Взаимодействие семьи с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста:
– тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
– форсированная целевая специальная подготовка к школе;
– отсутствие познавательной мотивации к учению;
– психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Так, использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Основные направления работы с родителями: информационно-аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное направление, досуговое направление. Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:

- осознание цели деятельности  каждым участником процесса;

- обеспечение индивидуального  подхода к каждой семье воспитанников;

- четкое планирование  деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.

Проанализировав опыт работы ДОУ с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.

В заключение выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

- изучение семьи и условий  семейного воспитания;

- повышение уровня психолого-педагогической  грамотности родителей и общей  культуры семьи;

- дифференцированная и  индивидуальная помощь семьям  воспитанников;

- изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;

- включение родителей  в осуществление педагогического  процесса дошкольного образовательного  учреждения.

Таким образом, данное исследование позволяет прийти к следующему главному выводу - объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 423 с.
  2. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 375 с.
  3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие [Текст]. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. – 321 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология [Текст]. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. – 1008 с.
  5. Выготский, Л.С. Мышление речи [Текст]. – М.: Педагогика, 2007. – 432 с.
  6. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Учебник. – М.: Академия, 2006. – 452 с.
  7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., ЖичкинаА. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2001. С. 224.
  8. Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с.
  9. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
  10. Квашук П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков: метод. пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. - М.: Де-Ново, 2004. - 35 с.
  11. Кон, И.С. В поисках себя [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – 423 с.
  12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
  13. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – 431 с.
  14. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.
  15. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В.Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.
  16. Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – 89 с.
  17. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. – 115 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Перспективный план взаимодействия ДОУ с семьей

Форма работы

Содержание работы

Блок 1. Рекламный Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием; признать общественностью положительного имиджа ДОУ в социокультурной среде; повысить уровень профессиональной компетентности и, как следствие, уровень оказываемых услуг; повысить педагогическую культуру родителей.

Рекламные стенды в группах

Знакомьтесь: детский сад №_, группа… (задачи, направления работы, состав педагогических кадров, информация о программах и технологиях, фото-проспект)

Стенды для родителей

« Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности)

День открытых дверей

Экскурсия по детскому саду. Выступление заведующей, ст. воспитателя, ст. медсестры, воспитателей, учителя-логопеда, муз. руководителя и др. Просмотр открытых занятий, проведение досугов

Горячая линия

Консультации по телефону:

-информирование родителей  о содержании работы ДОУ по  различным направлениям работы;

-разъяснение порядка  приема ребенка в детский сад (необходимые документы, справки  о прививках и т.д.);

-консультации по проблемам  семьи и ребенка (психологическим  и иным), взаимодействия семьи  детского сада

Блок 2. Диагностический Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование

Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах («Чего вы ждете от детского сада?» , «Довольны ли Вы работой ДОУ?» , « Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения Вам необходима?» и т.п.

Опросы

Социологическое исследование состава семьи воспитанников.

Беседы

«Роль ДУ в развитии ребенка».

Выявление уровня вовлеченности членов семьи в образовательный процесс

Тестирование

Адекватность оценки родителями способностей ребенка (« Какой Вы родитель?» и др.)

Почта

Размещение в группах специальных закрытых ящиков, в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОУ в целом и группы в частности, с целью их дальнейшего обсуждения

Блок 3. Педагогическое просвещение родителей Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационные стенды для родителей. «Наш детский сад» (информация о сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми и т. д.), «Профсоюз», «Охрана труда», «Психолог в ДОУ», «Нас заинтересовало..» (методическое сопровождение педпроцесса», «Санпросветбюллетень» (в фойе медицинского кабинета).

Выставки для детей и родителей.

Галерея детского творчества (тематические выставки).

Тематические художественные выставки («Времена года», «Животные» и др.)

Выставки, посвященные праздникам (День знаний, День воспитателя, Новый год, Рождество, День Защитника отечества, 8 Марта, День победы и др.)

Групповые стенды. 1.Обязательные: «Режим дня», «Наши занятия и двигательный режим дня», План эвакуации в чрезвычайных ситуациях.2.По потребностям педагогов и запросам родителей: «День рождение ребенка в семье», «Социализация дошкольника», «Чему мы научились», « Что нового узнали», «Наши достижения», результаты кружковой работы.

Групповые выставки. «Уголок детского творчества» (рисунки, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), «Развивающие игры», «Пособия для подготовки ребенка к школе», «Семейное чтение» (книги для детей и родителей), «Своими руками - к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями».

Родительские собрания

Общие (два раза в год).

1.Установочное собрание: информация о дошкольном учреждении, сотрудниках; программах технологиях, предметно-развивающей среде, о планах  на предстоящий год; организационные  вопросы.

2. Итоговое собрание: подведение итогов прошедшего года, информация о летней оздоровительной кампании, обсуждение планов на следующий год; организационные вопросы.

Групповые (4 раза в год - установочное, текущие и итоговое).

Методические мероприятия

-Круглый стол «Права ребенка – это актуально»;

-дискуссия «Наказания  – «за» и «против»;

-дискуссия «Что такое  полноценное развитие»;

-консультации по интересующим  родителей темам;

-участие представителей  родительского комитета в заседаниях  педсовета;

-участие родителей в  подготовке праздничных утренников и вечеров детского досуга.

Планирование

-Создание Попечительского совета  ДОУ, планирование и организация  его работы;

-участие родительского  комитета в разработке локальных  актов учреждения (Устав, Образовательная  программа и др.);

-Участие родительского  комитета в составлении плана  работы на учебный год;

-Участие родительского  комитета в составлении плана  взаимодействия с семьей на  учеб.год;

-Участие председателя  родительского комитета в составлении  Договора с родителями;

-Совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами

Проведение досуга

-Спортивный праздник «Мама папа, я – спортивная семья»;

-День здоровья;

- КВН;

- «Взрослые – детям» (показ  театральных представлений и  кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей);

-Тематические вечера: «Праздник  времен года», «Путешествие в  сказочную страну», «Математические  приключения» и др.

Работа по благоустройству детского сада

-Субботники по благоустройству  участков групп;

-Субботники по благоустройству групповых комнат;

-Субботники по озеленению  территории детского сада (окапывание  и обрезка деревьев и кустарников, разбивка клумб и цветников, покраска  малых форм, реконструкция спортивной  площадки и т. д.);

-Спонсорская помощь родителей  в оснащении предметно-развивающей среды.

Участие родителей в педагогическом процессе

-Открытые занятия в группах  с участием родителей;

-Домашние задания для  совместного выполнения с детьми;

-Индивидуальная работа  с родителями с повышенными  познавательными потребностями

Школа родителей

Организация творческих микрогрупп по интересам.

Диагностика

- Анкетирование педагогов для  выявления типичных трудностей  в работе с родителями;

-опрос «Сложности в  общении с семьей»;

-составление карт педагогического  мастерства;

-тестирование «Общительны ли Вы?» и др.

Методические мероприятия с педагогами

1.Семинары-практикумы «Работа с  семьей»:

-психолого-педагогический  анализ проблемы;

-нормативно-правовой аспект;

-основная документация;

-формы взаимодействия  с семьей;

-нетрадиционные подходы к работе с родителями;

-исследование семьи;

-совместные мероприятия  с семьей.

2.Педсоветы по проблемам  взаимодействия педагогов с семьями  воспитанников.

3.Консультации для воспитателей  по вопросам работы с родителями.

4.Индивидупльные беседы по возникающим у педагогов вопросам.

5.Деловые игры и тренинги.

Самообразование педагогов

-Самостоятельное изучение литературы  по проблемам семейного воспитания;

-посещение курсов повышения  квалификации по взаимодействию  педагогов с семьей.

Воспитание культуры педагогического общения

Система тренингов, коррекционных психогимнастических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера при налаживании отношений с семьями воспитанников, в т.ч. с «неконтактными» родителями)

Сбор материала

Тесты, опросы, анкетирование педагогов

Методические мероприятия

Создание творческой микрогруппы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия с семьей

Обмен опытом

-Дискуссии, семинары и другие  формы работы с педагогами по обмену опытом взаимодействия с родителями;

-заседания круглого стола; деловые игры и другие методические  мероприятия по проблеме взаимодействия  детского сада и семьи.

Планирование

Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учетом аналитических и методических материалов.


Размещено на Allbest.ru

 

 

1 Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие [Текст]. – М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. – С. 167

 

2 Выготский, Л.С. Психология [Текст]. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. – С. 78

 

3 Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Учебник. – М.: Академия, 2006. – С. 89

 

4 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – С. 125

 

5 Выготский, Л.С. Мышление речи [Текст]. – М.: Педагогика, 2007. – С. 43

6 Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – С. 51

 

7 Стожарова, М.Ю, Судакова, В.Е. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе / Диалог культур в современном образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). / М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 54

 

8 Кон, И.С. В поисках себя [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. – С. 39

 

9 Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – С. 38

 

10 Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2004. – С. 164

11 Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. – С.81.

12 Там же. - С.81.

13 Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С.25-26.

14 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 1999. – C.165-170.

15 Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - С.27.

16 Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В.Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.

17 Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.: АРКТИ, 2006. – С.24

 

18 Квашук П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков: метод. пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. - М.: Де-Ново, 2004. – С. 17

 


Информация о работе Взаимодействие семьи с ДОУ