Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.

5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся. 

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются: 

- научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

- "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником в процессе наблюдения, организованного учителем;

- вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др. 

Способами передачи социального опыта  в педагогической деятельности являются: объяснение; показ; совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др. 

Продукт педагогической деятельности – формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Результатом педагогической деятельности являются развитие обучающегося, его личностное и интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. 
29) Педагогика как наука

Слово «педагогика» означает «детоведение», «детовождение». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым поручали отводить детей своего хозяина в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. 

Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась  в древнегреческой, древневосточной  и средневековой теологии и философии. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) опубликовал в 1623 г. трактат “О достоинстве и приумножении наук”. В нем он впервые включил педагогику в свою классификацию наук. Возникновение педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670), первым из мыслителей стал доказывать наличие универсальных законов и закономерностей развития человека от рождения до конца жизни. За основу этих законов он взял идею природосообразности. Правда, Я. А. Коменский эту отрасль знаний о воспитании и образовании назвал дидактикой.

Источником педагогического знания и критерием познания закономерностей  воспитания является педагогический опыт – одна из ведущих категорий педагогической науки.

Среди теорий, сыгравших первостепенную роль в становлении и развитии педагогической науки, следует отметить: -теорию элементарного образования И.Г.Песталоцци, -теорию воспитывающего обучения И.Ф.Гербарта, -общую теорию развития личности К.Д.Ушинского, -теорию свободного воспитания Л.Н.Толстого,  -теорию организации детского воспитательного коллектива А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского,  -теорию содержания образования и методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина.

Предмет педагогики и ее основные категории.

В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». В своем единстве они образуют предмет изучения педагогической науки.

Воспитание призвано обеспечивать преемственность поколений в  жизни общества.

При этом воспитатель: 1) передает опыт, накопленный человечеством; 2) вводит воспитанников в мир культуры; 3) стимулирует к самовоспитанию; 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 2) работает над собой; 3) обучается способам общения и манерам поведения.

Вторая категория педагогики — «образование» — понимается как: 
1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс целенаправленного сознательного обучения и воспитания человека; 3) усвоение культурных ценностей, идеалов и норм; 4) результат обучения; 5) система.

Ведущую роль в осуществлении образования  играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). 

Обучение представляет собой целостный  педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся. 

Задачи педагогической науки.

1) задача познания закономерностей воспитания, образования, обучения. 2) разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека; 3) уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата педагогики; 4) совершенствование методологии и методов педагогических исследований; 5) поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры и гражданского становления личности; 6) разработка базового компонента общего среднего образования, его содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения

30) Понятие о педагогических  ценностях

Педагогические  ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические  ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.

Педагогические  ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая  система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся  общественным мировоззрением в области  образования и деятельностью  педагога.

Классификация педагогических ценностей:

Социально-педагогические ценности - это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные  педагогические ценности - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

Ценности  самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.

Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.

Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностнои профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности.

31) Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента

Эксперимент - часть педагогического  исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических  предложений (предположений); комплексный  метод исследования, включающий целый  ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.

Виды педагогического экспериментирования.

1) Содержание и масштабность  эксперимента. 

В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента:

• дидактический (содержание, методы, средства обучения);

• воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);

• частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);

• управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);

• комплексный.

Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством  участвующих в нем объектов; различают:

• индивидуальный эксперимент (исследуются  единичные объекты);

• групповой эксперимент, в котором  принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;

• ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.

Массовый эксперимент имеет  ряд преимуществ по сравнению  с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют: внутрипредметный, межпредметный, внутришкольный (общешкольный), межшкольный, региональный (районный, городской) эксперименты. 

По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в  пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).

2) Характер анализа объекта исследования.  

В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:

• разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное  выяснение обстановки, условий и  др. обстоятельств);

• констатирующий эксперимент (задачей  которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного  процесса до внесения в него каких-либо изменений):

• формирующий эксперимент (подразумевает  организацию и проведение экспериментальных  воздействий):

• контролирующий эксперимент (имеет  целью зафиксировать результат  экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного  процесса);

• срез — разновидность контролирующего  эксперимента — кратковременная  констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных  этапах его изменения.

• дублирующий эксперимент, увеличивающий  надежность получаемых выводов;

• повторный эксперимент (с целью  выяснения воспроизводимости результатов).

Этапы педагогического эксперимента.

1) Диагностический этап.

А) Объекты педагогической диагностики (личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности; качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений; мастерство учителей, воспитателей, руководителей).

Б) Формулирование проблемы, темы. 

Пример проблем;

“Воспитание в условиях дифференцированного  обучения” (каковы должны быть особенности  воспитания?). 

Конкретный эксперимент не может  дать общего ответа на вопрос, он вычленяет  из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного  процесса (с предметом и объектов исследования).

В) Актуальные проблемы эксперимента.

- Проблемы развития личности

- Проблемы коллективного воспитания

- Дидактические проблемы:

- Проблемы управления и педагогизации окружающей среды

Диагностический этап обязательно  включает изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в передовом и новаторском  опыте важнейших источников идей для решения намеченных проблем.

2) Прогностический этап.

Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей  решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез  и конструирование плана—программы  эксперимента. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"