Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

ЗАДАНИЕ 6. РЕЧЕВЫЕ  АНАЛОГИИ

Инструкция:

«А теперь представь: «стол  — скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол — скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол — скатерть». «Пол» — выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Запишите ответ. Если ребенок  ответил неправильно, не говорите ему  об этом, а следующее задание разберите  с ним как пример.

Продолжение инструкции:

«Огород — морковь» —  как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде  растет морковь, да? Тогда к слову  «сад» какое слово подойдет, чтобы  получилось так же, как «огород  — морковь»? «Сад» — выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка». Запишите ответ. Если ребенок снова  ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

ЗАДАНИЕ 7. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ

 а) Исправление семантически  неверных фраз Инструкция:

«Послушай предложение и  подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы  было верно.»

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к  следующему предложению. По просьбе  ребенка предложение можно повторить, отметив это в Бланке ответов. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение  делается аналогично.

б) Восстановление предложений

Продолжение инструкции:

«А в этом предложении  в середине что-то пропущено (слово  или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи, какое предложение получится.»

Зачитайте предложение, делая  паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите  его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Второе предложение делается аналогично.

в) Завершение предложений  Продолжение инструкции:

«А теперь я начну предложение, а ты закончи.»

Произнесите начало предложения  так, чтобы оно интонационно звучало  незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это  предложение.» Затем повторите  начало предложения и отметьте это на Бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка, хвалите его за работу.

ЗАДАНИЕ 8. ИНТУИТИВНЫЙ  ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ

Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию.

Инструкция:

«А теперь посмотри на эти  картинки. Кто в верхнем рядочке  лишний? Покажи. А в следующем  рядочке какая картинка лишняя?» И так далее.

Запишите ответы. Если ребенок  медлит с ответом, спросите его: «Ты  понимаешь, что нарисовано на картинках?»  Если ему не понятно — назовите сами.

Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (для четвертого задания это характерно), отметьте это в Бланке ответов. Затем попросите  ребенка поискать еще и запишите, какую картинку он после этого  выберет. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте

 

ЗАДАНИЕ 9. ВИЗУАЛЬНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Откройте перед ребенком страницу с первыми двумя заданиями. Инструкция:

«А здесь в верхнем  рядочке две картинки лишние. Три  можно объединить, а две к ним  не подходят. Какие не подходят? Покажи (записать ответ). А здесь — какие две картинки лишние (указать на следующий ряд)? Три картинки тоже объединяются, а две другие — лишние. Какие? Покажи».

Запишите ответы, пояснений  не требуйте. Покажите ребенку картинки с двумя следующими заданиями.

Продолжение инструкции:

«А здесь в верхнем  рядочке две картинки можно объединить, потому что на них нарисовано что-то похожее, общее. Что на одной картинке нарисовано, почти то же самое нарисовано и на другой, и эти две картинки можно объединить. Покажи, какие (записать ответ). А здесь какие можно объединить (показать на следующий ряд картинок)?»

Ответы запишите, объяснений не требуйте.

ЗАДАНИЕ 10. ВИЗУАЛЬНЫЕ АНАЛОГИИ

 Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию.  Инструкция:

«Посмотри, здесь уже объединили «виноград» и «вишню» (показать). Тогда  к бегемоту вот сюда (показать) какую  из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «виноград и вишня», то «бегемот и...»? Покажи.»

Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте.

Продолжение инструкции:

«А вот здесь тоже объединили (показать). Тогда сюда (показать) по этому же принципу какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка (показать), чтобы картинки были так же связаны?»

Все последующие задания  делайте аналогично. Принимайте и  записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.

ЗАДАНИЕ 11. АБСТРАКТНОЕ  МЫШЛЕНИЕ

 Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию.  Инструкция:

«Один желудь, два желудя (показать), «цифра один»..., а сюда

(показать на пустую  клетку) какую из этих картинок (показать на картинки справа) надо добавить? Покажи эту картинку.»

Запишите ответ, перейдите  к следующей картинке.

Продолжение инструкции:

«Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего холодильник, а наоборот? Наоборот тому, для чего используют холодильник? Покажи эту картинку.»

Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.

Продолжение инструкции:

(«У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из  нижних картинок (показать) к ним  надо добавить, чтобы она одновременно  подошла и к этой (показать  на желуди), и к этой картинке (показать на сов), и чтобы это  общее повторилось? Какая из  нижних картинок лучше всего  подойдет сразу к двум верхним?  Покажи (записать ответ; если ребенок  указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать).»

Перейдите к следующему заданию.

«Слушай внимательно: какое  слово длиннее — «змея» или  «червячок»?»

Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Далее ребенку предлагается поработать с тестом Тэммл, Дорки, Амен, а потом с тестом Люшера (если он их еще не выполнял в ходе группового тестирования).

Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.

 

ТЕСТ ТЭММЛ, ДОРКИ, АМЕН

Тест Тэммл, Дорки, Амен имеет  два набора картинок: для девочек  и для мальчиков. Ребенку показывают книжечку с соответствующим набором  картинок.

Инструкция:

«Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил  личико — веселое или грустное?»

Ответы ребенка заносятся  в Бланк ответов. При этом можно  использовать любой вариант шифровки. Например: «+» — веселое, «-» — грустное или «1» — веселое, «2» — грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, — не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу. Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.

 

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Цветовые карточки выкладываются  перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно, слегка «сероватой», а  не ослепительно белой).

Инструкция:

Посмотри на картинки и  скажи : «на какой из этих цветов  у тебя  чаще всего похоже настроение на уроке русского языка. Покажи этот цвет пальцем.

Отмечаем в бланке:   русский язык - № цвета

Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов. (русский  язык, математика, окр. мир, чтение, рисование, фикультура, переменка, ответ у доски, контр. работа, выполнение дом. заданий, семья, одноклассники, школа, учитель)

 

«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее.» Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.

Иногда среди оставшихся 2-3-х цветов ребенок не может выбрать  лучший, так как все они ему  не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов тебе не нравится больше всего, какой из них хуже?» Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.

Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно как проверку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок выбора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной процедура повторного выбора оказывается для тревожных детей. Массовые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не теряют интереса к заданию.

ТЕСТТУЛУЗ-ПЬЕРОНА

На доску необходимо перерисовать квадратики-образцы и часть тренировочной  строчки (10-12 квадратиков) с Бланка ответов  к тесту Тулуз-Пьерона. Если дети проучились в школе несколько месяцев и уже получали отметки за работу, им необходимо сказать: «За то, что вы будете делать сейчас, никаких отметок ставиться не будет: ни двоек, ни пятерок. Это — урок психологии, и вы будете работать для себя. Главное — все делать самостоятельно». Работа с тестом Тулуз-Пьерона проводится в соответствии с описанием, приведенным в методическом пособии автора «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» (СПб, ИМАТОН, 1997, стр. 24-26).

Вид тренировочной строчки  на доске:

 

Инструкция:

«Все на своих листочках  в левом верхнем углу нашли  вот такие два квадратика (показать на бланке и на доске) — это квадратики-образцы. С ними надо сравнивать квадратики, которые нарисованы на следующей строчке (показать на бланке). Сначала попробуем все вместе на доске. Пока никто ничего не пишет, только отвечайте хором». Показывая на первый квадратик тренировочной строчки, спросить: «Этот квадратик похож точно-точно на какой-нибудь из образцов (показать)?». Выслушайте ответы. Разъясните, почему не похож: «В образце левый бочок зарисован, а тут правый».

Затем продолжите: «Когда квадратик  не похож на образцы, его надо подчеркнуть (показать на доске).» Укажите на следующий квадратиктренировочной строчки: «А этот точно-точно похож  на какой-нибудь из образцов? Да. Тогда  его надо зачеркнуть вертикальной черточкой (показать на доске).» Аналогично спрашивайте про каждый квадратик тренировочной строчки, изображенный на доске: «Похож? Не похож?» и «Что делаем: зачеркиваем? Подчеркиваем?»

Дети должны отвечать хором. Смотрите, чтобы отвечали все. Если кто-то из детей молчит или отвечает неправильно, остановитесь и попросите его ответить на ваш вопрос индивидуально.

 По-еле разбора примера,  приведенного на доске, скажите  детям, что начинать работать  могут все, кто понял задание:  «Делать надо то же самое  на своих листочках на тренировочной  строчке. Тренировочная строчка без номера и нарисована сразу под образцами. Кому не понятно, поднимите руки». Подойдите к тем, кто поднимет руки, и объясните инструкцию еще раз индивидуально так, чтобы дети поняли. Обязательно проверьте, как выполнили тренировочную строчку и все остальные ребята. Тем, кто сделал неправильно, надо также оказать помощь. Пометьте для себя тех детей, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения, для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину. Таких причин может быть несколько. Как правило, дополнительные пояснения требуются:

-  детям-кинестетикам;

-  детям, имеющим значительные  нарушения внимания и саморегуляции в связи с ММД;

-  детям с нарушениями  зрительно-моторной координации;

-  детям с нарушениями  зрительного анализа;

-  детям с недостаточно  развитым мышлением;

-  повышенно-тревожным  детям;

-  инфантильным детям;

-  детям, имеющим легкое  органическое поражение лобных  отделов головного мозга (эти дети не способны выполнять инвертированные действия: вычеркивать те квадратики, которые похожи на образцы, и подчеркивать непохожие; они делают все наоборот)1.

Предупредите детей: «Кто сделает тренировочную строчку, может отдохнуть. Пока делать ничего больше не надо.» Тех, кто ошибся при выполнении задания на тренировочной  строчке, необходимо подбодрить: «Ничего страшного, так как это — чер-новичок.» Подождите, пока все не закончат работать на тренировочной строчке.

Продолжение инструкции:

«Теперь, когда я скажу: «Начали!», — мы будем все вместе выполнять само задание. Работать будем  точно по времени. На

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье