Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 10:16, курсовая работа
Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста:
– тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
– форсированная целевая специальная подготовка к школе;
– отсутствие познавательной мотивации к учению;
– психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Так, использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:
- осознание цели деятельности каждым участником процесса;
- обеспечение индивидуального
подхода к каждой семье
- четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.
Проанализировав опыт работы ДОУ с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.
В заключение выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
- изучение семьи и условий семейного воспитания;
- повышение уровня психолого-
- дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
- изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
- включение родителей
в осуществление
Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
Перспективный план взаимодействия ДОУ с семьей
Форма работы |
Содержание работы |
Блок 1. Рекламный Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием; признать общественностью положительного имиджа ДОУ в социокультурной среде; повысить уровень профессиональной компетентности и, как следствие, уровень оказываемых услуг; повысить педагогическую культуру родителей. | |
Рекламные стенды в группах |
Знакомьтесь: детский сад №_, группа… (задачи, направления работы, состав педагогических кадров, информация о программах и технологиях, фото-проспект) |
Стенды для родителей |
« Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности) |
День открытых дверей |
Экскурсия по детскому саду. Выступление заведующей, ст. воспитателя, ст. медсестры, воспитателей, учителя-логопеда, муз. руководителя и др. Просмотр открытых занятий, проведение досугов |
Горячая линия |
Консультации по телефону: -информирование родителей о содержании работы ДОУ по различным направлениям работы; -разъяснение порядка приема ребенка в детский сад (необходимые документы, справки о прививках и т.д.); -консультации по проблемам семьи и ребенка (психологическим и иным), взаимодействия семьи детского сада |
Блок 2. Диагностический Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | |
Анкетирование |
Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах («Чего вы ждете от детского сада?» , «Довольны ли Вы работой ДОУ?» , « Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения Вам необходима?» и т.п. |
Опросы |
Социологическое исследование состава семьи воспитанников. |
Беседы |
«Роль ДУ в развитии ребенка». Выявление уровня вовлеченности членов семьи в образовательный процесс |
Тестирование |
Адекватность оценки родителями способностей ребенка (« Какой Вы родитель?» и др.) |
Почта |
Размещение в группах специальных закрытых ящиков, в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОУ в целом и группы в частности, с целью их дальнейшего обсуждения |
Блок 3. Педагогическое просвещение родителей Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе | |
Наглядная педагогическая пропаганда |
Информационные стенды для родителей. «Наш детский сад» (информация о сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми и т. д.), «Профсоюз», «Охрана труда», «Психолог в ДОУ», «Нас заинтересовало..» (методическое сопровождение педпроцесса», «Санпросветбюллетень» (в фойе медицинского кабинета). Выставки для детей и родителей. Галерея детского творчества (тематические выставки). Тематические художественные выставки («Времена года», «Животные» и др.) Выставки, посвященные праздникам (День знаний, День воспитателя, Новый год, Рождество, День Защитника отечества, 8 Марта, День победы и др.) Групповые стенды. 1.Обязательные: «Режим дня», «Наши занятия и двигательный режим дня», План эвакуации в чрезвычайных ситуациях.2.По потребностям педагогов и запросам родителей: «День рождение ребенка в семье», «Социализация дошкольника», «Чему мы научились», « Что нового узнали», «Наши достижения», результаты кружковой работы. Групповые выставки. «Уголок детского творчества» (рисунки, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), «Развивающие игры», «Пособия для подготовки ребенка к школе», «Семейное чтение» (книги для детей и родителей), «Своими руками - к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями». |
Родительские собрания |
Общие (два раза в год). 1.Установочное собрание:
информация о дошкольном 2. Итоговое собрание: подведение итогов прошедшего года, информация о летней оздоровительной кампании, обсуждение планов на следующий год; организационные вопросы. Групповые (4 раза в год - установочное, текущие и итоговое). |
Методические мероприятия |
-Круглый стол «Права ребенка – это актуально»; -дискуссия «Наказания – «за» и «против»; -дискуссия «Что такое полноценное развитие»; -консультации по интересующим родителей темам; -участие представителей
родительского комитета в -участие родителей в подготовке праздничных утренников и вечеров детского досуга. |
Планирование |
-Создание Попечительского -участие родительского
комитета в разработке -Участие родительского комитета в составлении плана работы на учебный год; -Участие родительского комитета в составлении плана взаимодействия с семьей на учеб.год; -Участие председателя
родительского комитета в -Совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами |
Проведение досуга |
-Спортивный праздник «Мама -День здоровья; - КВН; - «Взрослые – детям» (показ театральных представлений и кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей); -Тематические вечера: «Праздник времен года», «Путешествие в сказочную страну», «Математические приключения» и др. |
Работа по благоустройству детского сада |
-Субботники по -Субботники по благоустройству групповых комнат; -Субботники по озеленению
территории детского сада (окапывание
и обрезка деревьев и -Спонсорская помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды. |
Участие родителей в педагогическом процессе |
-Открытые занятия в группах с участием родителей; -Домашние задания для
совместного выполнения с -Индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями |
Школа родителей |
Организация творческих микрогрупп по интересам. |
Диагностика |
- Анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями; -опрос «Сложности в общении с семьей»; -составление карт -тестирование «Общительны ли Вы?» и др. |
Методические мероприятия с педагогами |
1.Семинары-практикумы «Работа -психолого-педагогический анализ проблемы; -нормативно-правовой аспект; -основная документация; -формы взаимодействия с семьей; -нетрадиционные подходы к работе с родителями; -исследование семьи; -совместные мероприятия с семьей. 2.Педсоветы по проблемам
взаимодействия педагогов с 3.Консультации для 4.Индивидупльные беседы по возникающим у педагогов вопросам. 5.Деловые игры и тренинги. |
Самообразование педагогов |
-Самостоятельное изучение -посещение курсов повышения
квалификации по |
Воспитание культуры педагогического общения |
Система тренингов, коррекционных психогимнастических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера при налаживании отношений с семьями воспитанников, в т.ч. с «неконтактными» родителями) |
Сбор материала |
Тесты, опросы, анкетирование педагогов |
Методические мероприятия |
Создание творческой микрогруппы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия с семьей |
Обмен опытом |
-Дискуссии, семинары и другие формы работы с педагогами по обмену опытом взаимодействия с родителями; -заседания круглого стола;
деловые игры и другие |
Планирование |
Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учетом аналитических и методических материалов. |
Размещено на Allbest.ru
1 Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие [Текст]. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. – С. 167
2 Выготский, Л.С. Психология [Текст]. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. – С. 78
3 Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Учебник. – М.: Академия, 2006. – С. 89
4 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – С. 125
5 Выготский, Л.С. Мышление речи [Текст]. – М.: Педагогика, 2007. – С. 43
6 Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – С. 51
7 Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 54
8 Кон, И.С. В поисках себя [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – С. 39
9 Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – С. 38
10 Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. – С. 164
11 Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. – С.81.
12 Там же. - С.81.
13 Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С.25-26.
14 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 1999. – C.165-170.
15 Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - С.27.
16 Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В.Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.
17 Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.: АРКТИ, 2006. – С.24
18 Квашук П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков: метод. пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. - М.: Де-Ново, 2004. – С. 17