Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данных таблицы, 75% подростков с девиантным  поведением имеют  индекс агрессивности в пределах нормы, 15% испытуемых характеризуется низким уровнем агрессивных тенденций и 10% подростков с девиантным поведением характеризуется высоким уровнем индекса агрессивности. Табл. 2.2. отражает результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с  обычным поведением

Таблица 2.2 - Результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с  обычным поведением

Индекс агрессивности

Кол-во (чел)

%

1

Низкий

6

30

2

Средний

14

70

3

Высокий

   

4

Итого

20

100


 

Из предоставленных табличных  данных видно, что для большинства  подростков  с обычным поведением характерен средний уровень агрессивности, 30% испытуемых характеризуется низким уровнем агрессии и, высокий уровень агрессивных тенденций не диагностирован среди подростков с обычным поведением.

Рис. 2.1. наглядно отражает сравнительный анализ индекса агрессивности  среди подростков с  девиантным и обычным поведением.

Рисунок 2.1 - Результаты  сравнительного анализа индекса агрессивности среди подростков с девиантным и обычным поведением.

Примечания:  1 группа – подростки с девиантным поведением, 2 группа – подростки с обычным поведением.

 

Как видно на рис.2.1. агрессивные  тенденции более выражены у подростков с девиантным поведением. Среди  подростков с обычным поведением нашей выборки не выявлен высокий уровень агрессивного поведения, низкий уровень индекса агрессии у них более выражен по сравнения с подростками с девиантным  поведением.   

Результаты  изучения индекса враждебности

Табл. 2.3. отражает результаты изучения индекса враждебности среди подростков с  девиантным поведением

Таблица 2.3 - Результаты изучения индекса враждебности среди подростков с  девиантным поведением

Индекс агрессивности

Кол-во (чел)

%

1

Низкий

-

-

2

Средний

8

40

3

Высокий

12

60

4

Итого

20

100


Как видно из данных таблицы, 40% подростков с девиантным поведением характеризуется средний уровнем враждебности, для 60% испытуемых характерен высокий уровень  индекса враждебности. 

Табл. 2.4. отражает результаты изучения индекса враждебности среди подростков с   обычным  поведением

 

Таблица 2.4 - Результаты изучения индекса враждебности среди подростков с  обычным поведением

Индекс агрессивности

Кол-во (чел)

%

1

Низкий

-

-

2

Средний

14

70

3

Высокий

6

30

4

Итого

20

100


Как видно из данных таблицы, для 70% подростков с обычным поведением характерен средний уровень враждебности и для 30% - высокий уровень враждебных тенденций.

Рис. 2.2. наглядно отражает сравнительный  анализ индекса враждебности среди  подростков с  девиантным и обычным  поведением.

Рисунок 2.2 - Результаты  сравнительного анализа индекса враждебности среди подростков с девиантным и обычным поведением.

Примечания:  1 группа – подростки  с девиантным поведением, 2 группа –  подростки с обычным поведением.

Как видно на рис.2.2. для подростков с обычным поведением характерно преобладание среднего уровня враждебности, высокий уровень враждебности преобладает среди подростков с девиантным поведением.

 

Результаты  изучения акцентуаций характера  подростков с обычным и девиантным  поведением

 

Наличие акцентуации определялось, если количество баллов по выделенной  типу превышало 18 баллов.

Таблица 2.5. содержит результаты изучения типов акцентуаций среди подростков с девиантным поведением. 

Как видно из данных таблицы всего  среди подростков выявлено 9 акцентуаций характера по следующим типам:

1) гипертимному типу (13 человек,  что составляет – 65% всех подростков);

2) по застревающему типу (2 человека, что составляет 10%);

3) эмотивному типу (11 человек, что  составляет 55%);

4) тревожному типу (2 человека, что составляет 10%);

5) циклотимному типу (3 человека, что  составляет 15%);

6) демонстративному типу (6 человек,  что составляет 30%);

Таблица 2.5 - Акцентуации характера среди подростков с девиантным поведением

Тип акцентуации

АВ

%

1

Гипертимность

13

65

2

Застревание (ригидность)

2

10

3

Эмотивность (лабильность)

11

55

4

Педантичность

-

-

5

Тревожность

2

10

6

Циклотимность

3

15

7

Демонстративность

6

30

8

Возбудимость

8

40

9

Дистимичность

3

15

10

Экзальтированность

11

55

11

Не выявлено акцентуации

1

5

Всего

20

100


7) возбудимому типу (8 человек, что  составляет 40%);

8) дистимичному (3 человек, что составляет 15%);

9) экзальтированному  типу (11 человек, что составляет 55).

У одного человека не выявлено акцентуации  характера (5%).

Выделенные типы акцентуаций среди  подростков можно представить наглядно в виде следующей гистограммы (рис. 2.3.).

Рисунок 2.3 - Типы акцентуаций среди подростков с девиантным поведением

Таблица 2.6. содержит результаты изучения типов акцентуаций среди подростков с обычным поведением

Таблица 2.6 - Акцентуации характера среди подростков с обычным поведением

Тип акцентуации

АВ

%

1

Гипертимность

17

85

2

Застревание (ригидность)

3

15

3

Эмотивность (лабильность)

4

20

4

Педантичность.

3

15

5

Тревожность

3

15

6

Циклотимность

10

50

7

Демонстративность

11

55

8

Возбудимость

17

85

9

Дистимичность

1

5

10

Экзальтированность

12

60

Всего

20

100


 

Как видно из данных таблицы всего  среди подростков выявлено 9 акцентуаций  характера по следующим типам:

1) гипертимному типу (17 человек,  что составляет – 85% всех подростков);

2) по застревающему типу (3 человека, что составляет 15%);

3) эмотивному типу (4 человек, что  составляет 20%);

4) педантичному типу (3 человека, что  составляет 15%);

4) тревожному типу (3 человека, что  составляет 15%);

5) циклотимному типу (10 человек,  что составляет 50%);

6) демонстративному типу (11 человек,  что составляет 55%);

7) возбудимому типу (17 человек, что  составляет 85%);

8) дистимичному (1 человек, что составляет 5%);

9) экзальтированному типу (12 человек,  что составляет 60%).

Выделенные типы акцентуаций среди  подростков можно представить наглядно в виде следующей гистограммы (рис. 2.4.).

Рисунок 2.4 - Типы акцентуаций среди подростков с обычным поведением

 

Сравнительный анализ акцентуаций  подростков с обычным и девиантным поведением показывает, что у подростков с девиантным поведением более выражены  акцентуации  характера по циклотимному, демонстративному, возбудимому типам, а также акцентуация по экзальтированному типу. У подростков с девиантным поведением проявилась акцентуация по педантичному типу. Педантичный тип личности отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

 

Результаты  изучения личностных особенностей  подростков с обычным и девиантным  поведением

 

На основе полученных результатов исследования личностных свойств в каждой выборке испытуемых подростков были определены средние  значения стэнов по каждой из шкал методики: «невротизм», «психотизм», «депрессия», «совестливость», «расторможенность», «общая активность», «робость», «общительность», «эстетическая впечатлительность», «женственность», «психическая неуравновешенность», «девиантность», «интроверсия», «сензитивности» (Приложение).

Следующим этапом было вычисление средних значений в  целом по двум группам подростков, которые отражены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 - Средние значения по шкалам ПДО

№ шкалы

Подростки с  обычным поведением

Подростки с  девиантным поведением

1

4,5

6,8

2

4,5

7,9

3

4,4

6,9

4

6,3

5,4

5

5,4

6,2

6

6,7

7,5

7

3,8

6,5

8

7,4

5,1

9

6,1

5,3

10

6

5,4

11

4,4

6,8

12

4,3

5,8

13

4

6,7

14

5,3

4,8


На основе средних  значений была выстроена диаграмма  личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением, отраженная на рис.2.5.

 

Рисунок 2.5 - Выраженность личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением

Примечания:  1 группа – подростки  с  обычным поведением, 2 группа – подростки с девиантным поведением.

По диаграмме  видно, что значения подростков с  девиантным поведением по шкалам «невротизм», «психотизм», «расторможенность», «робость», «психическая неуравновешенность», «девиантность», «интроверсия» выше значений подростков с обычным поведением. Подростки с девиантным поведением имеют высокие уровни психотизма, невротизма, депрессии, что соответственно отражается на высоком уровне психической неуравновешенности, дифференцируемой из названных шкал; высокий уровень девиантности, интроверсии, робости и низкий уровень общительности по сравнению с уровнями соответствующих шкал подростков с обычным поведением.

Исходя из результатов  исследования личностных свойств подростков с девиантным поведениям можно охарактеризовать их как неуверенных в себе, нерешительных, неспособных преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Высокий уровень психотизма характеризует подростков с девиантным поведением как находящихся во внутреннем конфликте с собой. Существующее хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п. Для таких подростков  характерен высокий уровень социальной конфликтности, низкий самоконтроль, импульсивность, низкий уровень психической устойчивости, трудности социальной адаптации, негативное отношением к социальным требованиям.

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением