Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

Детям в данном возрасте проще зазубрить, вместо того чтобы  пересказать текст. Этому есть следствие  – ребенок еще не так хорошо владеет речью. Ученики еще не в состоянии правильно оформить смысловое запоминание. Ведь они  еще не приобрели навыки, верно, расформировать материал на группы по смыслу, определять авторитетные части для запоминания, представить логическое планирование текста.

Когда настанет период вступления в среднее звено, ученики должны иметь способность к воспроизведению  и запоминанию смысла, сущности аргумента, материала, логических суждений, доводов.

Одним из главных трудов педагога, психолога научить учеников, верно, задаваться целями для запоминания  продукта. Мотивации влияет главным  образом на плодотворность запоминания. В том случае, когда учащийся запоминает продукт изучения с определенного  вида установкой, данный продукт скорее запоминается, дольше остается в памяти и воспроизведение его более  точно.

В области запоминания  у девочек и мальчиков младшего школьного периода присутствуют некоторые отличия. Наиболее благоприятные  результаты можно наблюдать у  мальчиков, из-за этого в ряде ситуаций их память опосредованная становится наиболее продуктивной, в отличии  от девочек. Умение девочек - себя заставить, настроиться на запоминание. Механическая произвольная память девочек лучше, в сравнении с мальчиками.

Во время процесса обучения наиболее дифференцированным и анализирующим  становится восприятие, начинает устанавливать  характер дисциплинированного наблюдения. Происходит изменение в восприятии роли слова. Слово у ребят возраста младшего школьника предпочтительнее несет функцию назывную, определяется обозначением словесным после осведомления предмета. А у учеников постарше слово определяется более общим  определением объекта, подверженно  более тщательному анализу.

Главная роль отводится учителю  в развитии. Учитель осознанно  организует задачи учеников по восприятию того или иного рода объектов, обучает  выявлять значимые признаки, характер явлений и предметов. Сравнение  – это один из более эффективных  способов развития восприятия, оно  при этом возникает наиболее глубоким, уменьшается число ошибок.

Ограничена дозволенность, в возрасте младшего школьника, регулирования  волевого внимания. В том случае, когда старший школьник имеет  возможность приказать себе сосредоточиться  на непревлекающей его, сложной работе дабы заполучить хороший результат, то школьник младший обычно имеет  возможность приказать себе упорно трудиться только при наличии  мотивации, например хорошей отметки, похвалы. 

В возрасте школьника младшего становится более устойчивым  и  концентрированным внимание в том  случае, если изучаемый материал обладает яркостью, наглядностью, у школьника  вызывает отношение эмоциональное.15

Внутренняя детская позиция  переворачивается. В переходный промежуток,  в большей части, она определяется с другими людьми взаимоотношениями, главным образом со своими сверстниками. Формируется вполне устойчивая позиция  ученика, в такой системе, как  появляется притязание ребят на конкретное положение личностных и деловых  классовых взаимоотношений.

Все сильнее влияет на эмоциональное  отношение то, какие сложились  у ребенка отношения с одноклассниками, товарищами, и не только, взаимоотношения  с педагогами и успехи в учении.

Важные изменения идут в нормах, благодаря которым взаимоотношения  школьников друг с другом регулируются. Когда в возрасте младшего школьника  данные отношения определяются регламентами морали "взрослой", конкретнее успеваемостью  в учебе, исполнением требований старших, тогда к 9–10 годам выступают  на главный план,  так обозначаемые, "стихийные детские нормы", которые связанны с разрядом настоящего приятеля.

Противопоставляться не должны, при верном развитии учеников две  системы спросов - к позиции объекта  общения - товарища, и  ученика. Должны они выступать сообща, в противоположной  ситуации вероятность образования  разногласий  с учителями, а также  со сверстниками имеет значительный процент.

На старте обучения учитель  формирует на опоре учебных результатов  самооценку школьника. На момент завершения школы младших классов все  ситуации привычные подвергаются переоценке и корректировке другими ребятами. При всем этом принимаются во внимание отнюдь характеристики не учебные, а  качества, свойства, выявляющиеся в  общении. Число негативных самооценок резко увеличивается от третьего к четвертому классу.

У ребят данного возраста неудовлетворенность собой распространяется и  на общение с друзьями по классу, и на деятельность учебную. Обострение самокритического отношения, актуализирует  у младших школьников, необходимость  в положительной, общей оценки собственной  личности, окружающими людьми, за частую взрослыми.

У младшего школьника существуют такие особенности характера, как  импульсивность, тяготение незамедлительно  производить, действовать, не взвесив  обстоятельства. Причина всему этому  – возрастная взрослость волевой  установки поведения. Ученик 7–8 лет не научился долго преследовать заданную цель, с упорством преодолевать сложности.

Упрямство и капризность  расценивается недостатками воспитания в семье. Например, ребенку родители и близкие часто потакают, и  у него образовывается привычка, к  тому, что все пожелания должны быть удовлетворены.

Упрямство и капризность  - своего рода вид протеста детей  против предъявляемых школой требований,  необходимостью пожертвования тем, что "желается", во имя, что "надо".

У детей к завершению начальных  классов формируются и трудолюбие, и дисциплинированность, и аккуратность. Постепенно прогрессируют способности  к волевому управлению собственного поведения, навыки контроля над своими поступками, увеличивается настойчивость  и упорство.

Существует не мало работ  доказанных психологами, что младшие  школьники довольно способны, главное  их достойно и верно обучать, они  способны освоить материал и потруднее, чем предложенный в школьной программе. 16

Но для того, чтобы правильно  пользоваться имеющимися у детей  резервами, следует решить две главные  задачи. Стартовая задача имеет решение, грамотными и успешными условиями  обеспечить детей быстрой адаптации  в школе и дома, обучить их учиться, не затрачивая чрезмерное количество физических сил, стать усидчивыми и  внимательными.

Следующая задача возникает  от того, что большое число детей  вступают в общеобразовательное  учреждение не готовыми к новому для  них социально-психологическому статусу, а также и имеющие  значительные индивидуальные различия в области  мотивации, умениях, знаниях. Это предполагает для одних учение слишком простым  делом, а для других слишком сложным  и только для третьей, не всегда преобладающей большим числом, группы детей, имеет соответствие их способностям. Появляется необходимость психологически выравнивать ребят, за счет подтягивания к  успевающим ученикам отстающих.

1.3. Социально- психологические  условия успешной адаптации младших  школьников к школе

 

Цель социально-психолого-педагогической деятельности – создать  качественные условия, которые позволят детям  успешно развиваться и функционировать  в школьной среде, учебных отношениях.

От реализации преемственных  связей среди дошкольного детства  и условиями обучения в начальной  школе, зависит успешность адаптационного периода детей к школе и  преодоление его дизадаптации. А  также требуется пристальное  наблюдение и участие многих специалистов: педагоги начальных классов, психолог, логопед, социальный педагог, нередко  психоневролог или невролог.

Цель школьной психолого-педагогической службы снизить трудности адаптационного периода, помочь младшему школьнику  в освоении ситуации развития, новой  социальной позиции, в период перехода  из дошкольного детства к новой  социально роли школьника.

Большое внимание, будущей  успешной адаптации младших школьников, следует уделить первому году обучения. Ведь от того как пройдет  процесс «первичной адаптации» зависит, уровень обучения в последующих  младших классах, а за тем и  в среднем звене.

Достигнуть цель возможно по средствам последовательного  решения задач, педагогическим составом и психологами школы:

1. Выявление особенных  качеств психолого-педагогического  статуса каждого младшего школьника,  чтобы своевременно заняться  профилактикой и определить, найти   эффективное решение проблем,  которые возникают у них в  период обучения, общения, а также   психическом состоянии.

2.Организация регламента  психолого-педагогической поддержки  младших школьников в момент  их первичной школьной адаптации,  который позволит им приспособиться  к требованиям школы, а также  всесторонне развиться и совершенствоваться  в сфере учебной деятельности  и общения.

3. Организация специальных  социально-психологических и педагогических  условий, которые позволят воплощать  коррекционную, развивающую, формирующую  работу с ребятами, переживающими  разного характера психолого-педагогические  трудности.

Психологам и учителям, чтобы грамотно помочь детям испытывать в школе чувство комфортности, проявить личностные, интеллектуальные, физические накопления для полноценного развития и благоприятного учения в  школе, легкого адаптационного периода  необходимо:

Знать ребенка.

Выявить детей, которые не посещали дошкольное учреждение.

Произвести анализ медицинских  документов, для выявления психофизических  особенностей развития, совместно с  медицинскими работниками.

Произвести анализ материалов, характеристик, которые могут быть предоставлены социальными педагогами детских садов, социальными службами города по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями по профилактике безнадзорности, с целью  выявления неблагополучных семей.

Систематизировать полученные данные, с цель выявления  социального  неблагополучия, «группы риска», вероятных  или определенных отклонений развития.

Наладить учебно-воспитательную деятельность на его частные особенности, потребности и возможности.

Следует помочь сформировать знания младших школьников, умения и внутренние психологические механизмы, которые очень нужны для успешного  общения в школьной сфере и  обучения.17

Все это необходимо, для  адекватной организации психологического сопровождения, для обеспечения  успешной адаптации младших школьников к обучению в школе.

 Социально – психологическая  работа по адаптации к школе  детей младшего школьного возраста  осуществляется трудом психолога,  классного руководителя, социального  педагога, и, безусловно, проводится  работа с родителями, дабы выявить  уровень подготовки школьников. Осуществляются в рамках данной  работы такие направления деятельности:

Психолого-педагогическая диагностика, нацеленная на определение особенностей личного статуса младшего школьника.

Развивающая педагогическая и психологическая  работа. Данного  рода деятельность заполняется определенным сюжетом в зависимости от требований того или иного цикла работы.

Консультативная работа с  родителями и педагогами. Она реализовывается  психологом, в основном связана с  обсуждением, интерпретацией результатов  проводимой диагностики, определенным запросом родителя или педагога связанным  с проблемами в общении, обучении, психическом самочувствии.

Методическая работа, которая  направлена на идеализирование методики и улучшение содержания учения. Она  реализуется педагогами, объединившись  со школьной администрацией по результатам  диагностирования психолого-педагогического  статуса младшего школьника.

Психокоррекционная работа, которая ориентированная на предоставление помощи ребятам, испытывающим затруднения  в школьной адаптации. Такие затруднения  могут проявляться в самочувствии ребенка, дисциплине, обучении, поведении. Помощь оказывается в виде индивидуальной или групповой психокоррекционной работы.

Работа организационно-консультативная  со школьной администрацией, которая  имеет направление на идеализирование  процедуры управления и контролирования  учебно-воспитательным процессом, создание педагогических и социальных школьных условий, содействующих успешной адаптации.18

Все указанные выше направленности работы в мерах социально-психологической  и  педагогической деятельности в  период школьной адаптации наполняются  определенным содержанием,  соответствуя тому или иному этапу работы.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье