, как побудительной силы деятельности учащихся, была рассмотрена в работах В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И.Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др.

Показано, что познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и стимулирует выбор личных ценностей. Если не развит познавательный интерес, невозможно восхождение от знания набора разрозненных фактов и понятий к лично-ценностному восприятию, к целостному миропониманию. В современных педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее расширение сферы познания, формирование мировоззрения, свободу личности в выборе целей и средств деятельности.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений определить формы и методы, активизирующие развитие познавательных интересов старшеклассников.

Объект исследования – познавательный интерес.

Предмет исследования – формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.

Цель данной работы - разработать формы и методы развития познавательного интереса старших школьников.

В соответствии с данной целью были определены следующие задачи исследования:

1.Провести анализ психолого-педагогической  литературы по развитию

познавательных интересов у старших школьников.

2. Подобрать психолого-педагогические  методы по выявлению уровня

развития познавательных интересов у старших школьников

3. Разработать и апробировать  программу по развитию познавательных

интересов у старших школьников

4. Экспериментально проверить  эффективность разработанной

программы.

Гипотеза исследования: при правильном подборе форм и методов работы в школе у старших школьников успешнее будет происходить развитие познавательных интересов. Для устойчивости познавательных интересов старших школьников необходимо повысить уровень их внутренней мотивации.

Теоретико-методологической основой исследования явились психолого-педагогические работы, где данная категория исследована в контексте общепедагогических проблем. В числе авторов, оставивших заметный след в изучении проблемы познавательного интереса, - Л.С.Выготский, считающий интерес «ключом» к развитию подростка. Интерес как направленность личности рассмотрен в работах М.И.Волынкина, Л.А.Гордона, Н.Ф.Добрынина, П.И.Иванова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова и др. Интерес как отношение учащегося к предмету изучения рассмотрен в трудах А.Г. Ковалева, В.Г.Максимова, В.Н.Мясищева, Г.С.Щукиной. Также работая над проблемой, формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, Е.И.Киричук, Л.И.Божович, а также Г.И.Щукиной, Н.Л.Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.К.Маяковой, В.Б.Бондаревского.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

-аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической,

научно-методической литературы);

-диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);

-формирующие (моделирование, эксперимент);

-статистические (анализ и обработка данных эксперимента).

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Познавательный интерес как педагогическая категория

 

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

В психологии ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием [50, c. 148-150].

Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) и угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Надо учитывать, что желание что-то делать, изучать, читать и т. д.- это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности в самообразовании.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них - таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия [29, c. 121-123].

Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т. д. Таким образом, когда речь идет об устойчивости и глубине познавательного интереса, нужно учитывать, какое место он занимает в развитии личности.

 Познавательный интерес  проявляется в эмоциональном  отношении школьника к объекту познания. Л.С.Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [9, c. 84].

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К.Д.Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...» [47, c. 229]. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Теория интереса Л.Н.Толстого - это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Если бы на основе современных требований к педагогическому исследованию мы попытались найти в педагогической системе Л.Н.Толстого и его опыте ту исходную научную гипотезу, которая помогла автору ставить эксперимент, уточнять задачи и методику исследования, то без особого труда можно было бы это сделать. Эта гипотеза была сформулирована им следующим образом: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка... Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе,- то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка» [5, c. 34].

Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям, потребности в самообразовании - сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. В педагогике и психологии, частных методиках многие вопросы, связанные с практическим решением этих проблем, достаточно хорошо изучены и исследованы. Исследования, проведенные под руководством таких видных ученых, как Б.Г.Ананьев, П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, Б.Ф.Ломов, Н.Г.Морозова, Е.А.Климов, В.С.Ильин, В.С.Мерлин, И.Т.Огородников; М.Н.Скаткин, Б.Т.Теплев, Г.И.Щукина, вооружают учителя знанием теоретических основ важнейших педагогических проблем, решаемых на практике; предоставляют конкретные научные факты и примеры дидактического, методического содержания [1, c. 50].

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

-увлеченное преподавание;

-новизну учебного материала;

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего школьного возраста