Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический  процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая  деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая  технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое  взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

25) Система образования Республики Беларусь

В марте 2002 г. в Беларуси была принята  новая редакция Закона «Об образовании в Республике Беларусь». В соответствии со ст. 14 Закона «Об образовании в Республике Беларусь» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает: 1. Дошкольное образование 2. Общее среднее образование 3. Внешкольные формы образования 4. Профессионально-техническое образование 5. Среднее специальное образование 6. Высшее образование 7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров 8. Повышение квалификации и переподготовку кадров 9. Самостоятельное образование граждан.

В Законе изложены принципы, на которых  строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования, обязательность общего базового образования, доступность, преемственность  и непрерывность, научность, приоритет  общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая  направленность, демократический и светский характер образования. 

Общее среднее образование нацелено на достижение следующих целей: 
Обеспечение духовного и физического развития личности.

Подготовка молодого поколения  к полноценной жизни в социуме.

Воспитание достойных граждан  своей страны.

Овладение основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного  и физического труда.

Формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, понимание  важности здорового образа жизни.

Подготовка к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования, началу трудовой деятельности.

Любой гражданин республики имеет  практические возможности реализовать  свое конституционное право на образование  на белорусском и русском языках. При этом во главу угла ставится право свободы выбора языка обучения.

26) Мастерство, новаторство  и творчество в педагогической  деятельности

Педагогическое мастерство представляет собой важную сторону профессиональной культуры. В его содержание входят психолого-педагогическая эрудиция, развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция), владение педагогической техникой (система приемов личного воздействия преподавателя на коллектив учащихся и отдельную личность).

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают умение в доступной форме  излагать сложные проблемы, своим  преподаванием увлечь каждого, направить  активную деятельность на творческий поиск новых знаний; умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины  того или иного поступка, факты  и явления, влияющие на развитие личности; способность преобразовывать достижения передового педагогического опыта  применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля профессиональной деятельности. 

В педагогическое мастерство включаются не только общая эрудиция учителя, не только овладение способами умело, доступно, с надлежащим эффектом передавать знания и опыт человечества, но и  тонкая ориентировка в настроении учащихся.

Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых методов  и форм решения бесчисленного  ряда педагогических задач с высокой  степенью успешности. Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений.

Педагогическое творчество – это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых знаний, умений, продуктов педагогической деятельности. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инновации: В отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог – новатор, создаёт авторскую педагогическую технологию.

27) Наследственность, среда и воспитание как факторы развития личности

Наследственность - это отражение  биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены.

Детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:

детерминированная часть программы  обеспечивает продолжение человеческого  рода;

обеспечивает видовые задатки  человека как представителя человеческого  рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано  сочетание в организме различных  белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся  особенности нервной системы, обусловливающие  особенности протекания психических  процессов 

Переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования.

С педагогической точки зрения интерес  представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных  качеств.

Дети наследуют не готовые способности  к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки  к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной  педагогики долгое время было утверждение  о том, что все психические  качества личности не наследуются, а  приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени  влияния среды взгляды педагогов  не совпадают, так как абстрактной  среды не существует - есть конкретный общественный строй, конкретные условия  жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о  влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и  домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать ``зону ближайшего развития'', которая в дальнейшем перешла бы в ``зону актуального развития''.

28) Сущность и структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей и функций в обществе. 

Педагогическую деятельность рассматривают  как воспитывающее и обучающее  воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и саморазвитие.

В состав профессионально обусловленных  свойств и характеристик учителя входит ряд профессиональных способностей.

Дидактические способности – способности преподавателя передавать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, излагать им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудное - легким, сложное - простым, непонятное - ясным и понятным.

Академические способности – способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом, проявляет к нему устойчивый интерес.

Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир обучаемого, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его душевного состояния. 

Речевые способности – это те способности, которые позволяют четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Изложение материала должно строиться таким образом, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории.

Организаторские способности – способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

Коммуникативные способности – способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.

Педагогическое воображение – это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его способности и ум.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина определила структуру деятельности учителя, в которую включила пять функциональных компонентов:  

1. Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностях учащихся, а также о самопознании.

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"