Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во- вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.

1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения

 

Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение подростка может носить характер как учебной [6], так и социальной дезадаптации.

К сожалению, в  обществе преобладает отношение  к отклоняющемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выраженными формами, люди стараются прежде всего получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь. В научной литературе по вопросам девиантного поведения также господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности можно только психологически — воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений — психологический и клинический.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

— вид нарушаемой нормы;

— психологические  цели поведения и его мотивация;

— результаты данного  поведения и ущерб им причиняемый;

— индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные  типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [16, с. 50].

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения  личности, на наш взгляд, принадлежит  Ц.П. Короленко и Т.А.Донских [19]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Антисоциальное  поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [19, c. 23].

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как  ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции. В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. В дальнейшем мы будем придерживаться собственной классификации поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное  поведение проявляется преимущественно  в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизми др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, прогулы  занятий или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, прогулы занятий, агрессивное поведение, злословие).

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более  других поведенческих девиаций находится  под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивнорелигиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую  включен подросток, может порождать) следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение [15].

В детском возрасте имеют место  курение и токсикомания, но в целом  для данного возрастного периода  аутодеструкция  малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси  деструктивное поведение, с двумя противоположными направлениями — на себя или на других.

По направленности и степени  выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) — просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) — асоциальное (пассивно-деструктивное) — саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) — самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

 

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

 

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

 

 

 

 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1. Методы и  этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки

 

В качестве социально-психологических  факторов девиантного поведения в современной психологической литературе выделяют личностные особенности, уровень агрессивности личности, степень ее конфликтности, уровень дезадаптации, а также наличии и степень выраженности  акцентуаций личности.

Программа экспериментального исследования строилась исходя из данных теоретических положений и результатов предыдущих исследований социально-психологических факторов девиантного поведения подростков.

Цель экспериментального исследования: выявление социально-психологических особенностей личности подростка с девиантным поведением.

Задачи экспериментального исследования:

1. Изучить уровень агрессивности  подростков с обычным и девиантным  поведением.

2. Выявить наличие и выраженность  акцентуаций характера подростков  с обычным и девиантным поведением.

3. Исследовать личностные особенности  подростков с обычным и девиантным  поведением.

4. Выявить наличие достоверных  различий по изученным социально-психологическим  особенностям подростков с обычным  и девиантным поведением.

Методы и методики исследования:

1. Опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности личности.

2. Опросник Шмишека на определение  акцентуаций характера.

3. Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского.

4. Методы математической статистики: коэффициент линейной корреляции  Пирсона, t-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий по выделенным факторам между двумя группами подростков.   

5. Графическое представление и  интерпретация результатов исследования.

Характеристика выборки. На  базе Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства было сформировано две выборки подростков: 1 группа подростков с обычным поведением (20 человек) и 2 группа с девиантным поведением – 20 человек (12 из них состоя на учете в КДН). Все испытуемые мужского пола, в возрасте 14-15 лет.

Описание методик исследования:

Опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности личности.

1. Басса–Дарки – опросник  личностный, разработан А.Бассом и А.Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Каждое утверждение относится к одному из восьми т.н. индексов форм агрессивных или враждебных реакций:

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности. Враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим. Агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением