Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

В результате диагностирования обследованной группы первоклассников  мы изучили компоненты школьной адаптации: интеллектуальные способности, особенности  нервной системы, эмоциональное  состояние, энергетический потенциал.

Вследствие, чего мы выявили:

- детей успешно адаптированных  к процессу обучения;

- детей «группа риска»  дезадаптации;

- детей, не адаптировавшихся  к школьному обучению.

Результаты диагностического обследования позволили нам сформулировать рекомендации по направлению деятельности для организации с первоклассниками психолого-педагогической работы по оптимизации  процесса адаптации.

Деятельность коллектива образовательного учреждения по адаптации  учащихся к школе должна быть продуманной, основанной на объективных данных психолого-педагогического  изучения детей и носить комплексный  характер. Педагогическим коллективом  обязательно должно быть предусмотрено  проведение таких мероприятий, как 

- организация психолого-педагогического  консилиума по результатам обследования  первоклассников с разработкой  тактики и стратегии сопровождения  каждого ребенка, испытывающего  трудности в адаптационном процессе;

- разработка системы психолого-педагогической  поддержки учащихся, коррекционно-развивающей  работы, которая позволит учащимся  успешно адаптироваться и всесторонне  развиваться в школьной системе  отношений;

- проведение индивидуальных  консультаций родителей по результатам  диагностики, направленных на  улучшение взаимоотношений в  системе «родитель-ребенок» и  организации правильного режима  учебы и отдыха детей;

- в конце года провести  повторное обследование учащихся  группы риска, направленное на  отслеживание динамики адаптационного  процесса и своевременную корректировку  адаптационных программ.

Таким образом, можно утверждать, что создание социально-психологических  условий на основе данных психолого-педагогической диагностики позволяют обеспечить благоприятное течение адаптации  детей начальных классов к  школе.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Адаптация

 от латинского adaptare – приспособлять – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

2

Адаптация человека

различные столкновения человеческого  организма с многообразными переменами окружающей среды.

3

Воля

это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности  сознательно управлять своей  психикой и поступками.

4

Готовность к школе

(школьная зрелость

комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного  начала обучения в школе.

5

Дизадаптация школьная

это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе  в форме нарушений учебы и  поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений  в личностном развитии.

6

Интеллект

от лат. Intellectus - познание, понимание, рассудок - способность мышления, рационального  познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.

7

Инфантильное поведение

поведении ребенка, в котором сохраняются  черты, присущие более раннему возрасту.

8

Младший школьный возраст.

период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в  начальных классах (I – IV классы) современной  школы.

9

Мотив

осознаваемая причина, лежащая  в основе поведения и поступков  человека. Мотивами могут быть потребности  и интересы, влечения и эмоции, установить и идеалы.

10

Мотивация

это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

11

Опосредование

процесс восприятия и передачи информации без непосредственной помощи органов  чувств.

12

Социальная адаптация 

 это интеграция личности  в сложившуюся систему социальных  отношений

13

Социальная  адаптация 

это постоянный процесс активного  приспособления индивида к условиям социальной среды или результат  этого процесса.

14

Память

психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой  человеком в различные периоды  жизни.

15

Психологическая адаптация

приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

16

Школьная адаптация 

реформа эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер детей на момент перехода к организованному, систематическому обучению.

17

Эмоции

особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  не приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.


Список использованных источников

 

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). - М., Медиздат, 1976. - 276с.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. - С.92 - 100.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. 270с.

5. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. - С. 42 - 54.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Генезис, 2001. - 340с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.

8. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. - 425с.

9. Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: ИЦ Академия, 1999. - 199с.

10.  Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1999. - С. 3 - 129.

11.  Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, - 208с.

 12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: А.О.Сфера, 1994. - С.25 - 37.

13.  Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М.: ИКА «Москва», 1990. - 63с.

13  Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.

15.  Дусавицкий А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1982.№3. С.551 - 53.

16.  Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997. - С.14 - 20.

17.  Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. //Специальная литература. М.,1996. - С.35 - 40.

18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000. - 364с.

19.  Коцбей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 264с.

20.  Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) - Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с.

21.  Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - С.144 - 200.

22.  Маклаков А.Т. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 437 - 453.

23.  Немов Р.С. Психология: В 3кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно - психологические исследования с элементами математической статистики. - 632с.

24.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. - М.: Изд - во ВЛАДОС, 200. - Кн. 1. - С. 158 - 165.

25.  Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.:Тривола, 1995. - 297с.

 26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:РПА, 1996. - С. 238 - 284.

27.  Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.:Речь, 2000. - 439с.

28.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Педагогика, 1993. - С. 26 - 49.

29.  Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2000. - С. 268 - 277.

30.  Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. - 224с.

31.  Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990. - С. 136 - 154.

32.  Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: МГУ, 1979. - 232с.

33.  Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М.,2001. - С.186 - 241.

34  Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб.пособие - М.: Флинта 1998. - 264с.

35.  Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 - 86.

36.  Семенов И.Н. Тенденция психологического развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: МПСИ; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - С.4 - 16.

37.  Смид Р.А. Групповая работа с детьми. - М.: Генезис, 2000. - 258с.

38.  Философские проблемы теории адаптации. - М., Наука, 1975. - 277с.

39.  Хекхаузен Х. Тревожность. /Под ред. Астапова В.М. - СПб.: Питер, 2001. С.272 - 289.

40.  Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам. - М.:Педагогика, 1983. - 326с.

 41. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. - Рига: ПЦ «Эксперимент»,1997. С.29 - 35.

42.  Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14.

43.  Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Педагогика, 1995. - С. 21 - 84.

44.  Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обеспечение психологической практики).- СПб.: ©ГП «ИМАТОН», 1999.- 174с.

45.  http://festival.1september.ru/articles/314289/

46.  http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml

47. http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1151-adaptacziya-k-shkole-diagnostika-preduprezhdenie-i-preodolenie-dezadaptaczii?showall=1

Список сокращений

 

МАОУ СОШ № 4 - муниципальное  автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением  математики.

ОУ – общеобразовательное  учреждение.

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Приложение А

Инструкция по проведению диагностического комплекса.

 

ЗАДАНИЕ 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ  РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

 Инструкция:

«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и  запоминай. Когда я перестану  говорить, сразу повторяй все, что  запомнилось, в любом порядке.»  Четко произнесите слова с  интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори.»

Слова для запоминания  предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок  ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.

1  Только для дошкольников  и первоклассников общеобразовательных  школ.

Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя  и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты — молодец, много запомнил.» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).

ЗАДАНИЕ 2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ  ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.

Инструкция:

«А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у  тебя заберу эти картинки, а ты мне  назовешь все, что запомнилось, в любом порядке.»

Время предъявления картинок — 20-30 секунд.

Запишите все, что скажет ребенок дословно. Когда ребенок  замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь.» Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.

ЗАДАНИЕ 3. ИНТУИТИВНЫЙ  РЕЧЕВОЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ

 Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово  лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно — неподходящее, лишнее, его и называй».

Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лишнее слово, — разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка».1 Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам.

1  При конкурсном отборе  в гимназические классы никакие  дополнительные примеры не разбираются.

Если в первом задании  ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. При конкурсном наборе в гимназические классы детей надо заранее предупредить, что по их просьбе вы можете повторить слова еще раз.

Все повторные предъявления слов отмечаются в Бланке ответов  для того, чтобы потом при интерпретации  выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности.

ЗАДАНИЕ 4. РЕЧЕВЫЕ  АНТОНИМЫ

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое  слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот — большой, чистый, а наоборот — грязный. Понятно?»

Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать  антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень — ...?

Нож бывает острый, а бывает — ...?

Дорога широкая, а тропинка —...?

Река глубокая, а лужа — ...?»

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова  с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».

 

ЗАДАНИЕ 5. РЕЧЕВЫЕ  КЛАССИФИКАЦИИ 

Инструкция:

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» — какие  еще слова сюда подойдут, что еще  можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок  придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может — не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

Если ребенок добавил  слова «каша, суп» или «плита, стол»  и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» — что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».

С остальными заданиями на речевые классификации поступайте аналогично. Если ребенок не может  вспомнить обобщающего слова, а  говорит, например: «Диван — это  чтобы спать, а в шкаф вещи кладут.» — так и записывайте, не поправляйте его.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье