Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени

Обработка результатов  проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются  «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ 

Шкала

«+»

«–»

Σ

Ио

2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

 

Ид

12; 15; 27; 32; 36; 37

1; 5; 6; 14; 26; 43

 

Ин

2; 4; 20; 31; 42; 44

7; 24; 33; 38; 40; 41

 

Ис

2; 16; 20; 32; 37

7; 14; 26; 28; 41

 

Ип

19; 22; 25; 31; 42

1; 9; 10; 24; 30

 

Им

4; 27

6; 38

 

Из

13; 34

3; 23

 

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых»  баллов в стандартные оценки

Стены

«Сырые» баллы

Ио 
интервал

Ид 
интервал

Ин 
интервал

Ис 
интервал

Ип 
интервал

Им 
интервал

Из 
интервал

от

до

от

до

От

до

от

до

от

до

от

до

от

до

1

-132

-14

-36

-11

-36

-8

-30

12

-30

-5

-12

-7

-12

-6

2

-13

-3

-10

-7

-7

-4

-11

-8

-4

-1

-6

-5

-5

-4

3

-2

0

-6

-3

-3

0

-7

-5

0

3

-4

-3

-3

-2

4

10

21

-2

1

1

4

-4

-1

4

7

-2

-1

-1

0

5

22

32

2

5

5

7

0

3

8

11

0

1

1

2

6

33

44

6

9

8

11

4

6

12

15

2

4

3

4

7

45

56

10

14

12

15

7

10

16

19

5

6

5

6

8

57

68

15

18

16

19

11

13

20

23

7

8

7

8

9

69

79

19

22

20

23

14

17

24

27

9

10

9

10

10

80

132

23

36

24

36

18

30

28

30

11

12

11

12


 

Интерпретация результатов 

Проанализируйте количественно и качественно  Ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Описание шкал

  • Шкала общей интернальности (Ио).

Высокий показатель по этой шкале  соответствует высокому уровню субъективного  контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале  соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

  • Шкала интернальности в области достижений (Ид).

Высокие показатели по этой шкале  соответствуют высокому уровню субъективного  контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие  люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и  есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

  • Шкала интернальности в области неудач (Ин).

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

  • Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

  • Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).

Высокие показатели свидетельствует  и том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т.д.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

  • Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).

Высокие показатели свидетельствуют  о том, что человек считает  именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

  • Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

Высокие показатели свидетельствуют  о том, что человек считает  себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в  этом себя и полагает, что выздоровление  во многом зависит от его действий.

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь  и здоровье результатом случая и  надеется на то, что выздоровление  придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Для профессиональной диагностики  наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической  коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами24.

1 H.Hartmann, Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y.,1958, с.10.

2 H.Hartmann, Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y.,1958, с.26-27.

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с

4 Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera»)

5 Балл Г.А. Понятие адаптации и его значения для психологии личности.// Вопросы психологии.- 1989

.№ 1.-С.35

6 Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л. Л. Редько,

Ю. А. Лобейко. – М.: Илекса, 2008. – 296 с.

7 А.А.Налчаджян. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988, сс. 28 - 32.

8 Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. – 2001. – №9.

9 Щуревич Г.А., Зинковский А. В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе. – СПб., 1994.

10 Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе. – Л., 1980.- 9 с.

11 Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.

12 Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалёва и В. В. Столина. − СПб.: Речь, 2003-440 с.

13 Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

14 Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с

15 Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

16 Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983. – 286 с.

17 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»)

18 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»)

19 Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. Образования; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 495 с. С.39 – 47.

20 Бодалёв А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 5. - С. 73 – 79.

21 Бодалёв А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 5. - С. 73 – 79.

22 Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999.

23 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

24 Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.

 


Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде