Адаптация студентов к образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.
Задачи:
- Проанализировать теоретические представления адаптации в психологии.
- Проанализировать факторы адаптации студентов к образовательной среде.
- Проанализировать эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии
1. 1 Психологическая природа адаптации……….….………………..6
1. 2 Виды адаптации…………………...………………........................8
1. 3 Факторы адаптации студентов к образовательной среде…….11
2 Локус контроля личности в психологической адаптации
2. 1 Изучение локуса контроля личности ………………………......16
2. 2 Локус контроля личности и социальная зрелость личности…18
3 Эмпирическое исследование адаптации студентов к образовательной среде
3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21
3.2 Описание методики исследования………………………………..21
3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая))))14 мая новая.docx

— 159.77 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 


ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


 

Кафедра психологии

 

 

 

Лазаренко Алёна  Викторовна

 

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Студент гр. С4302

__________________

                                                                     (подпись)

Руководитель  к. пед. н., доцент

_____________  Е.И. Белоус

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________  2013г.  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 2013 г.


 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2013

                                             Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1 Теоретические  подходы к исследованию адаптации  в психологии

1. 1 Психологическая  природа адаптации……….….………………..6

1. 2 Виды  адаптации…………………...………………........................8

        1. 3 Факторы адаптации студентов  к образовательной среде…….11

2 Локус контроля  личности в психологической адаптации

2. 1 Изучение  локуса контроля личности ………………………......16

2. 2 Локус  контроля личности и социальная зрелость личности…18

3 Эмпирическое  исследование адаптации студентов  к образовательной среде

       3.1 Цель, задачи исследования……………………………….............21

       3.2 Описание методики исследования………………………………..21

       3.3 Анализ результатов исследования……………………….............24

Заключение…………………………………………………………………...33

Список литературы………………………………………………………….36

Приложения А………………………………………………………………..38

Приложение Б………………………………………………………………..52

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

  Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Адаптация − это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Необходимо отметить, что адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

   Первый "адаптационный опыт" человек получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий "переломный" момент − это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

   В контексте целей обучения в вузе,  адаптация  означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

         В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

      Исследованию проблем адаптации в биологии и физиологии посвящены работы П. К. Анохина, И. П. Павлова, Г. Селье, И. М. Сеченова и др.

      Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды разрабатывались Б. Г. Ананьевым, В. В. Антиповым, Ж. Годфруа, В. В. Гриценко, Э. Ф. Зеером, В. В. Константиновым, В. В. Пархомчук и др.

     Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в трудах Р. Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О. С. Советовой, Н. С. Южаниной и др.

     Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В. М. Дугинца, B. JI. Бозаджиева, В. В. Лагерева, Р. Х Махмутовой, JI. A. Носовой, М. Ф. Фатхуллина и др.

Цель курсовой работы: выявить и описать параметры адаптации студентов к образовательной среде.

Задачи:

- Проанализировать  теоретические представления адаптации  в психологии.

-   Проанализировать факторы адаптации  студентов к образовательной  среде.

-   Проанализировать эмпирическое  исследование адаптации студентов  к образовательной среде.

Объект и предмет курсовой работы.

Объект: адаптация.

Предмет: адаптация студентов к образовательной среде.

Структура работы: состоит из введения, теоретической, практической части, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении поставлены цели и задачи исследования, выявлены предмет и объект исследования. Поставлена также актуальность и значимость работы.

       Теоретическая часть рассматривает понятие, структуры и природы адаптации с точки зрения зарубежных и отечественных ученых, изучается адаптация студентов к образовательной среде, его особенности и характеристика.

       Практическая часть представляет собой исследование адаптации среди студентов-бакалавров первого курса по специальности «Психология». В эксперименте приняло участие 20 человек. В результате проведённого эмпирического исследования представлен диагностический материал, анализ полученных данных и их интерпретация. В заключении даётся краткий обзор курсовой работы.

         Данная курсовая является одним из этапов исследования адаптации студентов к образовательной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические подходы к исследованию адаптации в психологии

 

    1.  Психологическая природа адаптации.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.1 В психологии адаптация рассматривается в контексте активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще З. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации:

1) аллопластическая  адаптация достигается теми изменениями  во внешнем мире, которые человек  совершает для приведения его  в соответствие со своими потребностями;

2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.2 К этим двум разновидностям Г. Гартман добавляет еще одну – поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.

       Среди работ психоаналитического направления следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона, по мнению которого в системе «индивид – среда» одной стороной адаптационного взаимодействия являются конфликты и защиты, а другой – сотрудничество и гармония. При этом он выдвигает положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.3

А. Маслоу в рамках гуманистического направления психологии в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой.4

      Существенный вклад в разработку широкого понимания адаптации был внесен Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация – и в биологии, и в психологии – рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его, по сути, обозначают термином «адаптация», употребляя в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта.5

       С точки зрения Ф. Б. Березина, выделяют следующие уровни психологической адаптации:

– индивидуально-психологический  уровень включает в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.) На этом уровне осуществляется поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья;

– социально-психологический  уровень включает в себя особенности  микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет социального окружения, достижение социально-значимых целей.

Нарушение гомеостатического баланса во втором случае, по мнению Ф. Б. Березина, может  возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которой существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании потребностей и целей индивида; при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности. На данном уровне выделяются следующие основные типы адаптационного процесса: первый тип, характеризующийся активным воздействием на социальную среду, и второй тип, характеризующийся пассивным приспособлением (конформистским принятием окружающего).6

 

    1.  Виды адаптации.

       Процесс адаптации у обучающихся в вузе включает в себя пять динамических подструктур или видов адаптации, которые являются во многом взаимосвязанными и взаимообусловленными:

  1. Физическая адаптация.

  2. Психологическая адаптация.

  3. Адаптация к учебному процессу вуза (дидактическая).

  4. Социальная адаптация.

  5. Адаптация к новым бытовым условиям.

      Таким образом, адаптационный процесс в вузе можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма здоровья.

        1. Физическая адаптация связана с физическими энергозатратами организма на адаптацию к вузовской системе обучения, оптимальным формированием психофизиологического соотношения и сохранением физического здоровья студентов. Основные показатели физической адаптации: стабильность в процессе учебы функционального состояния организма и здоровья учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); изменения уровня работоспособности и физической активности организма; субъективное восприятие опрашиваемыми напряженности индивидуального адаптационного процесса.

       Физическая адаптация обучающихся в основном связана с ломкой старого школьно-домашнего стереотипа поведения, с приспособлением студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, значительным изменениям привычного уклада и режима жизни после поступления в вуз.

        2. Психологическая адаптация играет ведущую роль, опосредуя характер протекания других видов адаптации. При этом психологическая адаптация рассматривается как приспособление личности к вузовской системе обучения, выражающееся в адекватном реагировании на возникающие жизненные ситуации, сохранении оптимального психоэмоционального здоровья. Данный вид адаптации напрямую зависит от совпадения ожиданий студентов от обучения в вузе с реальной ситуацией обучения.

Информация о работе Адаптация студентов к образовательной среде