Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендованное)

Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

(см. 3.2 настоящей  работы)

Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение опросника. Если Вы согласны с утверждением, поставьте в бланке ответов напротив номера утверждения знак плюс («+»), если не согласны, – знак минус («–»).

Текст опросника

1. Бывает, что я сержусь. 
2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.  
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.  
4. Судьба определенно несправедлива ко мне.  
5. Запоры у меня бывают очень редко.  
6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.  
7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.  
8. Мне кажется, что меня никто не понимает.  
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же. 
10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.  
11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 
12. У меня бывают часто странные и необычные переживания. 
13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения. 
14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.  
15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг. 
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу. 
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный. 
18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал. 
19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний. 
20. Голова у меня болит часто. 
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. 
22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили. 
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже). 
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми. 
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь. 
26. Я человек общительный. 
27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение. 
28. Большую часть времени настроение у меня подавленное. 
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни. 
30. У меня мало уверенности в себе. 
31. Иногда я говорю неправду. 
32. Обычно я считаю, что жизнь – стоящая штука. 
33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе. 
34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях. 
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. 
36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить. 
37. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой. 
38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают). 
39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.  
40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным. 
41. Часто у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое. 
42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы. 
43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым. 
44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).  
45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.  
46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают. 
47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому. 
48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает. 
49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга. 
50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку. 
51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. 
52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли. 
53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо. 
54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог. 
55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею). 
56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно. 
57. Я легко плачу. 
58. Я мало устаю. 
59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.  
60. С моим рассудком творится что-то неладное. 
61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия. 
62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают). 
63. Меня беспокоят сексуальные вопросы. 
64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился. 
65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки. 
66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде. 
67. Большую часть времени я испытываю общую слабость. 
68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает. 
69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 
70. Думаю, что я человек обреченный. 
71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не  стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например, в магазине. 
72. Я злоупотреблял спиртными напитками. 
73. Я часто о чем-нибудь тревожусь. 
74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ. 
75. Я редко задыхаюсь и у меня не бывает сильных сердцебиений. 
76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. 
77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным. 
78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено. 
79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи. 
80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте. 
81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались. 
82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.  
83. Кто-то управляет моими мыслями.  
84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится. 
85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом. 
86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.  
87. Я вполне уверен в себе. 
88. Никому не доверять – самое безопасное. 
89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. 
90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора. 
91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы. 
92. В игре я предпочитаю выигрывать. 
93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать. 
94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли. 
95. Я ежедневно выпиваю много воды. 
96. Счастливее всего я бываю, когда один. 
97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным. 
98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки. 
99. Я редко заговариваю с людьми первым. 
100. У меня никогда не было столкновений с законом. 
101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей – это как бы придает мне вес в собственных глазах. 
102. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости. 
103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 
104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом. 
105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю. 
106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается. 
107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие. 
108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди. 
109. Мне, как правило, везет. 
110. Меня легко привести в замешательство. 
111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали. 
112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу правиться. 
113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело. 
114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего. 
115. Мне кажется, что меня никто не понимает. 
116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. 
117. Я легко теряю терпение с людьми. 
118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу. 
119. Часто мне хочется умереть. 
120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть. 
121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел. 
122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним. 
123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня. 
124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким. 
125.Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. 
126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.  
127. Мне часто говорят, что я вспыльчив. 
128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.  
129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно. 
130. Я часто обращаюсь к людям за советом. 
131. Часто, даже тогда, когда для меня не складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично. 
132. Меня довольно трудно вывести из себя. 
133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.  
134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия. 
135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки. 
136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них. 
137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден. 
138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других. 
139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья. 
140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. 
141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку. 
142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь. 
143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон. 
144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей. 
145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными. 
146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно. 
147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми. 
148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех. 
149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить. 
150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других. 
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения. 
152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него. 
153. Я человек нервный и легко возбудимый. 
154. Все у меня получается плохо, не так, как надо. 
155. Будущее кажется мне безнадежным. 
156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным. 
157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное. 
158. Чаще всего я чувствую себя усталым. 
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях. 
160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений. 
161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи. 
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. 
163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений. 
164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут. 
165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Обработка результатов  осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого  с ключом по каждой из шкал: каждое совпадение оценивается в 1 балл. Начинать обработку  следует со шкалы «Достоверность», чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 8 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

Ключи к шкалам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ)

Шкала «Достоверность» (Д)  
«Нет» – 1,1 0, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.  

 

Шкала «Нервно-психическая  устойчивость» (НПУ) 
«Да» – 4, б, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41,

47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96,

98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123,

124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158,

161, 162. 
«Нет» – 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105,

127, 132, 134, 140. 
Всего 96 вопросов.

Шкала «Коммуникативные особенности» (КО)  
«Да» – 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133,

142, 151, 152.  
«Нет» – 26, 34, 35, 48, 74,85, 107, 130, 144, 147, 159.  
Всего 31 вопрос.

Шкала «Моральная нормативность» (МН) 
«Да» – 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165 
«Нет» – 13, 76, 97, 100, 160, 163. 
Всего 24 вопроса.

Шкала «Адаптивные  способности» (АС) является суммой шкал "Нервно-психическая

устойчивость" + "Коммуникативные  особенности" + "Моральная нормативность"; 
«Да» – 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30,

33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67,

68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94,

95, 96, 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117,

118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139,

141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161,

162, 164, 165. 
«Нет» – 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55,

58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147,

159, 160, 163. 
Всего 152 вопроса.

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом

АП             

НПУ            

  КО             

МН                  

стены                  

62 

46

27-31

18

1

51-61

38-45

22-26

15-17

2

40-50

30-37

17-21

12-14

3

33-39

22-29

13-16

10-11

4

28-32

16-21

10-12

7-9

5

22-27

13-15

7-9

5-6

6

16-21

9-12

5-6

3-4

7

11-15

6-8

3-4

2

8

6-10

4-5

1-2

1

9

1-5

0-3

0

0

10


Интерпретация результатов  теста 

 

 

Ниже среднего (1-3 стена)            

Выше среднего (7-10 стенов) 
            

НПУ

Низкий уровень поведенческой  регуляции,  
определенная склонность к нервно-психическим срывам,  
отсутствие адекватности самооценки  
и реального восприятия действительности

Высокий уровень нервно-психической устойчивости  
и поведенческой регуляции, высокая адекватная  
самооценка и реальное восприятие действительности.

КО

Низкий уровень развития коммуникативных  
способностей, затруднение в построении контактов с окружающими,  
проявление агрессивности, повышенная конфликтность. 

Высокий уровень развития  
коммуникативных способностей,  
легко устанавливает контакты  
с сослуживцами, окружающими,  
не конфликтен.

МН

Не может адекватно оценить  свое место 
и роль в коллективе, не стремится соблюдать  
общепринятые нормы поведения.

 
Реально оценивает свою роль  
в коллективе, ориентируется на 
соблюдение общепринятых норм поведения.


Шкала «Адаптивные  способности» (АС)

Итоговую оценку по шкале "адаптивные способности" (АС) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам: 
 АС = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные особенности" + "Моральная нормативность"; 
с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале "АС" методики "Адаптивность"

  

 
 

5-10 Группы высокой и нормальной адаптации.

Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям  
деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно  
легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.  
Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

3-4 Группа удовлетворительной адаптации

Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые  
в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды.  
Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.  
Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности.  
Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. 

1-2 Группа низкой адаптации.

Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера  и некоторыми признаками  
психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы.  
Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Приложение Б

(рекомендованное)

Опросник  УСК

(см. 3.2 настоящей  работы)                                                       

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2.Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3.Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4.Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7.Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.

15.Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18.Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20.В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21.Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

31.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.

36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38.Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде