Ян Амос Коменский биография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:42, доклад

Описание работы

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Файлы: 1 файл

Ян Амос Коменский.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему  учить?», «как учить?».

Ян Амос Коменский (Komensky) - (28 марта 1592 - 15 ноября 1670), Чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики. Окончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет, преподавал. Впервые выдвинул идею всеобщего обучения на родном языке, разработал единую школьную систему.

Возрастная периодизация:


(в основу деления Коменский  положил возрастные особенности)

1.Детство - от рождения  до 6 лет (включительно).

Характеризуется усиленным  физическим ростом и развитием органов  чувств.

2.Отрочество - от 6 до 12 лет.

Характеризуется развитием  памяти и воображения с их исполнительными  органами - языком и рукой.

3.Юность - от 12 до 18 лет.

Характеризуется более высоким  уровнем развития мышления.

4.Возмужалость - от 18 до 24 лет.

Характеризуется развитием  воли и способности сохранять  гармонию.

 

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Полное название книги звучит следующим образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Такое длинное название характерно для книг того периода, оно заменяло собой современную аннотацию, предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом. Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья книга обращается ко «всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».

Его педагогическая система  представляет собой прежде всего христианское учение, и направлено оно на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей планировалось и восстановление авторитета церкви. Коменский определял сверхзадачу своей дидактики так: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… » 

   Источники выработки мировоззрения в педагогике Коменского: античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. 

  Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.  

  Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.  

  В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. 

  Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания. Учитель, по Коменскому, должен владеть  педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную  мысль учащихся, готовить из них  деятельных людей, заботящихся о  всеобщем благе. 

  Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Самый известный теоретический  труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально  он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в  то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». Этот фундаментальный труд, в том  числе, содержит общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться. 

Основоположение 1

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.

Утренние часы для занятий  наиболее удобны.

Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте. 

Основоположение 2

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.

Развивать ум ранее языка.

Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

Примеры предпосылать правилам.  

Основоположение 4

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики  в одно и то же время занимались бы только одним предметом. 

Основоположение 6

С самого начала юношам, которым  нужно дать образования, следует  дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие  затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое  развитие полученных знаний).

Любой язык, любые науки  должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого. 

Основоположение 7

Вся совокупность учебных  занятий должна быть тщательно разделена  на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и  час приходилось своя особая работа.  

В Главе 17  изложены так же «Основы лёгкости обучения и учения»: 

Основоположение 1

Образование юношества должно начинаться рано.

У одного и того же ученика  по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.

По воле воспитателя, прежде всего, должны быть приведены в гармонию нравы. 

Основоположение 2

Всеми возможными способами  нужно утверждать в детях горячее  стремление к знанию и учению.

Метод обучения должен уменьшать  трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий. 

Основоположение 3

Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.

Каждое правило нужно  излагать немногими, но самыми ясными словами.

Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

Основательно должны рассматриваться  только те вещи, которые могут принести пользу.

Всё последующее должно опираться  на предыдущее.

Всё должно закрепляться постоянными  упражнениями.

Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.

На каждом предмете нужно  останавливаться до тех пор, пока он не будет понят. 

Глава 27  О школьной дисциплине

«Школа без дисциплины есть мельница без воды»

Для поддерживания дисциплины руководствоваться:

Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.

Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами. 

Автор пишет, что  в воспитании и образовании юношества  нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места  истязания умов». Коменский полагал, что «точный порядок для школы  следует заимствовать у природы». В своих книгах он освещал реформы  схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и  методы обучения.

Учитель, — писал Коменский, — должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним»

С точки зрения Коменского, учительство является не столько  профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться  чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так: «Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться».

В качестве нравственных ориентиров для Коменского выступает Сам Христос, Который пострадал за все человечество и принес людям возможность получить жизнь вечную, Иов — ради любви к Господу терпевший самые страшные лишения, и Соломон — образец библейской мудрости. Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми, упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества), борьбу с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью.


Информация о работе Ян Амос Коменский биография