Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением

Результаты  изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера  подростков с девиантным  поведением

Таблица 2.8 - Сводная матрица интеркореляций агрессивного поведения (индекс агрессивности и индекс враждебности) и  акцентуаций  характера 

 

ИВ

ИА

Гипертимность

-0,43

0,19

Застревание

0,06

0,12

Эмотивность

-0,14

-0,02

Педантичность

-0,16

-0,26

Тревожность

0,53

0,25

Циклотимность

0,64

0,33

Демонстративность

0,43

0,72

Возбудимость

0,19

-0,21

Дистимичность

0,52

0,88

Экзальтированность

0,03

0,01


 

Как видно из таблицы интеркорреляций  существует положительная взаимосвязь  между индексом агрессивности с  одной стороны, и такими акцентуациями как «тревожность», «циклотимность», «дистимичность» с другой стороны. Это значит, что высокому уровню враждебности соответствуют более высокие показатели тревожности, циклотимности и дистимичности.

Также с помощью корреляционного  анализа установлена положительная связь между индексом враждебности и акцентуациями характера по демонстративному типу  дистимичности.

На рис. 2.6. и  рис. 2.7. показана корреляция индекса агрессивных реакций и индекса враждебности с акцентуациями характера подростков с девиантным поведением.

Рисунок 2.6 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса агрессивности и акцентуаций характера подростков с девиантным поведением

Рисунок 2.7 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса враждебности с акцентуациями характера у подростков с девиантным  поведением

Результаты  изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера  подростков с обычным поведением

Таблица 2.9 - Сводная матрица интеркореляций агрессивного поведения (индекс агрессивности и индекс враждебности) и акцентуаций характера

 

ИА

ИВ

Гипертимность

-0,17

-0,18

Застревание

0,04

0,18

Эмотивность

0,08

-0,43

Педантичность

0,03

-0,04

Тревожность

-0,44

-0,50

Циклотимность

-0,25

-0,13

Демонстративность

0,12

-0,21

Возбудимость

0,53

0,09

Дистимичность

0,26

0,78

Экзальтированность

0,36

-0,04


Как видно из данных таблицы, существует отрицательная связь индекса  агрессивности и враждебности и  тревожности подростков с обычным  поведением и положительная связь индекса агрессивности и возбудимости. Также установлена положительная связь индекса враждебности и дистимичности.

Рисунок 2.8 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса агрессивности с акцентуациями характера у подростков с обычным поведением

2.4 Результаты  сравнительного анализа социально-психологических  особенностей подростков с обычным  и девиантным  поведением

 

Сравнительный анализ агрессивности подростков с  обычным и агрессивным поведением 

 

Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения агрессивности статистически достоверно друг от друга используют t-критерий Стьюдента.  Таблица 2.10. отражает значения коэффициента при котором существуют достоверные различия в уровне агрессивных тенденций.

Таблица 2.10 -  Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе агрессивных тенденции подростков с обычным и девиантным поведением

 

Mean

Std.Dv.

N

Diff.

Std.Dv.

t

df

p

О1

5,30000

1,750188

           

О2

4,10000

2,023546

20

1,2000

2,330575

2,3027

19

0,032772

ЧВ1

6,90000

1,970840

           

ЧВ2

4,50000

2,417045

20

2,4000

2,998245

3,5798

19

0,001998

ИВ1

11,55000

2,837252

           

ИВ2

9,30000

2,773939

20

2,2500

3,837145

2,6223

19

0,016766


Примечания: О1 и О2 – «обида»  подростков с девинантным и  обычным  поведением, ЧВ1 И ЧВА 2 – «чувство вины» подростков с девинантным и  обычным  поведением,  ИВ1 и ИВ 2 .-  индекс враждебности подростков с девинантным и  обычным  поведением

 

Таким образом, наше исследование выявило  наличие достоверных различий по таким показателям агрессивности, как обида (p=0, 03772), чувство вины (p=0, 001998),  и индекс враждебности (p=0, 016766).

У подростков с девиантным поведением  более выражена зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Высокие показатели чувства вины выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются, убежденность том, что они являются плохими  людьми, совершающим неправильные поступки.

 

Сравнительный анализ акцентуаций характера подростков с обычным и девиантным поведением

Как видно из данных таблицы  2.11, существует достоверные различия по таким типам акцентуаций, как  педантичность (p=0,000080), циклотимность (р=0,041500),  возбудимость (р=0,014107).

Таблица 2.11 - Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе акцентуаций характера подростков с обычным и девиантным поведением

 

Mean

Std.Dv.

N

Diff.

Std.Dv.

t

df

p

П1

11,00000

4,834089

           

П2

4,95000

1,637553

20

6,0500

5,414163

4,99734

19

0,000080

Ц1

16,80000

4,763899

           

Ц2

14,00000

3,783621

20

2,8000

5,727128

2,18643

19

0,041500

В1

18,30000

3,495862

           

В2

15,45000

3,926630

20

2,8500

4,715875

2,70270

19

0,014107


Примечания: П1 и П2 – педантичность  подростков с девиантным и обычным поведением, Ц1 и Ц2 – циклотимность подростков с девиантным и обычным поведением, В1 и В2 – возбудимость подростков с  девиантным и обычным поведением.

Сравнительный анализ  личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением

Таблица 2.12 - Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением

 

Mean

Std.Dv.

N

Diff.

Std.Dv.

t

df

p

Н1

6,800000

1,908430

           

Н2

4,550000

2,964261

20

2,25000

3,668859

2,74263

19

0,012940

П1

7,950000

1,820208

           

П2

4,550000

2,139233

20

3,40000

2,945112

5,16288

19

0,000055

РС1

6,950000

2,038446

           

РС2

4,400000

2,326054

20

2,55000

3,203206

3,56017

19

0,002089

Р1

6,550000

1,468081

           

 

Продолжение таблицы 2.12

Р2

3,800000

2,525658

20

2,75000

2,291288

5,36745

19

0,000035

О1

5,150000

0,988087

           

О2

7,400000

1,957442

20

-2,25000

2,446802

-4,11243

19

0,000593

ПН1

6,850000

1,631112

           

ПН2

4,450000

2,305029

20

2,40000

3,084767

3,47940

19

0,002510

Д1

5,850000

1,899446

           

Д2

4,350000

2,109502

20

1,50000

2,282658

2,93877

19

0,008428

И1

6,700000

1,341641

           

И2

4,050000

2,305029

20

2,65000

2,560325

4,62877

19

0,000183


Примечания: Н1 и Н2 – «невротизм»  подростков с девиантным и обычным  поведением, П1 П2. – «психотизм» подростков с девиантным и обычным поведением, РС1 и РС2– «расторможенность» подростков с девиантным и обычным поведением, Р1 и Р2 -  «робость» подростков с девиантным и обычным поведением, О1  и О2 – «общительность» подростков с девиантным и обычным поведением, ПН1 и ПН2 -  ««психическая неуравновешенность» подростков с девиантным и обычным поведением, Д1 и Д2 – «девиантность»  подростков с девиантным и обычным поведением, И1 и И2 «интроверсия» подростков с девиантным и обычным поведением.

 

У подростков с девиантным поведением выше показатели по шкалам «невротизм» (р=0,012940), «психотизм» (р=0,000055), «расторможенность» (р=0,002089), «робость» (р=0,000035), «общительность» (р=0,000593), ««психическая неуравновешенность» (р=0,002510), «девиантность» (р=0,008428), «интроверсия» (р=0,000183).

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

 

Результаты изучение агрессивного поведения, акцентуаций  характера и личностных свойств  подростков с обычным и девиантным поведением.

1. Исходя из результатов исследования личностных свойств подростков с девиантным поведениям можно охарактеризовать их как неуверенных в себе, нерешительных, неспособных преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Высокий уровень психотизма характеризует подростков с девиантным поведением как находящихся во внутреннем конфликте с собой. Существующее хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п. Для таких подростков  характерен высокий уровень социальной конфликтности, низкий самоконтроль, импульсивность, низкий уровень психической устойчивости, трудности социальной адаптации, негативное отношение к социальным требованиям.

Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения  и акцентуаций характера у  подростков с обычным и девиантным поведением

1. Наше исследование установило  наличие положительной взаимосвязи между индексом агрессивности с одной стороны, и такими акцентуациями как «тревожность», «циклотимность», «дистимичность» с другой стороны среди подростков с девиантным поведением. Была установлена положительная связь между индексом враждебности и акцентуациями характера по демонстративному типу  дистимичности.

Существует отрицательная связь  индекса агрессивности и враждебности и тревожности подростков с обычным  поведением и положительная связь  индекса агрессивности и возбудимости. Также установлена положительная связь индекса враждебности и дистимичности.

Результаты сравнительного анализа социально-психологических  особенностей подростков с обычным  и девиантным  поведением

1. Наше исследование выявило  наличие достоверных различий  по таким показателям агрессивности,  как обида, чувство вины, и индекс враждебности. У подростков с девиантным поведениям более выражена зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Высокие показатели чувства вины выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются, убежденность том, что они являются плохими  людьми, совершающим неправильные поступки.

2. Существует достоверные различия  по таким типам акцентуаций,  как педантичность, циклотимность, возбудимость между подростками с обычным и девиантным поведением. У подростков с девиантным поведением эти акцентуации выражены сильнее.

3. Существуют достоверные  различия по шкалам «невротизм», «психотизм», «расторможенность», «робость», «общительность», ««психическая неуравновешенность», «девиантность», «интроверсия» между подростками с обычным и девиантным поведением. У подростков с девиантным поведением  данные показатели выше. 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ

 

 

В соответствии с комплексной программой по профилактике детской беспризорности и преступности несовершеннолетних Республики Беларусь социальным педагогами и другими педагогическими работниками проводится системный анализ информации банка данных многодетных семей, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, опекунских семей, семей социального риска, семей социально опасного положения, семей воинов-интернационалистов, семьи, в которых родители инвалиды (1, 2 гр.), малообеспеченных семей; своевременно выявляются причины неблагополучия в семейных отношениях: проводится ранняя диагностика девиантного поведения учащихся, выявляются проблемы семейного воспитания, изучение психологического микроклимата семьи; осуществляется повышение педагогической культуры семьи: проводятся родительские лектории, психологические тренинги, индивидуально-профилактические беседы, индивидуальные беседы с родителями подростков, находящихся в социально опасном положении, проводятся дни открытых дверей («родительские субботы»), формируется уважение к семье у учащихся, социальной ответственности через преподавание общеобразовательных предметов, проводится обследование условий жизнедеятельности подростков, своевременное информирование в КДН о случаях выявления социально опасного положения, осуществляется своевременное информирование КДН о случаях домашнего насилия над подростками; посещаются семьи учащихся: с родителями устанавливаются отношения партнёрства и сотрудничества, изучаются взаимоотношения в семье и отношения родителей к детям.

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением