Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

Предмет психологического анализа сформированность необходимых для успешной адаптации новообразований у первоклассников

 Задачи психологического анализа:

получение психометрических данных о  особенностях адаптации учащихся;

обработка психометрических данных;

психологический анализ адаптированности школьников;

формулирование общих выводов  и рекомендаций для педагога по оптимизации  процесса адаптации учащихся.

При анализе эмпирических данных за основу было взято теоретическое  положение о том, что нормой социально-психологического явления выступает среднестатистическое значение по большой группе.

Начальными психологическими данными  для анализа эффективности педагогических воздействий по адаптации учащихся к обучению в школе являлся  психологический портрет учащегося, учебной группы в целом, позволяющий  конкретизировать научно обоснованные индивидуальные и групповые психологические  и педагогические программы развития и коррекции личности учащихся, осуществить целенаправленные психологические и педагогические воздействия и отследить их эффективность.

Анализ эмпирических данных по основаниям:

- интеллектуальные способности;

- особенности нервной системы;

- эмоциональные особенности;

- энергетический потенциал.

Интеллектуальные способности.

Оценка интеллектуальных способностей учащихся показала, что  основными причинами школьной дезадаптации данной группы учащихся может быть негармоничное интеллектуальное развитие.

Проблемы в освоении учебного материала учащихся в первую очередь  могут быть связаны с неумением  детей:

- мыслить по аналогии, видеть закономерности в организации  элементов изображения и оперировать  ими – слабый уровень структурного  визуального мышления (у 22%);

- самостоятельно разбираться  в материале – слабый уровень  понятийного мышления (21%);

- выделять отношения в  чистом виде, отвлекаясь от подметных  составляющих – низкий уровень  абстрактного мышления (41%);

- грамматически правильно  строить предложения и свою  речь в целом словарный запас  (11%) учащихся (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1 - Причины проблем в освоении учебного материала учащихся

 

В целом у 72% учащихся первого  класса уровень интеллектуальной готовности в норме. 28% учащихся первого класса имеют недостаточный уровень  интеллектуальной готовности к обучению (рисунок 2.2).

Дети, которых можно отнести  к группе риска по вероятности  развития школьной дезадаптации из-за интеллектуальных проблем:

- Андрей В.;

- Алесей И.;

- Алена С.;

-  Игорь З.;

- Ольга А.;

-  Маша А.;

- Настя П.;

-  Леша П..

Рисунок 2.2 - Показатели уровня интеллектуальной готовности к школе у учащихся первого класса.

 

Особенности нервной системы.

1. Умственная работоспособность  и продуктивность умственной  деятельности:

Умственная работоспособность  связана со скоростью выполнения умственной работы, определяет динамические особенности психической деятельности:

- восприятия;

- переработки информации.

У 48 % диагностированных детей  уровень умственной работоспособности  в норме. 52% учащихся 1-ого класса уровень умственной работоспособности  ниже среднего. Такие дети могут  испытывать трудности в обучении уже при средних учебных нагрузках  и скорости подачи учебного материала  и, вследствие этого, нуждаются в  индивидуальном подходе со стороны  педагога и консультации невролога.

Педагогам, работающим в  первом «Б» классе, в первую очередь  для:

  Алены С.; Антона Д.; Оли А.; Юры Т.; Андрея В.; Алексея  И.; Дани С.; Настя П.; Маша А.; Леша  П.; Андрей Н.; Лена С.; Катя Е.; Саша  В., рекомендуется учитывать сниженную  умственную работоспособность, соответственно  более быструю утомляемость учащихся, особенно при планировании объема  учебной нагрузки и темпа выполнения  учебных заданий в классе, обязательное  использование релаксационных пауз  и разгрузочных моментов во  время уроков.

2. Продуктивность умственной деятельности, то есть внимательность, связанная с точностью выполнения работы, характеризующая развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации, у 49% учащихся сформирована нормально, а у 51% сформирована недостаточно. Обследованные ребята, имеющие сниженный уровень продуктивности умственной деятельности: Леша И.; Алена С.; Андрей В.; Рома М.; Вика Л.; Даня С.; Маша А.; И. Таня, Настя П.; Леша И.; Игорь З.; Женя Ч.; Антон Д.

3. Зритильно-моторная координация – восприятие зрительного образа и перенос его с помощью моторной координации – к моменту обучения в 1-м классе у детей должна быть сформирована. Это необходимо для успешного выполнения списывания и выполнения заданий с доски, учебников, прописей.

У 39% детей, участвовавших  в диагностики, развитие зрительно-моторной координации находится в пределах нормы. Для 61% детей 1-ого класса характерно недостаточное развитие зрительно-моторной координации, поэтому при списывании дети могут допускать нелепые ошибки, не замечая их даже во время проверок. Нарушение зрительно – моторной координации может привести к проявлению дисграфии, трудностям в освоении письма и русского языка, геометрии, черчения (Рисунок 2.3).

Первоклассники с низким уровнем зрительно-моторной координацией: Алексей И.; Даня С.; Вика Л.; Таня И.; Маша А.; Антон Д.; Андрей Н.; Лена С.; Катя Е.; Миша У.; Аня Т.; Лена Т.; Леша П.; Рома М.; Алена С.

Рисунок 2.3 - Особенности нервной системы

 

Эмоциональное состояние.

Отрицательный эмоциональный  фон снижает адаптационные возможности  организма, свидетельствует о наличии  проблем, которые ребенок самостоятельно может преодолеть.

У 89% детей эмоциональный  фон в норме. Преобладание отрицательных  эмоциональных состояний: для 11% учащихся: Игорь З.; Оля А.; Антон Д., доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить (Рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Результаты диагностики  эмоционального состояния.

Самооценка:

Эмоциональную самооценку ребенка  также необходимо знать. Ребенок  со спокойствием переживает свойственные неудачи, препятствия, имея устойчивую положительную самооценку, осознавая, что это все временно, сохраняется  обычный уровень активности. Такие  дети отождествляют себя с «хорошими  детьми». Такие дети составляют 79% из диагностированных.

Негативная самооценка у 7% детей: ребенок ассоциирует себя с плохими людьми, сам себе не нравится. Отрицательная самооценка не позволяет ребенку стать лучше, он уже воспринимает себя как плохого  человека. Это: Игорь З., Леша И.

Причинами негативной самооценки могут быть:

- несоответствие требований  учителей возможностям ребенка;

- публичное унижение, оскорбление  учащихся;

- постоянная критика в  адрес ученика со стороны педагога  и родителей.

Инфантильная самооценка 14%: При инфантильной самооценке младший  школьник сохраняет детское самовоспитание, при котором требования по отношению  к окружающим людям преобладают  над осознанием собственной ответственности. Это Лена Т.; Даня С.;  Юра Т.,  Миша У. (Рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Результаты диагностики по показателю «Самооценка»

 

При доминировании инфантильных установок ребенок предъявляет  требования не к себе, а к окружающим и, особенно, к окружающим его взрослым. Инфантилизм обычно проявляется  в недостаточной самостоятельности  и ответственности, ребята легко  поддаются влиянию сверстников, не задумываясь о последствиях своих  поступков.

Энергетический потенциал.

Характеризует энергетический баланс организма: способность к  энергозатратам или установку на сбережение энергии. В психологической  практике обозначается как «физиологическая энергия».

У 73% обследованных детей  в рамках нормы показания физиологической  энергии. Такие ученики отличаются неимением усталости, бодростью, состоянием активности. Нагрузки школьной среды  соответствуют возможностям данной категории учащихся. Образ жизни  таких ребят позволяет им вполне восстанавливать энергию, которая  была затрачена.

Процесс физиологической  адаптации не завершен у 27 % учащихся, так как не установился внутренний энергетический баланс: Андрей В.; Алексей  И.; Оля А.; Настя П.; Рома М.; Вика Л.;  Саша В. (Рисунок 2.6).

Компенсируемое состояние  усталости: самовосстановление нормальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности, выявлено 16% учащихся 1-ог класса СОШ № 4 г. Старая Русса Новгородской области: Алексей П.; Женя Ч.; Даня С.; Андрей Н.

Перевозбуждение: которое  в дальнейшем может привести к  переутомлению, встречается у 10% учащихся 1-ого класса:

- Рома М.;

- Андрей В.;

- Игорь З.

Чаще всего такое состояние  является результатом работы ребенка  на пределе своих возможностей, а  не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Для данной группы ребят следует снизить  нагрузки, обеспечить нормализацией  трудового режима, отдыха, темпа  деятельности.

Состояние истощения: нагрузки непосильны для ребенка, требуется  их существенной снижение. Обычно переутомление  связано с наличием или обострением  хронических заболеваний. Состояние  истощения отмечено у 1% учащихся из всех обследованных:

- Алексей П.

 

Рисунок 2.6 - Результаты диагностики по «Энергетический потенциал».

 

Адаптированность.

Исходя из приведенных  выше результатов диагностики комфортности обучения, можно предположить, что  в целом учащиеся 1-х классов  комфортно чувствуют себя на уроках и в школе.

Общий уровень адаптированности учащихся 1- ого класса СОШ № 4 города Старая Русса Новгородской области  – 78% (при норме 75%).

Дезадаптационное состояние  наблюдается у 22% диагностированных  детей: Андрей В.; Алексей И; Игорь  З.; Настя П.; Даня С.; Леша П. (Рисунок 2.7).

Причинам дезадаптации отдельных  учеников («группа риска») являются внутренние проблемы.

Рисунок 2.7.- Уровень адаптированности

Подведем итоги:

В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие каждого  первоклассника, выявлены имеющиеся  трудности, которые могут помешать успешной адаптации в школе. Были опрелены следующие «группы риска» первоклассников:

1. «группа риска» детей  с низким уровнем интеллектуальной  готовности (28%) – В. Андрей; И.  Алексей; С. Алена; З. Игорь;  А. Оля; А. Маша; П. Настя; П.  Леша- это дети, которые:

- не умеют мыслить по  аналогии, видеть закономерности  в организации элементов изображения  и оперировать ими;

- не умеют самостоятельно  разбираться в учебном материале;

- не могут выделять  главное, оперирование конкретными  образами, предметами и свойствами;

- не могу грамматически  правильно строить предложения  и свою речь.

2. «группа риска» детей  с общей функциональной недостаточностью  зрелостью организма и психических  процессов:

- 52% учащихся (уровень работоспособности  ниже среднего) испытывают трудности  в обучении уже при средних  учебных нагрузках и скорости  подачи учебного материала и,  вследствие этого, нуждаются в  индивидуальном подходе со стороны  педагога и консультации невролога.  Это С. Алена; Д. Антон; А.  Оля; Т. Юра; В. Андрей; И. Алексей;  С. Даня; П. Настя; А. Маша; П.  Леша; Н. Андрей; С. Лена; Е. Катя; В. Саша.

- 51% детей со сниженным  уровнем продуктивности умственной  деятельности связанная с точностью  выполнения работы, характеризующая  развитость произвольного внимания  и, в особенности, способность  к произвольной концентрации. Это  И. Леша; С. Алена; В. Андрей; М. Рома; Л. Вика; С. Даня; А. Маша; И. Таня, П. Настя; И. Леша; З.  Игорь; А.Оля; Д. Антон.

- 61% детей 1-х классов  характерно недостаточное развитие  зратильно-моторной координации,  поэтому при списывании дети  могут допускать нелепые ошибки, не замечая их даже во время  проверок. Это И. Алексей; С.  Даня; Л. Вика; И. Таня; А. Маша; Д.  Антон; Н. Андрей; С. Лена; Е.  Катя; У. Миша; Т. Аня; Т. Лена; П. Леша; М. Рома; С. Алена.

3. «группа риска» детей  с неблагоприятным психоэмоциональным  состоянием:

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье