Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Большие возможности для использования знаний профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, психологов до сих пор редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же пытаются учесть психологический фактор, то делается это часто на основе не научных данных, а так называемой житейской психологии, или просто здравого смысла. Необходимо развивать психологический подход к оценке экономических процессов. Это становится все более и более очевидно. Практическая психология постепенно находит место в различных сферах экономической жизни.
Экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Содержание работы

Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
1.Экономическая психология – активно развивающаяся отрасль
современной социальной психологии.--------------------------------------------4
1.1.История развития экономической психологии.-----------------------------5
1.2.Предмет и объект исследований экономической психологии.----------6
1.3.Задачи и методы экономической психологии.-----------------------------10
2.Современные исследования в области экономической психологии.------16
2.1. Особенности отношения к деньгам.-----------------------------------------18
2.2. Исследования экономических представлений у детей.------------------23
Заключение------------------------------------------------------------------------------25
Литература-------------------------------------------------------------------------------27

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.психологии.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

   Тип 4 - "Нравственно-конфликтная оценка денег". Для этого типа характерны примерно равновысокие оценки связей "денег" с противоположными шкалами "правдивость" и "лживость", "принципиальность" и "беспринципность", "терпимость" и "нетерпимость", "справедливость" и "несправедливость", "ответственность" и "безответственность", "свобода" и "зависимость". Таким образом, у представителей данного типа имеет место противоречивое отношение к нравственной ценности денег. Ниже на основании анализа данных других методических приемов исследования будет показано, что его можно определить как конфликтное, т. е. вызывающее острые негативные переживания и тревогу в связи с деньгами.

      Тип 5 - "Нравственно-неопределенная оценка денег. Деньги - терпимость и ответственность". Для данного типа, как и предыдущего, характерны близкие оценки противоположных этических категорий - "правдивости" и "лживости", "принципиальности" и "беспринципности", "справедливости" и "несправедливости". Однако эти оценки не превышают 3 - 3.5 баллов, следовательно, противоречия между перечисленными понятиями в сознании респондентов являются невыраженными. Скорее всего, этот тип характеризуется состоянием переосмысления отношения к деньгам и является переходным от одного типа отношения к нравственной ценности денег к другому (ниже будет проверяться это предположение). Деньги - это в большей степени "свобода", нежели "зависимость". Для этого типа характерны высокие оценки по шкалам "ответственность" и "терпимость" в сочетании с самыми низкими оценками по шкалам "безответственность" и "нетерпимость". Таким образом, нравственные оценки денег у представителей типа 5 характеризуются слабо выраженной амбивалентностью (неопределенностью).

     Тип 6 обозначен "Деньги - зло и свобода". Обращают на себя внимание высокие оценки связей "денег" со шкалами "лживость", "беспринципность", "нетерпимость", "несправедливость" в сочетании с низкими оценками - со шкалами "правдивость", "принципиальность", "терпимость" и "справедливость". Подобное сочетание частично встречалось в описании типа 2 ("Деньги - зло, свобода и зависимость"). Однако, в отличие от него тип 6 характеризуется ярко выраженным преобладанием оценок "свободы" над "зависимостью". В целом, нравственная оценка денег представителями данного типа может быть описана как непротиворечивая негативная.  
    Тип 7 - "Нравственно-индифферентная оценка денег". Оценки нравственной ценности денег представителями этого типа являются равно низкими для всех сравниваемых пар этических категорий (≈2 балла). Выше только оценки по шкалам "несправедливость", "свобода" и "зависимость" (≈4 - 5 баллов). Однако и эти показатели ниже, чем у большинства других выявленных типов. Отношение к деньгам представителей данного типа можно определить как нравственно-индифферентное, поскольку в их сознании "деньги" не связаны с этическими категориями[1].  
       Тема денег сегодня имеет особую актуальность и в реальной жизни, и в науке. Разность восприятия денег как фактора детерминации абстрактных межличностных процессов экономического обмена делает их инструментально-символическим средством социального взаимодействия и достаточно психологизированным явлением. Деньги - своеобразный источник сведений при изучении истории, идеологии, религии, политической мысли общества, которое эти деньги “породило” и использует. Кроме того, сами по себе деньги, являясь изделиями, позволяют судить об уровне техники в тот период, когда они были изготовлены, а иногда на деньгах можно увидеть и шедевры изобразительного искусства [4].

    Современные исследования в области психологии денег можно условно разделить на следующие направления: базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию; сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам; повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями; психические расстройства, связанные с деньгами; специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья; проблемы экономической социализации; исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей; правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семье; деньги в профессиональной сфере[4].  Юношеский возраст, выступающий предметом многих исследований в зарубежной и отечественной психологии, рассматривающийся как переходный и критический период в развитии индивида (Л.С.Выготский, 1982; Л.И.Божович, 1995; В.Е.Каган, 1993; И.С.Кон, 1989; А.Н.Леонтьев, 1999; Д.Б.Эльконин, 1998 и др.), характеризуется углубленной рефлексией, самопознанием, выбором ценностно-смысловых ориентиров и началом самостоятельного жизненного пути. Центральным психологическим процессом для юности является формирование личностной идентичности (социально-ролевой, социально-экономической, возрастной, половой, полоролевой), а завершением данного этапа развития можно считать наступление эмоциональной зрелости индивида. Юность как завершающая стадия формирования зрелой психосоциальной идентичности оказывается самым важным и самым трудным возрастом в жизни человека.

    На восприятие денег оказывают влияние гендерные особенности личности, конституционально-психотипологические, которые детерминируют формирование у испытуемых социально-экономического статуса, связанного с вступлением в самостоятельную жизнь, что подтвердилось в ходе исследования.

 1. Психолого-семантическим анализом доказаны существенные различия в восприятии денег в зависимости от конституционально-психотипологических особенностей личности в юношеском возрасте:

- в восприятии денег  у испытуемых с циклоидной  структурой психотипа отмечается  негативное оценочное отношение  как к богатству, так и к  бедности с одновременным нарастанием  тревожных переживаний по поводу  способов добывания денег, когда последние противоречат морально-нравственным принципам личности. Для циклоидов характерна диффузность и размытость представлений о своей роли в социально-экономической иерархии, что указывает на избегание притязаний на роль социального лидера и стремление к внешним абстрактно-нейтральным целям;

- для представителей  истероидного психотипа характерны  слабо дифференцированные представления  об экономических отношениях. Высокий  уровень притязаний с ориентацией  на материальное благополучие  при недостаточности психолого-биологических резервов личности служит основой конфликтов, связанных с социально-экономической беспомощностью - пассивностью. В структуре обыденных представлений деньги выступают как самодостаточная ценность, обеспечивающая чувство защищенности и привилегированное положение среди сверстников;

- для испытуемых шизоидного  психотипа характерна ориентация  на духовно-нравственные ценности, поверхностное отношение к материально-вещественной  сфере, нежелание брать на себя  ответственность за достижение определенного материального комфорта, что, с другой стороны, не мешает им в финансово-экономической сфере реализовать врожденную рациональность, прагматичность и расчетливость, стремление создать для себя и своих близких добротный микросоциум;

- специфика обыденных представлений о деньгах у испытуемых с эпилептоидной структурой психотипа характеризуется выраженным стремлением к достижению материального благополучия, честолюбием, меркантилизмом, которые служат для них одним из средств достижения власти. Для них характерна осторожность в отношении способов достижения материальных ценностей с отвержением образа “Я” родителей как объектов первичной экономической социализации.

2. Подтверждены существующие  гендерные различия в отношении  к деньгам в представлениях обыденного сознания:

- юношам характерна  тенденция придавать деньгам  повышенную ценность. Достижение  финансового успеха, богатства “спаяно”  с образом настоящего мужчины.  Они более компетентны в обращении  с деньгами и более склонны  к риску при их приобретении. Юноши более доверчивы и самоуверенны в финансовых отношениях, реже, чем девушки, испытывают чувство беспомощности, зависти и стыда по поводу недостатка денег;

- девушки более фрустрированы  по отношению к деньгам, чем  юноши. Они в перспективе ориентируют себя на приобретение материальных ценностей, которые коморбидны представлениям “Ориентации на духовные ценности”. Для девушек характерен акцент на личных усилиях и способностях в отношении материального благополучия.

3. Психолого-семантическим  анализом подтверждено, что возрастающая потребность в жизненном самоопределении как у юношей, так и у девушек современной России, связана со значимым для них фактором материальных ценностей, в ущерб духовным ценностям, которые выявляют низкие значения. Лишь для представителей с шизоидной и циклоидной структурой личностного психотипа характерно равноценное отношение к материальным и духовным ценностям[4].

 

2.2. Исследования  экономических представлений у  детей.

 

       Проблема формирования экономических представлений и понятий у детей только начала прорабатываться в отечественной психолого-педагогической науке. Намного более подробно она рассмотрена западными исследователями[28]. Несомненно, формирование новых экономических знаний у ребенка невозможно без изучения уже имеющихся у него экономических представлений. Определение набора таковых может служить отправной точкой для разработки программ их экономического образования.

Под термином «представление»  мы будем понимать образ предмета, сцены или события, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения [25; с. 429-430]. Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, какие возрастные группы должны получать экономическое образование и какой должна быть для них учебная нагрузка[28].

    Исследования в области понимания детьми экономических отношений имеют не столь давнюю историю — три десятка лет. Формирование первых экономических представлений тесно связано с использованием денег детьми.

По итогам многих исследований были сделаны, в общем - то само собой напрашивающиеся выводы, которые можно было бы сформулировать так: 1) первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег: ребенок тратит свои карманные деньги, видит, как родители оплачивают свои покупки в магазинах и пр., 2) следовательно, чтобы ребенок, став взрослым, мог хорошо разбираться в экономике и таким образом имел бы возможность плодотворно заниматься предпринимательской деятельностью, ему обязательно нужно усвоить роль и природу денег; 3) дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4—5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; 4) к 9—10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег; 5) именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэкономические условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка (этот последний вывод был получен, в частности, в работе Р. Саттона).

      Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности:

  • семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,
  • общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),
  • основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),
  • непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги)[28].

     Ряд исследователей  утверждает, что личный опыт ребенка влияет на его представления о деньгах сильнее, чем уровень когнитивного развития. Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекается ребенок, — это покупки. Существует несколько предпосылок понимания ребенком процесса купли — продажи, а значит, цен и прибыли: ребенок должен знать о функции и происхождении денег, обмена, собственности, зарплаты служащим, расходах и доходах продавца. Все это делает понимание простого акта купли — продажи довольно сложным для ребенка. Выделяется несколько стадий развития понятия купли — продажи: 1) непонимание роли оплаты; 2) понимание оплаты покупателем без понимания оплаты продавцом; 3) понимание и соотнесение оплаты продавца и покупателя без понимания прибыли продавца; 4) понимание всех этих моментов .

       Многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Одним из важнейших способов экономической социализации детей являются карманные деньги[28].

     В исследованиях было показано, что на процесс развития экономических представлений ребенка влияют также такие факторы, как принадлежность к определенному социальному слою (классу), региональные и национальные особенности, а также пол ребенка. Как отмечает А. Фёнэм, менее ясно, в какой мере экономические представления могут быть развиты с помощью формального обучения в школе.

     У нас  практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран не входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Так, в ходе одного из экспериментов по преподаванию основ экономики 5-6-летним детям были получены очень обнадеживающие результаты. Причем некоторые родители смущенно признались, что их дети теперь знают об экономике больше, чем они сами, и вынуждены были «подтянуться». Та растерянность, которую испытывают многие школьные учителя, сталкиваясь с экономической деятельностью своих учеников, возможно, должна заставить нас, психологов и педагогов, тоже «подтянуться» по этому новому для старшего поколения предмету — рыночной экономике[28].

 

Заключение:

 

     В заключение своей работы хочется  сделать выводы.

     Экономическая психология - это комплексная прикладная отрасль психологической науки, изучающая психологию субъекта хозяйственных отношений (которыми могут быть один человек, нация, организация или государство) и закономерности взаимодействия и взаимовлияния экономических факторов и психических явлений, связанных с отражением в сознании человека различных сторон экономической жизни и регулированием экономической поведения.

Информация о работе Экономическая психология в современных социально-психологических исследованиях