Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

        3. Адаптация к учебному процессу вуза связана с приспособлением

студентов к  новой системе обучения, усвоению общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Адаптация к  учебному процессу вуза является наиболее проблемным видом адаптации для  первокурсников.

Причина сложности учебной адаптации  обусловлена существенными количественными  и качественными различиями между  деятельностью учащихся в условиях вуза и школы. В вузе выше интенсивность  умственной работы, больше объем усваиваемых  знаний, имеется, как правило, резко  выраженная неравномерность нагрузки, крайне возрастающей в период сессий. Качественные различия характеризуются резким изменением круга изучаемых предметов, появлением профилирующих предметов, с которыми студент связывает свою личную перспективу, изменением содержания учебного процесса (в большинстве случаев учебников, полностью соответствующих программе вуза, нет и приходится пользоваться несколькими источниками, основанными на различных подходах); изменением в формах контроля и оценки учебной деятельности (повседневный контроль и систематическая оценка практически отсутствуют); изменением характера взаимоотношений преподавателя и учащегося (преподаватель видит в студенте самостоятельного человека и предпочитает быть с ним «на равных»). Кроме того, студенту-первокурснику при поступлении в вуз приходится приспосабливаться одновременно и к новым требованиям, предъявляемым высшей школой, и к новым условиям обучения. Другими словами, адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств) факторов, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе.

         4. Социальная адаптация предполагает интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений, приспособление ее к новому

социальному окружению, усвоение принятых здесь  социальных норм и ценностей, традиций; организацию адекватного микросоциального взаимодействия. При этом процесс социальной адаптации выступает как единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.

        Социальная составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли обучаемого, привыкание к статусу студента, трансформацию круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии.

Основными показателями социальной адаптации являются удовлетворенность  студенческим коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологический  климат студенческой группы); взаимоотношения  с преподавателями и кураторами групп; проявление учащимся социальной активности в общественной жизни вуза.

       5. Адаптация к новым бытовым условиям предполагает изменение места жительства, самостоятельную заботу о питании, возникновение необходимости самостоятельно распределять денежные средства и появление новых бытовых обязанностей.

 

 

  1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде.

        Адаптация к учебному процессу вуза связана с приспособлением студентов к новой системе обучения, усвоению общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Адаптация к учебному процессу вуза является наиболее проблемным видом адаптации для первокурсников.

Причина сложности учебной адаптации  обусловлена существенными количественными  и качественными различиями между  деятельностью учащихся в условиях вуза и школы. В вузе выше интенсивность  умственной работы, больше объем усваиваемых  знаний, имеется, как правило, резко  выраженная неравномерность нагрузки, крайне возрастающей в период сессий. Качественные различия характеризуются резким изменением круга изучаемых предметов, появлением профилирующих предметов, с которыми студент связывает свою личную перспективу, изменением содержания учебного процесса (в большинстве случаев учебников, полностью соответствующих программе вуза, нет и приходится пользоваться несколькими источниками, основанными на различных подходах); изменением в формах контроля и оценки учебной деятельности (повседневный контроль и систематическая оценка практически отсутствуют); изменением характера взаимоотношений преподавателя и учащегося (преподаватель видит в студенте самостоятельного человека и предпочитает быть с ним «на равных»). Кроме того, студенту-первокурснику при поступлении в вуз приходится приспосабливаться одновременно и к новым требованиям, предъявляемым высшей школой, и к новым условиям обучения. Другими словами, адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств) факторов, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе.

        Социализированность личности, в зависимости от конкретной групповой ситуации, может стать основой как для адаптированности, так и для дезадаптированности. Если в данном обществе моральные нормы и принципы, а также другие общечеловеческие ценности служат главным средством маскировки эгоистических стремлений, т.е. если доминирующей социальной ориентацией людей является двуличие (а во многом таково положение вещей в буржуазном обществе), то вполне естественно, что социализированность личности, осуществленная путем интернализации общечеловеческих ценностей, может стать постоянной причиной фрустрированности и дезадаптированности. Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых групп, организации и всего общества. Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности. Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других – хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых её положение близко к полной дезадаптированности. Все вышесказанное позволяет прийти к еще одному выводу, касающемуся соотношения социализации и адаптации: поскольку социализация личности не всегда обеспечивает её социально-психическую адаптацию, следует выделить две ее разновидности: а) адаптирующую социализацию и б) дезадаптирующую социализацию.”7

         В 1960-е гг. исследования адаптации приобрели практическую направленность – разрабатывались специальные программы, нацеленные на уменьшение культурного шока и помощь в принятии новой культуры. В частности, были выделены следующие категории проблем студентов, обучающихся в вузах других стран:8 связанные со статусом студента как иностранца (адаптация к непривычному социокультурному окружению); общие для любого первокурсника (соответствие требованиям высшей школы), осложненные иностранным происхождением; общие для молодежи на данном возрастном этапе; обусловленные этническим (страна происхождения студента) статусом в другой стране. Были обозначены основные параметры адаптации: степень владения языком страны пребывания; возраст; пол; ожидания; ситуационные переменные (характер первоначальных контактов с местными жителями и др.); предыдущий опыт пребывания в иной культуре. В качестве позитивного фактора адаптации был выделен критерий «общения» (увеличение числа социальных взаимоотношений способствует адаптации), в качестве потенциально опасного – «эффект двойной принадлежности» (чрезмерная идентификация с чужой культурой).

        В отечественной литературе адаптация рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли9. И. В. Ширяева определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы»10. Трудности адаптации иностранных студентов отличны по содержанию от трудностей российских студентов (преодоление дидактического барьера), зависят от национальных и региональных характеристик и изменяются от курса к курсу. В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокультурной и учебной среде таковы: 1) вхождение в студенческую среду; 2) усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения; 3) формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление «языкового барьера», усиление чувства академического равноправия. По мнению М. А. Ивановой и Н. А. Титковой11, факторами, детерминирующими успешность адаптации иностранного студента, являются, в первую очередь, психологическая атмосфера в учебной группе и социометрический статус преподавателя высшей школы.

Итак, адаптация  – это приспособление организма  к внешним условиям. В настоящее  время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую  и социальную адаптацию. В психологии адаптация рассматривается в контексте активности личности.

Адаптация к учебному процессу вуза связана  с приспособлением студентов к новой системе обучения, усвоению общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Адаптационный процесс в вузе можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма здоровья. Выделяют различные факторы адаптации студентов к образовательному процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Локус контроля личности в психологической адаптации

 

2.1 Изучение локуса контроля личности

  Одной из важных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля.

Появление этого понятия в психологической  литературе в первую очередь связано  с работами американского психолога Дж. Роттера, который предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: 1) интернальный и 2) экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремлённость, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убеждён, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.п. Любой индивид занимает определённую позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.12

Введение  в психологию понятия локуса контроля стимулировало огромное количество исследований этого феномена, поток  которых продолжает нарастать и  в настоящее время. Оказалось, что  принадлежность человека к тому или  иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные  характеристики его психики и  поведения. Обзоры работ по этой проблематике констатируют, что интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность; они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своём поведении.13

У интерналов временная перспектива охватывает значительно более дальнюю зону (как в будущем, так и в прошлом) и насыщена большим количеством событий.

Интерналы проявляют большую когнитивную активность, чем экстерналы. Они больше интересуются характером, причиной и лечением болезни и активнее борются за выздоровление. Интерналы более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском. Они проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное, легкодоступное удовольствие ради достижения отдалённого, но более ценного блага.14

Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа ведёт к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого вознаграждения. Их общая удовлетворённость трудом значительно выше, чем у экстерналов. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях. Есть данные, что интерналы более успешны в учёбе, как в средней, так и в высшей школе.15

В отечественной  психологической практике чаще всего  используются три варианта методик измерения локуса контроля:

  1. оригинальная шкала Роттера в прямом переводе на русский язык;
  2. опросник уровня субъективного контроля (УСК), созданная Бажиным Е. Ф., Голынкиной Е. А. и Эткиндом А. М. в Петербургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984) [6];
  3. опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пантелеевым С. Р., Столиным В. В. на факультете психологии МГУ.16

Таким образом, локус контроля - важная интегральная характеристика личности, показатель взаимосвязи отношения к себе и окружающему миру с точки  зрения ответственности. Интернальность и экстернальность – это не частная личностная черта, а определённый личностный паттерн, комбинация, целостно отражающая убежденность в возможности и способности контролировать, организовывать собственную жизнь. Степень развитости чувства ответственности может рассматриваться как одно из главных отношений человека к жизни. Его измерение и изучение имеют огромное значение для теоретической   и практической психологии.

 

  1. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности

Что имеется  в виду под "социальной зрелостью  человека"? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями - как  определить человеческую зрелость. Б. Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие "зрелость" постепенно заменяется понятием "взрослость". Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.17

Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде