Взаимодействие семьи с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста:
– тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
– форсированная целевая специальная подготовка к школе;
– отсутствие познавательной мотивации к учению;
– психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.

Общие показатели уровня физического развития детей (по Усакову)

Уровень

Сила (динамометрия)

Сила (отжимание)

Ловкость (челночный бег)

Гибкость (наклон вперёд)

В

12

12

8

8

С

6

6

10

10

Н

0

0

0

0


 

После подведения итогов контрольного эксперимента были выведены следующие результаты: примерно 33% детей имеют средний уровень физической подготовленности, 67% детей высокий уровень.

Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности программы Взаимодействия семьи и ДОУ детей старшего дошкольного возраста. При этом не только двигательная активность детей и уровень их физической подготовки стали выше, существенные изменения произошли в семейном микроклимате.

Анкетирование родителей ДОУ в начале исследования по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Это означает, что система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью и введение в работу программы "Взаимодействие семьи и ДОУ в физическом воспитании детей 5-6 лет" своевременно и эффективно.

Анализ результатов реализации программы показал, что внедрение в практику работы программы – семейного клуба, с приоритетным направлением работы в области "Физическое воспитание", повысило качественные и количественные показатели. Обеспечена положительная динамика в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Повысилась мотивационная потребность, удовлетворенность родителей во взаимодействии семьи и ДОУ в вопросе физического воспитания дошкольников.

В ходе реализации программы наблюдается установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и активное участие родителей при организации и проведении праздников.

Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.

Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей:

- увеличилось количество  семей (до 55%) которые соблюдают единый  с детским садом режим дня, используют методы закаливания  детей рекомендуемые медицинскими  работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.

- отмечается положительная  динамика активности родителей: на начальном этапе только 30% родителей  воспитанников ДОУ посещали мероприятия (консультации, досуги, праздники, встречи  дни открытых дверей и пр.) и 50% являлись пассивными участниками – воспринимали информацию, на конечном этапе до 70% родителей участвуют в ВОП по физическому развитию и оздоровлению дошкольников, являясь активными участниками досугов, семинаров-практикумов, делятся своим положительным опытом семейного воспитания (предлагая практический материал). Отслеживается увеличение запроса родителей на предоставление дополнительных услуг физкультурно-оздоровительного направления.

Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с детьми, родителями педагогами, способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.

 

 

 

 

2.3. Применение практических навыков на базе МБДОУ «ПАРУС»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад », «Парус» г. Беломорск

«Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.                                   

(Е.А. Мухачёва)

Практическая часть

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Активизация и обогащение воспитательных  и образовательных умений родителей.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата   взаимодействия с родителями;

Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;

Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Описание опыта:

В группе малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое напправление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель,   инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников  на дому;

-родительские собрания ("Давайте  познакомимся!», "Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»;

- консультации («Детская  застенчивость», «Характер ребёнка  зависит от Вас», «Готовимся к  прогулкам по городу», «О правильной  осанке», «Если ребёнок плохо  ест», «Воспитание любознательности  у детей»;

- занятия с участием родителей ("Улицы, по которым я хожу», «Путешествие в Букволандию»;

- совместные проекты «Моя  родословная», «Улицы, по которым  я хожу» ;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

("Светофорик», «Мастерская  Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);

- совместные экскурсии  в театр, школу, библиотеку, музей, воинскую  часть, к Вечному огню, памятнику  Пушкина;

- экскурсии «Мы – друзья  природы», «Защитим свою природу».

- Дни добрых дел ( подготовка  участка к летнему сезону, группы  к новому учебному году, ремонт  помещения и оборудования, «Подари  книгу детям»);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в  подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок(«Мой Арзамас», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);

- совместное создание  предметно – развивающей среды;

- работа с родительским  комитетом группы;

- беседы с детьми и  родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим  дня в выходные дни»);

- родительский уголок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу.  Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Состоялось родительское собрание на тему «Будущие первоклассники».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Информация о работе Взаимодействие семьи с ДОУ