Взаимодействие семьи с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста:
– тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
– форсированная целевая специальная подготовка к школе;
– отсутствие познавательной мотивации к учению;
– психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.)

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб - проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Используются также конкурсы родительских комитетов, ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги, «эстафеты семейных традиций» и др. формы. К этой деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал ДОУ, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед). Необходимо однако помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

Таким образом, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Педагогический мониторинг как метод оценки эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в физическом развитии детей дошкольного возраста

 

2.1. Мониторинг  на базе  МБДОУ «Детский сад» «ПАРУС»

 

Целью мониторинга физического воспитания детей является повышение качества физического воспитания дошкольников.

При проведении мониторинга физического развития и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь педагогам представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости (на основании рекомендаций Минздрава РФ).

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

- длина и масса тела, окружность грудной клетки, а  у детей до 3 лет и окружность головы;

- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент  выносливости, мышечная сила кистей  рук и др.;

- степень развития подкожно-жирового  слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1 состояния здоровья детей

2 диагностика физической  подготовленности дошкольников

3 профессиональная компетенция  воспитателей

4 качество физкультурно-оздоровительной  работы

5 преемственность в работе  с родителями

6 создание условий для  физического развития детей в ДОУ.

Оценка физического развития может производиться различными методами. Наиболее практикуемым является метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей проводят медицинские работники не менее двух раз в год. Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП) .17

ИП = Рост (см) – [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)

Стандарты индекса Пинье для детей 6-летнего возраста составляют: мальчики – 36,5, девочки – 37. Используя показатели индекса Пинье, можно сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли, или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям работоспособности. Показателем состояния сердечно – сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями. Развитие дыхательной системы мускулатуры можно проследить с помощью пневмотометра, жизненная емкость легких измеряется с помощью прибора спирометра (детям очень нравится работать с различными приборами, они с удовольствием убеждаются, что возможности их организма повышаются)

Однако следует учитывать, что данные пробы проводятся только в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ. По их результатам врачом рекомендуется режим интенсивности упражнений на физкультурном занятии.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма.

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.

Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:

 

W = 100 [ (V2 – V1), S x (V1 + V2)

 

где W – темпы прироста физических качеств, V1 – исходные показатели,V2 – конечные показатели.

Если темпы прироста физических качеств составляют не более 8% в год, то можно сделать вывод, что никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного учреждения в данном случае является неудовлетворительной.

Прирост физических качеств от 9 до 10% свидетельствует о том, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, но по крайней мере, педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка удовлетворительная.

Если показатели прироста физических качеств составили от 11 до 15%, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка - хорошо.

Темпы прироста 15% и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания в ДОУ, но также об активном взаимодействии педагогов с родителями, использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка – отлично.18

Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. В дошкольном учреждении обязательно должна отслеживаться дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.

Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.

Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна строиться на основе мониторинга, который проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются воспитателями при планировании работы с детьми и семьями.

 

2.2. Анализ результатов  мониторинга

 

Таблица 2.

Уровень физической подготовки детей старшей группы.

Сила (динамометрия)

Сила (отжимание)

Ловкость (челночный бег)

Гибкость (наклон вперёд)

Общий уровень

В

В

В

С

В

С

С

С

С

С

В

В

С

В

В

4М.

С

С

С

С

С

5М.

В

В

В

В

В

6М.

В

В

В

С

В

7Д.

С

С

С

В

С

В

В

С

С

В

В

В

В

С

В

10Д

В

В

В

В

В

11Д

В

В

В

С

В

12Д.

В

В

С

В

В

13Д

В

С

С

С

С

14Д.

С

В

С

С

В

15М.

В

В

В

В

В

16М

С

С

С

С

С

17Д

В

В

В

В

В

18Д

С

С

С

В

С

Информация о работе Взаимодействие семьи с ДОУ