Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 18:14, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие социальной защиты детства.
после революции появился термин. до революции призрение. Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Файлы: 1 файл

Экзамен. Соц защита детства.docx

— 91.87 Кб (Скачать файл)

в 30 г постановление, кот предусматривало ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗА КАЖДЫМ ДД ОПРЕДЕЛЁННОГО ШЕФА, д.были брать ответ за оказание помощи в ремонте, колхозы потом стали помогать.

 

6. Развитие системы  защиты детства в СССР.

В послевоенные годы вступило в силу постановление «Об устройстве детей, оставшихся без попеч родит», в связи с ним были созданы областные, краевые комиссии по устройству детей.

1943 была упорядочена процедура  усыновления, опеки и попечительства. Усыновленному можно было присвоить ФИО усыновителя. Не допускалось усыновление детей до 10 лет. Над детьми до 14 лет устанавливалась опека, от 14до18 – попечительство.

Появились также такие почетные звания как «мать героиня», ордены материнской славы, медаль материнства. Их обладателям предусматривалась выдача доп пайка беременным женщинам и пособия.

Принято «положение о порядке назначения и выплаты пособия по соц страхованию, выплаты пособий беременным, многодетным и одиноким матерям и др.»

47 – 48 г г. – голод – много беспризорных детей, побеги из ДД, сами родители бросали детей- чтобы их отправляли в ДД. Увеличивалость кол-во детей репрессированных граждан. категория – дети, матери которых были осуждены за кражу гос имущества.

56 г. – постановление- создание школ-интернатов где и проживали и обучались (полное гос обеспечение)

50-70е годы дифференциация  ДД (для одаренных,  школы-интернаты для детей-сирот, детей одиноких матерей, детей-инвалидов, дошкольные и школьные ДД)

Дома семейного типа –детские городки из одно и много-квартирных домов для проживаня семей, воспит не меее 10 осиротевших детей.

Общественно-педагогческие движния: 40е – тимуровское движение, 50-60е – коммунарское движение, 80е – родительске семейные клубы. Главными формами летнего отдыха детей были пионерские лагеря, летнее оздоровтельные площадки, лагеря труда и отдыха.

 

7.  развитие соц защиты детства на современном этапе.

 

К наиболее важным решениям государства в области защиты детства можно отнести следующее:

- дл улучшения жизни и здоровья детей реализуется программа «Дети России» в нее же входят такие программы как « Здоровое поколение», Одаренные дети, дети и семья.

- стимулирование рождаемости (пособия)

- повышение интереса государства  к молодежным и детским организациям, на поддержание молодежных, детских  нициатив, общественных объединений (целевая программа «Молодежь  России»)

- поддержка детей с  особыми проблемами, нах-щимися в  ТЖС (ФЗ о соцзащите инвалидов, о мерах по соц поддержке многодетсных семей, о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и тд)

- усиление ответственности родителей за их детей

- защита прав детей  в области образования

- льготы родителям детей, посещающих дошк заведения (компенсация  части платы за д/С)

Обобщенно можно сказать, что наиболее характерными тенденциями развития совр росс системы защиты детсва явл дифференциация объектов соц помощи, переход от сов системы соц обеспечения всех детей без учета индивид особенностей к соц защите конкретных детей, нах-щихся в ТЖС, оказанию им адресной помощи, расширение субъектов помощи.

 

8.права человека.

Права человека, признаваемые и охраняемые обществом, гос и международным сообществом, равные соц возможности, присущие каждому чел, направлены на удовлетворение  естественных и социальных потребностей , гарантии, кот обеспечивают достойной и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в общественных отношениях.

 в 18 веке – декларации прав человека – первое понятие прав.

Философия прав человека – обоснование прав человека:

1. права человека явл  естественными, т.е. прирождёнными.

2. права Ч реальны только  в правовом гос-ве. 3. интересы личности абсолютны, а интересы государств относительны.

4. идея о соотношении  прав и обязанностей. права первичны, обязательства вторичны. не бывает прав без обязательств, и обяз без прав.5. реализация прав Человека зависит от ур развития общества.

Свобода явл прирожд правом ребенка, право на индивидуальность. Реб не м рассм как собст-ть гос, родителей.

Лига наций, 5 пунктов – касались проблем детской торговли, эксплуатации. деклар прав реб, принятая ООН в 59 г. – междунар правовой документ, в котором провозглашены права детей, не имеющий обяз силы.

в СССР эта декларация была опубликована в 79 г.. Принципы:.1.  ревенство – недискриминации.2. принцип приоритетности прав ребёнка.3. особой защиты гос-ва к детям, наход в ТЖС, с отклон  в развитии.4. на имя и гражданство.

5. реб нуждается в любви  и понимании, поэтому должен расти  в семье, под отвествт своих  родителей, в атмосфере любви  и матер обеспечении, если реб  лишён семьи, то заботу о нём  принимает государство.6. право на  образование – начальное бесплатное  и обязательное. цель обр – подготовка ребёнка к общественной жизни.

7. право на мед помощь  и соц обеспечение – на надлежащее питание, жилище, развлечения, мед обслуживание, усл для норм развития.8. защита от всех форм насилия, жестокости и эксплуатации.

 

9.Конвенция ООН  о ПР.

К – международный договор по защите прав детей, имеющий обязательную юрид силу; и гос-ва кот принимают участие, должны отчитываться перед комитетом ООН.

79 г. – началась разработка  – появились новые категории  детей., определяли нижние возрастные границы.1 вопрос – допуска детей к военным действиям (18 лет) 2 вопрос – международное усыновление. 3 вопрос – определение статуса ребёнка – с какого времени он имеет права с рождения или с зачатия.

структура конвенции: преамбула и три части. В преамбуле раскрывается актуальность принятия  закона, какие вопросы он поднимает.

3 части.

1 часть Осн принципы  защиты прав детей и права. отдельные категории – оставш  без попеч родителей, беженцев, инвалиды, несов правонарушители. 2 часть. определены способы получения информации,  по содержанию конвенции и инф за соблюдением конвенции – механизмы контроля через 2 года, потом через 5 лет отчёты:- информация о политике в интересах детей.- информация о законах,

- как контролируются, какие  нарушения есть. - проблемы, трудности. сам комитет собирает информацию. Раскрываются характерное  положение в стране, экон развитие страны ВВП, ур инфляции, ур. бедности, государственные долги, а также демограф показатель – смертность, рождаемость, в детском младшем возрасте, женское население, ур здоровья.- здравоохренение. кр помощи, доступность.- сост системы обр.- грамотность.

3 часть – процедура  присоединения, ратификации и расторжения  договора.

Т.О. Конвенция рассматривает ребенка как самостоят-й субъект права, облад комплексом прав, экон, полит, личных и возможностью их самостоят-ого осуществления.

Семья – есстественная среда для воспит ребёнка, поэтому семье д.б. обеспечена госуд поддержка, также фиксирует принцип одинаковой ответ-ти обоих родителей. Детям наход в ТЖС д.б. обеспечена спец охрана, забота, защита. Целью воспит д.б. подготовка к жизни в обществе, достоинстве, терпимости и свободы. Целью образ-я является воспит-е уважения к основным правам и свободам чел, к родному языку, своей культуре и др. стран, подготовка к общественной соц жизни.

 

10. нормативно-правовые основы защиты детства .

Детство – важный этап в жизни чел, подготовка детей к полноуенной жизни в обществе, развитие общественно значимой и творч активности, воспит нравственных качеств, патриотизма, и граждан-ти.

Осн понятия:- реб - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) - дети, нах-ся в ТЖС- соц адаптация ребенка, соц реабилитация реб, мероприятия по восстан утраченных ребенком соц связей и функций, восполнению среды жизнеобеспеч, усилению заботы о нем, соц службы для детей, соц инфраструктура для детей, отдых детей и их оздоровление, организации отдыха детей и их оздоровления-  ночное время (22-6)

Цели политика: осущ прав детей, формирование  правовых основ гарантий прав ребёнка, содействие псих, физич, дух, нравств развитию детей, реализация личности ребёнка в интересах общества.

ПРИнципы: 1.законодат обеспеч прав ребёнка .2.госуд поддержка семьи.3. ответ-ть должностных лиц и граждан за нарушение прав реб.4. принцип гос поддержки органов местного  самоуправления, общественных организаций, осущ деят по защите прав реб. Субъекты:- органы гос власти.- родители ребёнка.

- специалисты.- общественные организации.

Отраслевое законод-во: СК, ГК,УК, документы, кот посвящены правам отдельных категорий детей -  дети- сироты, инвалиды, беженцы.док разраб в соц политике – семейная политика.

90г. ратификация конвенции оправах детей.

93 год – федер программа *Дети России* - определила содержание деят-ти; ряд подпрограмм: Дети сироты, дети севера, дети чернобыля, дети инвалиды, одарённые дети.безопасное материнство.

93 г. постановление правительства  – создание комиссии по координированию  работы, связанной с политикой в интересах детей.95 г. документ в сфере соц политики в интересах детей *национальный план действий в интересах детей* - указ президента « О гос политике по улучшению положения детей*

98 г. ФЗ *Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ- . право на отдых и оздоровление, защита прав и интересов детей при формировании соц инфраструктуры для детей.

а) сохранение и развитие системы учреждений, оказывающих помощь детям.б) учрежд не должны перепрофилироваться.3. право на защиту от инф, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию реб.4. право на охрану здоровья, проведение профил и лечебн мероприятий.5. право в сфере проф ориентации: с 14 лет реб имеет право на получение проф ориентационных услуг, с 15 – может работать.6. право в сфере образования: старше 8 лет могут создавать на базе школы обществ объединения, из них могут защищать свои права, право на проведение митингов и собраний во внеучебное время. в каждом уч заведении д.б. информация об учреждениях и должностных лицах, кот занимаются защитой прав детей.

 

 

11. Защита прав  ребенка в сфере образования

1. Образ-е учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».Право на охрану здоровья:

- возможность получать мед. помощь в шк - представительство интересов реб в мед учреждении - соблюдение санитарно-гигиен норм при организации образ процесса (учебная нагрузка, расписание уроков, состояние помещений и материально-технич оснащение)- проведение в шк профилакт мероприятий, направленных на укрепление здоровья, проведение в шк профилактич-х мед-х осмотров

- помощь детям в устройстве  в оздоровительные учреждения

- организация питания, доступного для всех школьников.

Группы причин, препятствующие полной реализации прав реб в сфере образ: а).ограниченные финансовые средства. б). слабое взаимод учреждений образ, здравоохранения и органов соц защиты населения. в). недостаточное внимание учреждений образ к проблемам здоровья детей.

Право на отдых и досуг: наличие разветвленной сети учреждений доп образования, учреждений культуры и спорта

Причины нарушения этого реализации этого права: территор удаленность объектов досуга.

2.Группа личных прав: на свободу выражения своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь – зависит от пед условий деят-ти шк, от пед позиции учителей.

По Конвенции ООН: «реб имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода - выражать свое мнение на уроках и чтобы учитель уважал и соблюдал это право ребенка - родителям и учителям учитывать мнение реб при решении вопросов, кот касаются лично его (перевод в другой класс, распределение по подгруппам при изучении иностранного языка и т.д.)

- право родителей и  учеников на возможность получать информацию о делах школы, об успехах и неудачах реб - право реб исповедовать религию или веру

Нарушение этой группы прав:

- далеко не всегда отношение  педагогов к личной жизни ребят соответ нормам права - обсуждение в присутствии других детей семейных проблем ученика (наиболее ущемленными здесь оказываются ученики классов компенсирующего обучения, где педагогам «есть, что пообсуждать»)

3.Права на защиту и помощь: на защиту от насилия, на консультат помощь, на соц-пед и психолого- пед поддержку, на помощь в выборе путей профессион образования.

- право реб на защиту от всех форм физич и психич насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения

- право на психологич, соц и юрид помощь - право на соц страхование - право на помощь в профессион ориентации, помощь в защите их трудовых прав (ориентация школьника в его профессион возможностях)

Причины несоблюдения этого права:

- отсутствие статистического  учета случаев жестокого обращения  с детьми, учителей с учениками

- низкий уровень подготовки  специалистов, сталкивающихся в  повседневной работе со случаями  физич-го, психич-го, сексуального насилия над детьми. - не знание своих прав в области трудового законодательства - низкий уровень информированности детей со стороны учителей о профессион возможностях

- дети не могут найти  работу без помощи взрослого 

Вывод: проблема соблюдения прав детей на защиту от всех форм насилия в образоват-х учреждениях существует. В школах бывают случаю психич-го и физич-ко насилия над детьми со стороны учителей. Решение проблемы: повышение уровня правовой культуры всех участников образоват-го процесса, повышение уровня квалификации педагогов, создание в системе образования структур, кот могли бы оперативно реагировать на факты насилия над учениками.

 

  1. Социально-правовая защита детей, оказавшихся в ТЖС

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"