Ян Амос Коменский– крупнейший педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, доклад

Описание работы

Ян Амос Каменский (1592-1670) – крупнейший педагог – демократ, выдающийся общественный деятель был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика", «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Файлы: 1 файл

Ян Амос Каменский аннотация.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Ян Амос Каменский (1592-1670) – крупнейший педагог –  демократ, выдающийся общественный деятель  был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических  трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика", «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В знаменитом труде Я.А. Каменский «Великая дидактика» изложены основные мысли великого педагога на цели и принципы обучения и воспитания, на организацию школ, методы учебно-воспитательной работы (1,90). 
 
В педагогической системе Каменского нашла свое выражение пантеистическая точка зрения на мир, согласно которой Бог отождествляется с природой.Принцип природосообразности воспитания составляет методологическую основу его педагогики. Человек – часть природы и подчиняется, как частица природы, ее главнейшим, всеобщим законом.  
 
Цель воспитания, по Каменскому,- подготовка человека к загробной вечной жизни. Он выделяет три ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (знание языков и наук – умственное воспитание); управление собой (добрые нравы – нравственное воспитание); стремление к Богу (вера в благочестие – религиозное воспитание). Содержание воспитания у него составляет семь кардинальных добродетелей.  

  •  
    Мудрость, которая заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, считать каждую вещь только такой, какая она есть.
  •  
    Умеренность – ничего сверх меры, соблюдать умеренность в пище и питье, во сне и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании. 
  •  
    Мужество – эта добродетель предполагает наличие в человеке развитого ума и твердой воли, терпеливо преодолевать трудности.
  •  
    Выносливость в труде – школа воспитывает из них людей, которые не станут «тунеядцами», бесполезным бременем земли.
  •  
    Справедливость – способность человека воздавать каждому свое, избегая лжи и обмана.
  •  
    Гуманизм – готовность услужить другим и желание к этому.
  •  
    Богопочитание – одна из самых главных добродетелей (2, 52-55)

 
Давая высокую оценку воспитанию, Каменский подчеркивал: «Человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое лучше начинать с детства». 
 
Исходя из многолетних наблюдений и своего педагогического опыта, Каменский выделил шесть типов способностей у детей и соответственно различные методы работы учителя (например, дети тупые, равнодушные и вялые требуют от учителя большого терпения). 
 
Несмотря на различные способности, всех детей надо обучать и воспитывать (3, 57). 
 
Исходя из природы человека Каменский предложил возрастную периодизацию, выделив четыре периода по 6 лет каждый: 

  •  
    Детство
  •  
    Отрочество
  •  
    Юность
  •  
    Возмужалость

 
Каждому периоду соответствует  своя ступень образования:  

  •  
    Материнская школа
  •  
    Школа родного языка
  •  
    Латинская школа или гимназия
  •  
    Академия

 
Для каждой ступени, кроме  академии, он подробно разрабатывал содержание образования. Каменский ввел понятие  «учебный год», разбив его на четыре четверти, установил каникулы и расписание учебных занятий, теоретически обосновал и практически применил классно-урочную систему. Я. Каменский подверг резкой критике словесно-догматические методы обучения, господствующие в средневековье и провозгласил необходимость начинать обучение с чувственного восприятия реальных вещей, явлений и вести к пониманию их причин. Он ввел «золотое правило» дидактики: 
 
«Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами (полисенсорный подход к обучению)». 
 
Кроме принципа наглядности в обучении он выдвинул также принцип сознательности, систематичности, последовательности, прочности и развития познавательных способностей учащихся. 
 
Все эти принципы не потеряли своей актуальности до нашего времени, хотя за несколько столетий некоторые из них развились, уточнились и обогатились. 
 
Таким образом, Ян Амос Каменский изложил основы новой дидактики и новых организационных форм обучения. В этом его огромная заслуга перед человечеством.


Информация о работе Ян Амос Коменский– крупнейший педагог