Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

В целом можно выделить следующие направления реабилитационной работы с подростками склонными к девиантному поведению.

Весь процесс оказания помощи несовершеннолетним «группы риска» предстает как  последовательный переход (перевод) подростка из одного социального пространства: «Специалист — Ребенок», в «Специалист — Подросток — Семья». И наконец, в третье: «Семья — Подросток — Специалист — Общество», где семья с подростком как воссозданная целостность, выходит в открытое пространство социальной жизни лишь при эпизодческой поддержке специалистов.

На первом уровне оказания помощи (микроуровне) сам подросток рассматривается как система. Здесь определяющую роль играют взаимосвязанные психолого-педагогические и социальные мероприятия, построенные на принципах восстановительного и коррекционного воспитания и обучения. Тем самым, достигая наибольшее улучшение социальной ситуации подростка, начинается процесс восстановления и коррекции нарушенных психических функций и социальных связей. Важное значение для начального этапа восстановления процесса социализации подростка в данной ситуации новообразование: осознание своей субъективности.

Решающую роль в оказании помощи играет второй — мезоуровень, где  подросток уже вступает в более широкий социальный контекст: в окружении семьи, во взаимодействии с другими детьми, сверстниками, друзьями, в поле влияний учреждений образования. На мезоуровне за счет выявления значения и функций в наличном социальном статусе подростка каждой из этих структур, а также осознания субъектного вклада каждого участника процесса оказания помощи, посредством развернутых взаимодействий удается скоординировать деятельность различных подсистем, чтобы они могли более плодотворно содействовать интеграции трудного подростка в жизнь социума. На мезоуровне, конструируя взаимодействия не только с подростком, но и с семьей, мы обеспечиваем социально-педагогическую поддержку и подростку, и его семье, целенаправленно корректируя ее усилия в процессе обучения и воспитания, развивая способы продуктивного взаимодействия у всех участников процесса оказания помощи. Результативность на мезоуровне достигается за счет того, что подросток «группы риска» рассматривается не как изолированный индивид с разнообразными отклонениями в поведении и социальном развитии, а как единая взаимосвязанная с другими членами общества система. А поскольку каждая отдельная структура, звено, подсистема мезоуровня имеют свои ресурсные возможности, их выявление и координация потенциалов специалистами, обеспечивают расширение коррекционно-развивающего пространства, одновременно, вовлекая и другие семьи, и новых специалистов уже на междисциплинарном и межведомственном уровнях.

Третий уровень оказания помощи — макроуровень — предполагает рассмотрение подростка и его семьи в рамках всего социума. Сюда входит прежде всего социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные обществом и призванные оказывать помощь социально-педагогическом процессе, продолжаются усилия специалистов во взаимодействии с семьей, направленные на интеграцию проблемного подростка в социум, на его социализацию.

Все три уровня оказания помощи тесно связаны между собой. Ситуация, складывается на макроуровне, влияет на характер протекания восстановления социального развития подростка на микро- и мезоуровнях через государственную политику в области здравоохранения, образования, занятости и др. Существует и обратная связь, когда на микро— и мезоуровне разрабатываются программы помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, которые оказывают влияние на позиции государственных институтов и содержание социальных программ, предусматриваемых на макроуровне.

Нами была разработана  программа по реабилитации подростков с девиантным поведением.

Цели программы:

  1. Создание в колледже условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для подростка пространство, где ему хорошо и интересно;
  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к колледжу;
  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
  4. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку подростку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников колледжа);
  4. Привлечь в воспитательный процесс колледжа представителей общественности.
  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
  6. Привлечь самих учащихся к укреплению правопорядка в колледже, вовлечь учащихся в кружки, мероприятия колледжа, клубы по интересам,  спортивные секции.
  7. Развивать систему организованного досуга и отдыха подростков «группы риска» в каникулярное время.
  8. Повышать самосознание учащихся через разнообразные формы работы.
  9. Своевременно  обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:

1. Выявление основных причин  появления подростков «группы риска».

2.  Восстановление законных юридических,  экономических, интеллектуальных  и социальных прав подростков.

3. Сформированные личностная и  социальная компетентности подростков,  коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.

4.  Развитые способности критически  мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

5.  Обучение умению владеть  эмоциями, справляться со стрессами,  тревожностью, избегать конфликтов.

6.  Сформированные умения неагрессивными  способами реагировать на критику,  самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение  противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

7.  Создание  условий гарантированной  социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав  и обязанностей; их неукоснительное соблюдение педагогами и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

8.  Развитие творческих способностей и талантов подростков, раскрытие их самобытности.

Основные формы работы с подростками:

Диагностическая работа:

Изучение индивидуально-типологических особенностей подростков;

Изучение особенностей межличностных отношений подростка;

Изучение  микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.

Консультативная работа:

Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;

Консультирование родителей по результатам диагностических исследований подростков;

Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с  подростками.

Просветительская  работа:

Индивидуальные, групповые  тематические беседы с учащимися;

«Круглые» столы по проблемным ситуациям  с учащимися;

Тематические беседы с родителями;

Проблемные педагогические консилиумы.

Коррекционно-развивающая работа

Коорекционно-развивающие занятия с подростками по результатам диагностических исследований.

Совместная работа со смежными службами:

 - КДН;

- педагоги дополнительного образования;

- врачи.

Диагностическая работа:

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

Изучение особенностей развития личности подростка:

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала  Кондаша).

Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

Диагностика агрессивности и конфликтности  у подростков (опросник Басса –  Дарки).

Диагностика потребности в поисках  ощущений (по методике М.Цукерман).

Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина).

Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова).

Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова).

Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

Изучение отношения к употреблению ПАВ.

Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско-родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Анкета для родителей.

 

Просветительская работа

Участники

Основные мероприятия

Работа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

Просветительская беседа – диалог: «Преступление и наказание».

Просветительская линейка по профилактике употребления ПАВ: «Мы выбираем жизнь».

Занятие – игра: «Человек свободного общества».

Круглый стол: «Учимся строить отношения».

Занятие  - игра: « Не бойся чувствовать».

Беседа – диспут: «СМИ – четвертая власть».

Занятие – ролевая игра: «Учимся  говорить – Нет!»

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Дискуссии:

«Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

«Прекрасное и безобразное в  нашей жизни»

«Легко ли быть молодым?»

«Как найти свое место в жизни?»

Игры:

Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»

Игра-дискуссия «Время выбирает нас»

Деловые игры «Эльдорадо», «Как устроиться на работу»

Правовая игра «Мой взгляд»

Ролевая игра «Хочу спросить»

Интерактивная игра «Я – дома, я  – в колледже, я – среди друзей»

Игра «Школа безопасности»

Тренинги:

«Умеем ли мы общаться?»

«Шесть шагов к себе»

Совместный тренинг подростков и родителей

Классные часы:

«Насилие и закон»

«Кто ты в XXI веке?»

«Толерантность и мы»

«ЗОЖ – что это значит?»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание».

Индивидуальные беседы, по профилактике употребления ПАВ: «Что делать?»

Беседа – круглый стол: «Помоги  ребенку сказать – Нет!»

Лектории:

«Уют и комфорт в вашем доме»

«Учим ли мы наших детей любить?»

«Нравственные законы жизни»

«Взаимодействие людей друг с другом»

«Подростки. Почему они разные?»

Семейные праздники:

«Наша родословная»

«Наши семейные традиции»

«Как мы жили без книг и газет?»

«Встреча весны»

Работа с педагогами

Круглый стол: «Трудный ребенок –  помоги ему учиться жить».

Беседа – диспут: « Работа над  ошибками».


 

Коррекционно-развивающая работа

Программа предоставляет возможность  краткосрочной работы. Требуется  немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность жизни колледжа.

Подбор подростков для занятий

 Для занятий берутся подростки, вызывающие беспокойство педагогов. Используются также данные обследований учащихся. Для контроля результатов обследование проводится до и после окончания цикла занятий. Для занятий отбираются подростки с "плохим поведением".

Цикл занятий предполагает работу одновременно с подростками, испытывающими различные трудности поведения. Взаимодействие подростков с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.

 

Организация и содержание коррекционной  работы

 Занятия проводятся в группе из 4-10 подростков. Продолжительность одного занятия 45-60 минут. Число занятий - 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить их ежедневно, но можно через день и даже по 1 разу в неделю.

Более частые занятия приводят к  более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из подростков заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с подростками лучше не в аудитории, а в помещении, позволяющем проводить игровые занятия. Потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

Таким образом, в данной части исследования представлена программа реабилитации подростков с девиантным поведением. Ее реализация позволит создать в колледже условия, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для подростка пространство, где ему хорошо и интересно; позволят осуществить коррекцию взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к колледжу; будут способствовать созданию механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся; достижению сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Отклоняющееся (девиантное) поведение  — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением