Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.
Экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Содержание работы

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль
современной социальной психологии.--------------------------------------------4
1.1.История развития экономической психологии.-----------------------------5
1.2.Предмет и объект исследований экономической психологии.----------6
1.3.Задачи и методы экономической психологии.-----------------------------10
2.Современные исследования в области экономической психологии.------16
2.1. Особенности отношения к деньгам.-----------------------------------------18
2.2. Исследования экономических представлений у детей.------------------23
Заключение------------------------------------------------------------------------------25
Литература-------------------------------------------------------------------------------27

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.психологии.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Гуманитарный факультет

                          

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социальной психологии

 

на тему

 

 «Экономическая психология в современных социально-

 

психологических исследованиях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

                                                           2011г

 

 

 

 

 

                                       Содержание:

 

 Введение-----------------------------------------------------------------------------------3

1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль

   современной социальной психологии.--------------------------------------------4

   1.1.История развития экономической  психологии.-----------------------------5

   1.2.Предмет и объект исследований  экономической психологии.----------6

   1.3.Задачи и методы экономической  психологии.-----------------------------10

2.Современные исследования в  области экономической психологии.------16

   2.1. Особенности отношения к деньгам.-----------------------------------------18

   2.2. Исследования экономических представлений у детей.------------------23

 Заключение------------------------------------------------------------------------------25

 Литература-------------------------------------------------------------------------------27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

 

           В своей работе я хочу рассмотреть новую отрасль психологии – экономическую. Она возникла относительно недавно, и поэтому вызывает немалый интерес.                                              

            Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.

         Экономика без психологии не  может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль современной социальной психологии.

 

       "Экономическая психология" – новое понятие в российской психологической науке. Экономика и психология - две области знаний, изучающих один и тот же общий объект - человека. Экономическая наука исследовала отношения людей в общественном производстве, т.е. отношения «по поводу вещей», и уделяла недостаточно внимания воздействию личностных субъективных факторов на экономические отношения. Психологическая наука, в свою очередь, полностью сосредоточена на человеке, субъективных сторонах отношений людей независимо от конкретного экономического контекста этих отношений. Объединение усилий обеих отраслей дает возможность полнее отразить экономическую жизнь общества.

     Основоположниками экономической психологии принято считать Габриэля Тарда и Джорджа Катона. Тарду принадлежит двухтомный труд под названием "Экономическая психология", который был опубликован в 1902 г ( [21]с. 566). По определению Тарда, экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики. Дж. Катона – один из наиболее выдающихся исследователей экономической психологии в XX веке. Он первым начал в сотрудничестве с группой экономистов и социологов систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).2В наиболее полном объеме его теоретические представления о соотношении психологии и экономики описаны в книге "Психологическая экономика"([21]с. 567).

        Экономическая психология – прикладная наука, возникшая из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей стало исследование практических причин несоответствия поведения реального "экономического человека" тем теоретическим концепциям, которые строились экономистами ([31] с. 56). Экономическая психология как научная дисциплина изучает психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Кроме того, она изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности – от домашнего хозяйства и индивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации ([21]с. 567).

         Экономическая психология в России, является пограничной между двумя науками дисциплиной, и в последнее время развивается и развивается достаточно быстрыми темпами. Этому развитию способствуют, прежде всего, исследования, проводимые лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков, А. Б. Купрейченко, Т.В. Дробышева и др.), а также работы других известных психологов России – докторов наук: О. С. Дейнека, Д.А. Китов, В.Н. Машков, А.Н. Лебедев, В.В., Спасенников. и др. Вышедшие в начале 21 века работы (в первую очередь, два тома статей под названием «Проблемы экономической психологии», научные сборники и учебные пособия) пробудили интерес психологической общественности страны к вопросам, которые актуальны в связи с осуществляемыми экономическими реформами, и география исследований расширяется. Нужно подчеркнуть и значение экономической составляющей, когда в формирование и развитие новой отрасли знания вносят свой заметный вклад и ученые – экономисты. В первую очередь здесь надо отметить В.М. Соколинского, уже в 1999 году выпустившего свои работы «Психологические основы экономики» и «Основы экономической психологии», И.В. Андрееву (кстати, доктора экономических и кандидата психологических наук), подготовившую, вместе, с коллегами в 2000 году монографию «Экономическая психология. Социокультурный подход», В.А.Райзберга - автора интересной работы «Психологическая экономика» и некоторых других ученых – экономистов.

 

    1. История развития экономической психологии.

        Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале XX в. Развитие производственной ветви экономической психологии связывают с именем Г. Мюстенберга, а маркетинговая ветвь, представленная преимущественно в западной психологии, была заложена Г. Тардом. Одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии стал американский психолог Дж. Катона. Именно Дж. Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения [19]. Что касается истории экономической психологии, то её истоки можно, прежде всего, найти в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита (1723-1790) признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла (1824-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса (1883-1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая всё новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты. Она охватывает психологические проблемы обмена, распределения и потребления. Основы отечественной экономической психологии заложили в 80-е годы работы А. И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филиппова. Но интерес учёных в основном был сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни - производства и потребления, являются заработная плата и цена, налоги и прибыли, и другие чисто экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую. Обращаясь к структуре экономической психологии, следует заметить, что проблематика этой синтетической междисциплинарной науки очень богата и разнообразна. В западноевропейской и американской науке она включает три крупных раздела, рождённых тремя типами экономической реальности, а именно:

- рынок (это, прежде  всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);

- бизнес (поведение и  психологические особенности предпринимателя,  заключение сделок, ведение переговоров,  конкуренция, коммерческая тайна  и др.

- отношения «общество-гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).

 

1.2 Предмет  и объект исследований в экономической  психологии.

 

Любая наука может  быть понята как сфера человеческой деятельности, ос-

новной задачей которой  является выработка и систематизация знаний о мире.

Науки различают по ряду существенных признаков. В основе их базового де-

ления на группы могут  лежать специфические особенности  ее объекта — той из сторон реальности, на изучение которой данная наука направлена. Естественно, что ни одна наука не в состоянии описать свой объект полностью([22]с.82) 
      Науки различаются и по предметам исследования. Предмет не фиксирует

всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или

группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, ха-

рактеризуемые качественно  и количественно. Различные психологические

направления, эволюционируя, могут рассматривать сознание, сознательную

и бессознательную области  психики, поведение и т.д. [12]. Экономика же, в свою очередь, изучает законы развития экономических систем, которые проявляются в организации производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей людей. Предмет экономической психологии в первом приближении можно определить так: экономическое сознание и закономерности психического отражения человеком общественных отношений, складывающихся в процессе производства жизненных благ, в их взаимосвязи с производительными силами, причем не самих общественных отношений, а их идеальной формы в сознании человека, состоящий в процессе и в результате психического отражения. При этом нужно подчеркнуть, что психическое отражение означает не только воспроизведение в сознании человека идеальной картины мира, но и психическую регуляцию поведения и деятельности человека в соответствии с этой идеальной картины.

      Изменяется представление о предмете экономической науки — хозяй-

ственных системах и  хозяйственной деятельности. Классики создали науку

об экономическом поведении  людей в ситуации рыночных экономических

отношений, когда в  качестве объекта рассмотрения берутся  малые эконо-

мические системы —  фирмы, предприятия, хозяйства отдельных  владельцев.

Впоследствии такой  подход был назван микроэкономическим. Микроэконо-

мика оперирует понятиями: прибыль, цены, затраты; изучает отношения

между участниками рынка: производителями, потребителями, в  основу ана-

лиза закладывая понятие  конкуренции [23]._

    В. Позняков считает, что экономическая психология - это комплексная прикладная отрасль психологической науки, интенсивно развивается в последнее время, ее предметом являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. 
Предметом изучения экономической психологии является латентные механизмы человеческой психики, определяющие поведение личности и социальных групп в ответ на изменения таких экономических факторов, как отношения собственности, инфляция, условия найма и оплаты труда, финансовые кризисы, реклама и т.д.[18] По мнению С. Малахова экономическая психология как самостоятельная наука представляет собой интегрированное междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, возникающих в процессе хозяйственной жизни.[11] В. Попов считает, что предметом экономической психологии является раскрытие закономерностей общественно-психологических связей в цепочке экономическая деятельность - экономические отношения - экономическое сознание - экономическая психология[17]. По мнению А. Дейнеки предмет экономической психологии - это отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека[3]. Подытоживая все вышеупомянутые взгляды, заметим, что предметом экономической психологии на современном этапе развития этой науки являются закономерности взаимодействия экономических и психологических факторов в регулировании сознания и поведения личности и группы, или экономико-психологические процессы, состояния и личностные черты субъектов. Однако, несмотря на разнообразие таких явлений, можно выделить общее и главное для них - все они являются феноменами экономического сознания и поведения, подробнее рассмотрены в следующих разделах пособия. Можно выделить, по крайней мере, шесть методологических принципов современного этапа развития экономической психологии, которые являются конкретизацией принципов научной психологии, сложившихся исходя из особенностей ее предмета. 

 
Методологические принципы экономической  психологии: 
 
1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, благ. Психологические особенности экономического поведения имеют культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общества. 
2. Принцип субъектности означает, что человек не является пассивным объектом экономических действий и влияния экономических условий; это активный субъект, реализующий различные виды экономического поведения и вступает в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми). Основными признаками субъектности являются активность, осознанность действий, целостность и избирательность.

Информация о работе Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях