Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

Зачастую наиболее выигрышные позиции занимают дети, которые посещали дошкольные учреждения - детский сад. Ведь именно в них педагогический состав формирует базисы подготовки к обучению в школе. Дети, которые  не посещали дошкольные образовательные учреждения, имели более индивидуализированное и пристальное вниманием со стороны родителей, в основном владеют некоторыми преимуществами в познавательной сфере. Но, за частую, не обладают достаточным опытом во взаимоотношениях, общении и имеют эгоцентрическую личностную позицию. Трудности, которые возникли вследствие неполноценной готовности к школе, возможно, станут виной дезадаптации ребенка. Могут возникнуть так называемые школьные неврозы, если ребенок неспособен к адекватному уровню поведения и справиться с неудачами, трудностями в учебной деятельности.

Готовность детей к  школе можно определить уровнем  развития личности в мотивационном, интеллектуальном, физическом и коммуникационном отношениях.

Особо выделим понятие  как "дезадаптация", оно занимает важную ступень в педагогических и психологических пособиях и  практике. Данное  понятие очень  связано с низкой успеваемостью, и причины в большинстве случаев  совпадают.

Школьная дезадаптация –  это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе  в форме нарушений учебы и  поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений  в личностном развитии.8

Поступив в школу, в  жизнь ребенка вносятся большие  изменения. Момент адаптации к школе  есть очень трудный период для  младших школьников. В такого рода период жизни некоторые ребята могут  быть забияками, достаточно шумными, невнимательны  на уроках, часто отвлекаются, переговариваться на занятиях, без удержу бегают по коридорам, могут неподобающе приличному, порядочному  ученику вести себя с педагогами, со старшими, капризничать, дерзить. Другие же могут быть очень робкими, скованными, тихими, застенчивыми, стараются не привлекать к себе внимания, внимательны, когда к ним обращаются, при  малейшем замечании, неудаче плачут.

У некоторых ребят замечается нарушение сна, пропадает аппетит. Они проявляют свои капризы, проявляется  заинтересованность к играм, игрушкам, книжкам для маленьких деток. Прогрессирует число заболеваний, которые имеют определение функциональных отклонений, они вызваны нагрузкой, которую испытывает психическое  состояние ребенка, организм из-за резкого  изменения образа жизни, из-за  значительного  увеличения требований, которым должен соответствовать школьник.

Безусловно, адаптация протекает, таким образом, не у всех детей, с  подобного рода отклонениями. Все  – таки, есть ребята, у которых  данный процесс принимает форму  затяжения. Именно эти дети довольно подолгу и часто болеют, в основном болезнь несет психосоматическое  качество, такие ребята составляют, входят в группу риска, если смотреть со стороны образования школьного  невроза. Уже в середине дня некоторое  число детей испытывают чувство  переутомления, потому что школа  является для них фактором стресса. Кто-то уже по дороге в школу испытывают напряжение, возможно даже негатив.  Они невеселы по утрам, смотрятся  переутомленными, возможно возникновение  головных болей и в области  живота.  Во время анализа адаптационного процесса, целесообразно подчеркнуть  его формы, которые помогут школьным педагогам в реализации идей преемственности  работы.

1. Адаптация организма  к иным, новым условиям деятельности  и жизни, к интеллектуальным  и физическим нагрузкам. В таком  случае шкала адаптации будет  зависима от того, сколько лет  ребенку, который начал обучение  в школе; посещал он или нет  детский сад, а может его  подготавливали на дому с репетиторами; степень сформирования морфофункциональных  систем организма; каков уровень  развитости организованности и  произвольной регуляции поведения  ребенка; взаимоотношения и семейных  ситуаций.

2. Адаптация к небывалым  социальным связям и отношениям  в большей мере относится к  пространственно-временному отношению.  То есть – порядок дня, хранения  школьной формы, места для школьных  принадлежностей, возможность самостоятельности, подготовка домашних заданий, уравновешивание ребенком прав с старшими сестрами, братьями, признавание его "взрослым". Отношениям личностно-смысловым – расположение к ребенку в классе, поведение со взрослыми и сверстниками, признание или же нет к школе, отношение к себе, как ученику; к   характеристике общения ребенка и деятельности  - поведение в семье к ребенку, манера поведения педагогов и родителей, семейное отношение, специфика семейного  микроклимата, социальная подготовка.

3. Адаптация к новым  критериям познавательной деятельности  исходит от актуальности уровня  образования школьника (навыков,  умений, знаний), которые он приобрел  в детском саду или во время  обучения на дому; от развития  умственных способностей, интеллектуальных; от учения как способность  освоить умения и навыки учебной  деятельности; любознательность как  основа познавательных усилий, активности; способностей коммуникативных, от  навыков обращения со старшими  и сверстниками;  от комплектации  воображения творческого.9

Адаптация детей к школе  период не односторонний. Новые, иные условия  это не все, что влияет на малыша, а и он сам пытается поменять социально-психологическое  положение. Ему нужно  не только самому влиться в нее, а и ее перестроить  на себя.

1.2. Возрастные особенности  младших школьников

 

Вступление в школу  ведет за собой, в жизни детей, старт следующего, нового возрастного  периода. Этот период - младший школьный возраст. Важная деятельность данного  периода – учебная.

Диапазон младшего школьника  распространяется на  возрастной промежуток от 6-7 до 10-11 лет, на учеников 1-4 классов. Не следует считать, что социально-психологические  грани данного возраста в жизни  детей, по хронологии остаются неизменными. Они имеют зависимость от готовности ребят к обучению в школьной области, и, безусловно, от того, с какого возраста и как проходит обучение. В том случае, когда дети начинают учение в возрасти 6 лет, то психологические возрастные параметры, охватывают период от 6 до 10 лет. А когда дети идут в школу в возрасте 7 лет, то определяются иные – от 7 до 11 лет. Параметры данного возраста, в зависимости от определенных методов учения,  могут расширяться и сужаться. Если используются более инновационные методики обучения, то развитие ускоряется, и наоборот, менее инновационные замедляют данный процесс.

В возрасте младшего школьника  дети обладают широкими резервами развития. Их определение, выявление и результативное использование является одним из условий успешной адаптации к  школьной среде. 10

Ребенок 6 – 7 лет уже способен иметь навыки, верно исследовать  предметы, формировать качества с  формами, размерами, цветами.  В состоянии  решать мыслительные задачи и представлять их условия. В своей речи дошкольник использует рассуждения, понимает причины  различных явлений. Ребенок 6-7 лет  имеет возможность запомнить  определенный материал, используя различные  приемы для повышения эффективности  запоминания: смысловое и ассоциативное  объединение материала, повторение.

Ребенок к завершению дошкольного  возраста стремится поскорее стать  школьником. В учебной деятельности реализуются основные необходимости  ребенка: познавательная потребность (проявляется в стремлении получать новые знания и умения), и потребность  в общении.

 На данном этапе  важно сформировать у ребенка  учебную мотивацию. Ведь мотив  ребенка, когда он вступает  в школу, не объединен с учебной  деятельностью. Суть учебной деятельности  и мотив не соответствуют друг  другу. Свою силу мотив теряет, иногда не работает и к концу  первого класса.

Рассмотрим некоторые  характерные для шестилеток особенности  учебной деятельности. По мнению большинства  психологов, мотивационная сфера  шестилетнего ребенка характеризуется  наличием актуальных потребностей, активности импульсивной. У шестилетки часто  возникают разные потребности, которые  сменяют друг друга. Импульсивная активность у ребенка шестилетнего возраста бесконтрольна. Данные потребности  также присущи и детям семилетнего  возраста, но, в отличие от шестилеток, они способны лучше контролировать свое поведение. 11

Психологические исследования показывают, что шестилетки по уровню психического развития остаются дошкольниками. Личностные особенности шестилетних  детей создают трудности в  обучении, как для них самих, так  и педагогов и родителей. Шестилеткам  трудно понять оценку своей учебной  деятельности, она воспринимается ими  как оценка их личности. Получение  замечаний, плохих отметок от учителя  вызывает у детей шестилеток тревожность, дискомфорт, что создает дальнейшие трудности как для самого ребенка, так и для учителя. Педагогу приходится уделять больше времени шестилетнему ребенку, чем семилетнему. Обучение шестилетних детей предполагает организацию специального щадящего режима. Продолжительность урока  должна быть не более 35 минут, небольшой  объем  учебной  информации, физкультурные  и игровые разминки, тихий час, игры на воздухе. В условиях современных  школ данные условия выполнять сложно.

Таким образом, у детей 6 -7 лет различно формируется учебная  деятельность. Адаптация к школьному  обучению будет различаться, также  как и вхождение ребенка в  условия учебной деятельности. Основная трудность шестилетнего ребенка  – это отсутствие необходимого уровня произвольности. 12

С началом  школьной  жизни  ребенка наступает кардинальная перестройка, полностью изменяется социальная ситуация, стартует не знакомый для ребенка вид деятельности – это учебная деятельность.

Шесть, семь лет - учебная  занятость  -"Я - ученик, я - школьник".

На базисе такого рода небывалой  деятельности формируются важные психологические  новообразования, то есть в главу  сознания продвигается мышление. Из этого  следует, мышление занимает  роль, главенствующей психической функции. Последовательно  определяет труд иных психических функций, таких как восприятие, внимание, память. При развитии мышления преобразовываются  и остальные функции.

Развитие мышления помогает становлению нового атрибута личности детей, такого как – рефлексия. Это  означает познание себя, собственного положения в семейном кругу, в  школьных отношениях, критика и суждение самого себя , как ученика, в контексте  хороший - плохой. Оценить себя дети могут, видя из того, какое отношение  проявляют к ним окружающие. Из учений психолога Эриксона мы можем  отметить, что у детей в такой  период организуется чувство психологической  и социальной грамотности. А при  неблагополучном варианте психологической  и социальной  недостаточности.

Из учений Л.С. Выготского мы знаем о прогрессе мыслительных способностей в возрасте младшего школьника. Прогрессивность мышления влияет на благоприятное переформирование восприятия и памяти, на становление их как  произвольные, регулируемые действия.13

Детям 7–8 лет свойственно   думать определенными категориями.

Затем возникает переключение к разряду формальных деяний. Она  объединена с уточненной стадией  развития умения к абстрагированию, обобщению. Когда настанет период перейти  в следующее - среднее звено, ученикам необходимо заиметь навыки самостоятельно, без чьей либо помощи, интерпретировать, рассуждать, критиковать, мыслить, делать выводы, формировать, анализировать, разделять, устанавливать простейшие очевидности.

За частую, ученики 1-2-го классов  определяют сначала внешние симптомы, охарактеризовывающие занятие объекта, например - что он делает, еще его  задача - для чего он. А учащиеся 3-4-го класса уже опираются на навыки, обретенные за время обучения.

Немаловажные затруднения  могут быть у учеников начальных  классов в освоении причинно-следственных объединений. Школьнику младших  классов труднее произвести объединение  следствия к причине и лучше  усваивается от причины к следствию.

Формирование мышления теоретического, помогает возникновению к завершению возраста младшего школьника рефлексии, она приукрашает познавательную занятость, в том числе манеру отношений к себе и к другим окружающим людям.

В продолжительности обучения происходит развитие памяти в двух направленностях:

увеличивается функция словесного, смыслового и логического запоминания, в сравнении с наглядно-образным;

дети начинают осваивать, иметь возможность, осознано править  собственной памятью, а также  управлять ее симптомами – воспроизведение, запоминание.

Память детей наиболее хорошо усваивает конкретные данные: внешность, события, факты, формы, предметы, чем формулировки и объяснения. Ребята лучше запоминают, склонны благодаря  повторению механическому,  механического  повторения, не имея осознования значения, то есть смысловых связей. На это  все влияет господство сигнальной первой системы, у дутей начальной школы больше сформирована память наглядно-образная.14

Этому есть объяснение, ребенок  начальных классов не имеет навыки дифференцировать вопросы запоминания. Его следует обучить и разъяснить, что требуется выучить полностью, а о чем нужно иметь общее  представление.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье