Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.
Экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Содержание работы

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль
современной социальной психологии.--------------------------------------------4
1.1.История развития экономической психологии.-----------------------------5
1.2.Предмет и объект исследований экономической психологии.----------6
1.3.Задачи и методы экономической психологии.-----------------------------10
2.Современные исследования в области экономической психологии.------16
2.1. Особенности отношения к деньгам.-----------------------------------------18
2.2. Исследования экономических представлений у детей.------------------23
Заключение------------------------------------------------------------------------------25
Литература-------------------------------------------------------------------------------27

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.психологии.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

      Достаточно эффективным инструментарием экономической психологии, особенно таких разделов, как бизнес и предпринимательство, является теория игр. Теоретико-игровые задачи используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, предложение дополнительного обслуживания, модификацию старой и новой продукции, моделирование экономического поведения инвесторов на рынке ценных бумаг. 
Успешно используются в управлении организационно-производственными системами программные методы сетевого планирования и управления, которые дают ответы на вопрос: когда начинать и заканчивать работы, как устранять препятствия, возникающие в ходе работ.

По мнению В. Познякова, классифицировать методы исследования в экономической психологии можно еще и другим образом, выделив три основных: 
• лабораторные эксперименты (различные экономические игры); 
• полевые исследования, проводимые в природных условиях; 
• специально разработанные опросные методики.

         В прикладной экономической психологии можно выделить три основных направления:

• консультирование фирм и индивидуальных клиентов по поводу конкретных проблем; 
• обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии;

• психология бизнеса.

         Развитие экономической психологии в России и Украине имеет определенные особенности по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Это касается, в частности, одной особенности в постановке проблем и определении направлений эмпирических исследований. Для западной экономической психологии характерно акцентирование внимания на процессах принятия экономических решений, экономическом поведении и взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и операций. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксированных эмпирических данных и анализа взаимосвязей между переменными, которые изучаются, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента, когда речь идет об изучении реального экономической жизни и социальную обусловленность психологических особенностей субъектов хозяйствования.

      Эта тенденция отражает игнорирование зарубежными учеными собственно социальных сторон и проблем экономической жизни: отношений собственности, бедности и богатства, безработица.

     Отечественная экономическая психология, наоборот, уделяет особое внимание именно этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. 
     Проведения эмпирических исследований по этим направлениям предусматривает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, которые выявляются с помощью опросных методов, но и изучать их связи с особенностями реальной экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. В данном случае перспективным является использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений. 
      Выбор и использование любого из этих методов определяется целью и задачами исследования.

      Провозглашенный в свое время В. Дильтея один из основополагающих принципов «психологии понимания»: «науки - это предмет и метод ...» - наводит на мысль, что экономическая психология, как и любая другая отрасль психологического знания, может претендовать на самостоятельное научное статус именно благодаря четко выраженным границам и отраслям научных методов, апробированные в данной отрасли и позволяют получать новые знания. При этом история науки показывает, что наращивание новых знаний может происходить благодаря использованию традиционных методов, хорошо зарекомендовавших себя в смежных отраслях, где организация и техника эксперимента развивались опережающими темпами. 
Подобная тенденция имеет место и в экономической психологии, где разработка собственных методологических и методических средств отстает от методов, которые нашли практическое применение в других областях научного знания для решения проблем экономической психологии.

 

 

2.Современные  исследования в области экономической психологии.

     Анализ выполненных в последние годы теоретико-эмпирических исследований позволяет утверждать, что развитие экономической психологии идет по двум основным направлениям. Первое ориентировано на изучение психологического содержания таких фундаментальных экономических феноменов как деньги, собственность, труд. Второе в большей степени ориентировано на исследование феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований, но с акцентом на их экономическое наполнение. В качестве относительно самостоятельных направлений в экономической психологии традиционно выделяются эмпирические исследования отношения различных социальных групп к деньгам и особенности "денежного поведения"( [14], стр. 207-303, [24]). В последние годы активно проводятся исследования психологических проблем российского предпринимательства ( [6], [9], 7], [16], [26], [27],[13] , стр. 181-266 и др.). В условиях рыночной экономики, когда человеческий труд все чаще рассматривается и оценивается как один из ресурсов, приносящих прибыль предприятию и один из товаров на рынке труда, все более актуальными становятся исследования психологических проблем занятости и безработицы([14] стр. 304-378). Исследуются субъективные возможности материального самообеспечения личности в изменяющихся социально-экономических условиях ([8], [13], стр. 577-601). Большое внимание исследователей привлекают психологические проблемы экономико-психологической адаптации российского населения к рынку, богатства и бедности ([14], стр. 460-482), экономической депривации [10]. Активно исследуются экономико-психологические аспекты качества жизни ([14], стр. 483-544). В качестве относительно самостоятельных направлений теоретико-эмпирических исследований выделяются изучение экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании ( [14], стр. 401-512) и экономического самоопределения личности ([5],[13], стр. 513-624). В последние годы исследователи обращаются к изучению психологических особенностей делового взаимодействия в совместной экономической деятельности ([15], [26]). Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и странах с развитой рыночной экономикой, хотелось бы обратить внимание на то, что в зарубежной экономической психологии одним из центральных направлений эмпирических исследований является изучение поведения потребителей. Это обусловлено и практической востребованностью таких исследований для научного обеспечения решения задач рекламы и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребителей. Для развития отечественной экономической психологии характерен изначально более высокий интерес к сфере производства материальных и духовных благ (и в меньшей степени их обмена и распределения), чем потребления. Это также связано и с традициями развития отечественной науки, и с практикой общественной жизни и исходящими от нее запросами. С одной стороны, к моменту оформления экономической психологии в России в самостоятельную отрасль знания в отечественной науке уже был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, связанный с исследованием психологических закономерностей поведения и взаимодействия людей именно в сфере производства (психологические исследования трудовой и профессиональной деятельности, совместной деятельности, трудовых коллективов, управления и руководства). С другой стороны, изучение потребительского поведения в отечественной науке традиционно осуществлялось в рамках относительно независимо сформировавшихся научных направлений: психологии торговли и психологии рекламы. Интеграция этих направлений - неизбежный этап становления экономической психологии.

 Нельзя не отметить еще одну особенность в постановке проблем и направлений эмпирических исследований. Для зарубежной, в первую очередь западной, экономической психологии характерно акцентированное внимание к процессам принятия экономических решений, экономического поведения, экономического взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и сделок. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами. Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчеркнуть принципиальную ограниченность возможностей лабораторного эксперимента для изучения реальной экономической жизни и социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Эта тенденция отражает избегание нашими зарубежными коллегами собственно социальных сторон и проблем экономической жизни: отношений собственности (этой святая святых буржуазного общества), бедности и богатства, отношений между предпринимательством и наемным трудом, безработицы. Для отечественной экономической психологии, напротив, характерно пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. Так, к теоретическому анализу психологических аспектов отношений собственности неоднократно обращались известные российские психологи, как Е.В. Шорохова ([29], стр. 28-55), [14], стр. 109-130), А.Д. Карнышев([14], стр. 139-166) и др. Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предполагает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных конструктивным представляется использование стратегии естественного эксперимента представлений и мнений, выявляемых с помощью опросных методов, но изучать их в связи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. И здесь очень, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности субъектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменений.

2.1. Особенности  отношения к деньгам.

В результате теоретико-эмпирического  исследования показано, что для современного российского менталитета характерны тесная связь понятия "деньги" с этическими категориями, а также нравственно-противоречивое отношение к деньгам (оценка денег одновременно и как добра и как зла). Даны психологические характеристики эмпирически выделенных личностных типов нравственной оценки денег[1].

     Целью исследования  является анализ нравственных  противоречий в отношении личности  к деньгам. Были поставлены  следующие задачи:  
1. Выявить основные виды противоречий в системе ценностей и норм поведения, способствующие возникновению нравственного конфликта личности в ее отношении к деньгам.

2. Раскрыть психологическое  содержание эмпирически выделенных  типов нравственной оценки денег. 

3. Рассмотреть взаимосвязь  отношения к деньгам и психологических характеристик экономической активности личности[1].

   «Деньги» являются понятием, экономическое содержание и значение которого тесно переплетается с психологическим. Помимо экономической целесообразности, отношение личности к деньгам регулируется связанными с ними системами ценностей и норм поведения, социальными установками, стереотипами и предрассудками, мифами, суевериями и т. д. Сознание людей наделяет деньги различным символическим содержанием и силой. Они нередко ассоциируются с высшими ценностями, в том числе моральными, а отношение людей к ним чаще всего является противоречивым. Деньги - одновременно добро и зло, сила и беспомощность, они символизируют безопасность и свободу, любовь и власть[1]. В современном мире деньги имеют наибольшую ценность в тех культурах, где они выражают принадлежность человека к определенному социальному классу. В странах с индивидуалистической культурой, в основе которой лежит протестантская трудовая этика, богатство является показателем индивидуальных достижений и богоизбранности . Для представителей этих культур справедливо образное выражение о том, что "деньги - это могучий волшебник, который может превратить беспомощного в могучего, а нелюбимого в любимого" [1].

       По-разному может восприниматься одаривание окружающих людей: как норма жизни, как благотворительность или как транжирство. С позиции нравственности могут быть оценены самые разные стороны экономического поведения и сознания: публичное обсуждение денежных вопросов; различные способы "добывания" денег; принципы их распределения (например, по труду, по потребностям, поровну); отношение к богатству и бедности; потребности, удовлетворяемые с помощью денег; социальные представления о том, как деньги влияют на отношения между людьми и т. д. Отнесение денег к тому или иному полюсу - добру или злу, а также противоречивое отношение к нравственным аспектам денег определяется не только целым спектром социальных, культурных, экономических, но и, разумеется, психологических факторов. Начиная с З. Фрейда, многие авторы выделяли личностные типы, характеризующиеся специфическим отношением к деньгам, способным привести к отклонению в экономическом поведении и внутриличностным конфликтам. Говорить о наличии внутриличностного конфликта можно в том случае если противоречия нравственных и иных ценностей или норм сопровождаются острыми негативными переживаниями в связи с деньгами, тревогой по поводу денег и как следствие - неэффективным экономическим поведением [1].

Многообразие видов  и форм протекания внутриличностных конфликтов предъявляет особые требования к методам его исследования. Предложенное и использованное в данной работе сочетание опросных и проективных методов анализа позволяет выявить конфликтное отношение личности к нравственной оценке денег, в том числе и при выраженной психологической защите[1].  
МЕТОДИКА  
Выборку исследования составили 152 человека - жители г. Москвы в возрасте от 18 до 55 лет, мужчины и женщины, студенты и работающие (представители разных профессий). Для этого по данным многочисленных исследований были отобраны двадцать пять категорий, наиболее тесно связанные с понятием "деньги": "свобода", "власть", "здоровье", "средство существования", "любовь", "зависимость", "конфликт" и другие.

   В результате кластерного анализа были выделены следующие семь типов нравственной оценки денег.

     Тип 1, получивший условное название "Деньги - добро и свобода", характеризуется связями понятия "деньги" с категориями "правдивость", "ответственность", "справедливость" и "свобода" (оценки выше 5 баллов), а также низкими оценками (ниже 3 баллов) по шкалам "лживость" и "безответственность". Достаточно высокие показатели связей "денег" с категориями "несправедливость" и "зависимость", тем не менее, значимо ниже, чем у большинства других типов. Такое соотношение противоположных по валентности нравственных категорий позволяет оценить отношение к деньгам представителей этого типа как нравственно позитивное и непротиворечивое.

     Тип 2, получивший название "Деньги - зло, свобода и зависимость" - характеризуется высокими показателями связей "денег" с понятиями "лживость", "беспринципность", "нетерпимость", "несправедливость" и низкими показателями по шкалам "правдивость", "принципиальность", "справедливость". Ниже, чем у большинства других типов, обнаруженные показатели по шкалам "ответственность" и "терпимость". У данного типа выявлена небольшая разница между оценками связей "денег" с противоположными понятиями "ответственность" и "безответственность". Важно и то, что оценки связей "денег с полярными понятиями "свобода" и "зависимость" практически равны и очень высоки (более 6 баллов). Сочетание таких характеристик позволяет интерпретировать отношение к деньгам представителей этого типа как нравственно негативное и противоречивое по показателям "свобода" и "зависимость".  
      Тип 3 назван "Деньги - несправедливость, нетерпимость и зависимость". Обнаружены самые высокие среди всех типов показатели связей "денег" с понятиями "принципиальность" (≈5 баллов), "несправедливость" и "зависимость" (≈7 баллов по 7-балльной шкале) в сочетании с самыми низкими оценками по шкале "свобода". Низкими являются оценки "правдивости", а показатели по шкале "лживость" примерно на 1.5 балла выше. Для этого типа характерна самая большая среди всех типов разница между высокой оценкой денег по шкале "нетерпимость" и низкой по противоположной шкале - "терпимость". Таким образом, отношение к деньгам представителей типа 3 является скорее негативным с невыраженными противоречиями. Противоречивыми (равновысокими) являются оценки денег только для одной пары нравственных понятий - "ответственность" и "безответственность".

Информация о работе Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях