Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Классификация методов обучения

По источникам знания: - словесные; - наглядные; - практические; - видеометоды.

По характеру познавательной деятельности:

- объяснительноиллюстративные методы сочетание словесного и наглядного методов;

- репродуктивные методы – передача  знания в готовом виде с  помощью словесного и наглядного  методов;

- проблемные методы, обязательным  условием которых является наличие  проблемной ситуации;

- частичнопоисковые методы – самостоятельное добывание знаний;

- исследовательские методы.

По дидактическим целям:

1) методы организации учебнопознавательной деятельности – словесные, наглядные, практические:

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно  поисковые;

- самостоятельные работы и работы  под руководством учителя;

2) методы стимулирования и мотивации  учебнопознавательной деятельности:

- стимулирования и мотивации  интереса к учению;

- стимулирования и мотивации  долга, ответственности;

3) методы контроля и самоконтроля  эффективности учебнопознавательной деятельности: - устный; - письменный; - лабораторный.

По этапам обучения:

- подготовка к изучению нового  материала;

- изучение нового материала;

- конкретизация, углубление, приобретение  умений и навыков;

- контроль и оценка.

По развитию познавательной активности обучаемых:

- активные методы обучения –  методы, при которых деятельность  обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер;

- интенсивные методы обучения  – используются для организации  обучения в короткие сроки  с длительными одноразовыми сеансами.

38) Методология педагогики  и ее уровни.

В педагогике методологию принято  определять как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Принято выделять четыре уровня методологии (Э.Г.Юдин и др.):

Первый уровень - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология, теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. (системный подход, онтологический подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в конкретной научной дисциплине, например, в педагогике. Методология специальной науки включает в себя исходные теоретические концепции. 

Четвертый уровень (технологический) – включает в себя методику и технику исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную  систему, в рамках которой между  ними существует определенное соподчинение.  
39)  Права ребенка. Международные акты в защиту детей.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная  Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах ребенка, которую подписали 193 страны. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. Этот документ является одним из признанных международных соглашений по правам человека. 

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

К 20-летию принятия Декларации права ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

СССР ратифицировал данную Конвенцию 13 июня 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН  текста Конвенции, было решено отмечать ежегодно 20 ноября как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка стала  одним из первых международных актов, к которым присоединилась независимая  Беларусь (1991 год). На ее основе в 1993 году был принят первый в странах СНГ  закон "О правах ребенка" (новая редакция 25 октября 2000 г.). По замыслу его разработчиков Закон носит концептуальный характер, формулирующий основные права детей и устанавливающий систему мер и действий по их защите. Его положения развиваются и конкретизируются в отраслевом законодательстве, законах и подзаконных актах, касающихся отдельных вопросов защиты прав детей. Закон, состоящий из 40 статей, закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

Беларусь присоединилась к факультативным протоколам Конвенции о правах ребенка, касающихся участия детей в вооруженных  конфликтах, а также торговли детьми, детской проституции и детской  порнографии. 

Функции защиты прав и интересов  ребенка в Беларуси осуществляют органы опеки и попечительства местных  исполкомов и администраций, секторы  охраны детства в отделах образования, комиссии по делам несовершеннолетних. В стране работает Национальная комиссия по правам ребенка и ее приемные в регионах.

40)  Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Одним из важнейших требований, которые  предъявляются к педагогической профессии, является чёткость гражданской  и профессиональной позиции.

Позиция педагога – это система  интеллектуальных, волевых и эмоционально – оценочных отношений к миру педагогической действительности, которая  является источником его творческой активности и неповторимой индивидуальности. 

В позиции педагога проявляется  его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения  и стиль профессиональной деятельности. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.

Настоящий учитель – это профессионал, который в полной мере обладает чувством ответственности за результаты своего труда, справедливости и честности  перед собой, своими учениками и  коллегами. Он хорошо чувствует состояние  другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником.


К настоящему времени накоплен богатый  опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Известный российский педагог В.М.Коротов к первым двум группам относит следующие качества личности педагога:

Действенная любовь к детям, забота о них, их воспитании и развитии, ответственность за судьбу каждого  воспитанника. Эта любовь – источник их педагогического творчества.

Верность и преданность своим  учителям.

Высокий уровень общей и профессиональной культуры, культуры речевого общения, поведения, терпение, сдержанность, огромная самоотдача, умение выстраивать правильные взаимоотношения с воспитанниками, скромность и щедрость таланта, стремление к совершенству. 

Постоянный поиск, стремление не останавливаться  на достигнутом, а целеустремленно работать на завтрашний день.

Развитие творческой самодеятельности воспитанников, поощрение их творчества.

Преподаватель должен обладать целым  рядом профессиональных качеств, таких  как целеустремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.  
41)  Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Самовоспитание - в сознательной, планомерной работе человека над собой. Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в детском воспитательном коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение в соответствии с его требованиями. 

Самовоспитание может осуществляться ребенком в различных сферах его  развития - нравственного, физического, эмоционально-волевого, эстетического  и интеллектуального.

Самовоспитание – важная сторона  воспитания, которая реализуется  как под влиянием педагогов и  социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень  совершенства; процесс сознательного  и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения

В старших классах учащиеся приучаются критически оценивать свои поступки. Они проявляют обычно инициативу и самостоятельность в нравственном самосовершенствовании. Их повседневное поведение легче поставить под  контроль собственного сознания и выработать у них внутреннюю потребность, привычку к совершению положительных поступков, к самовоспитанию. У них больше, по сравнению с подростками, развита  способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.

Чем выше уровень духовного, нравственного  развития людей, тем больше следят они  за собой, тем тщательнее контролируют свое поведение. Результаты самовоспитания проверяются в первую очередь  практикой жизни, отношением к своим  обязанностям, к окружающим людям.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек. 

К методам и формам самовоспитания относятся самооценка, самовушение, самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

42) Система педагогических наук.

Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему  научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях своего развития и определенным образом  связанных между собой.

Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика. Ее возникновение  связывают с именем Яна Амоса Коменского и его главным трудом «Великая дидактика».

Возрастная педагогика включает преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от специфики профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую, спортивную, театральную, музейную, музыкальную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"