Шпаргалка по "Педагогике современной школы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике современной школы"

Файлы: 1 файл

pedagogika_sovremennoy_shkoly.docx

— 174.60 Кб (Скачать файл)

Предметы, включенные в учебный  план, делятся на обязательные и факультативные. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В современных средних и высших учебных заведениях используются типовые программы учебной дисциплины. В отдельных случаях практикуются авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда. 

Учебная программа состоит из: 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, в которой  определяются целевые направления  изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин  общеобразовательной школы;

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ содержат информацию о путях реализации программы, методах, организационных формах, средствах  обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых  учащимися в процессе изучения данного  учебного предмета. Особое внимание в  программах последнего десятилетия  уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. 

Конкретизация содержания учебных  программ находит свое логическое отражение  в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний в процессе организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. 

По форме изложения учебник  должен быть краток, лаконичен, содержать  материал высокой степени обобщения  и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый  и достаточный объем фактического материала.

6) Закон РБ «О правах  ребёнка»

Настоящий Закон основывается на Конституции  Республики Беларусь, Конвенции Организации  Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка  как самостоятельного субъекта и  направлен на обеспечение его  физического, нравственного и духовного  здоровья, формирование национального  самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.

Состоит из 6 глав, 40 статей

1. Правовая основа регулирования  прав ребенка, 2. Сфера применения  настоящего Закона, 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка, 4. Право на жизнь, 5. Право на охрану и укрепление здоровья, 6. Равноправие детей, 7. Право на гражданство, 8. Право на достойный уровень жизни, 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия, 10. Право на определение отношения к религии, 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли, 12. Право на бесплатный проезд, 13. Защита ребенком своих прав и интересов, 14. Обязанности ребенка, 15. Право на проживание в семье, 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей, 17. Ответственность семьи за ребенка, 18. Право на жилище, 19. Право на имущество, 20. Право на имя, 21. Социальная защита семьи государством, 22. Приобщение к национальной и мировой культуре, 23. Право на образование, 24. Право на труд, 25. Право на отдых, 26. Право на свободу объединений, 27. Право на защиту чести и достоинства, 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции, 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, 30. Содержание и воспитание детей в детских интернатных учреждениях, 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, 32. Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф, 33. Запрещение участия детей в военных действиях, 34. Права детей-беженцев, 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности, 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях, 37. Защита ребенка от насильственного перемещения, 38. Международные договоры, 39. Международное сотрудничество, 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

7)  Закономерности гуманистического  воспитания

Основные закономерности воспитания открыты в передовом педагогическом опыте прошлого и находят подтверждение  в современной воспитательной работе.

Первая закономерность - обеспечения  в воспитательном процессе параллельного педагогического действия - была сформулирована на основе педагогического опыта А. С. Макаренко. Эта закономерность раскрывает необходимость обеспечения "параллельности" двух линий - реальной жизненной практики воспитанников и процесса воспитания.

Закономерность обеспечения параллельного  педагогического действия констатирует необходимую объективную связь  между явлениями жизни ребенка  или целого коллектива - словами, делами, поступками, с одной стороны, и  их воспитательными результатами - реальными изменениями в развитии личности и коллектива, с другой.

Вторая закономерность - единства воспитания и жизни детей - результат воспитания всегда определяется образом жизни человека, его жизнедеятельностью.

Истоки понимания закономерного  единства воспитания и жизни детей  восходят к эпохе Просвещения  и тесно связанной с ней  идеей гуманизма.  Значительный шаг вперед в понимании закона единства воспитания и жизни детей был сделан великим швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци. Он считал, что единственный путь, которым следует природа, развивающая и формирующая человека, его силы и способности - это их упражнение и применение на практике. Значительно дальше своих предшественников смогли продвинуться С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.

Третья закономерность отражает историческую обусловленность воспитания уровнем развития человеческой культуры. Содержание воспитания неизбежно зависит от содержания и особенностей конкретного исторического периода, в котором новое поколение людей вступает в жизнь и овладевает тем опытом, который сложился на данный момент. Одной из важнейших задач педагогической деятельности становится воспитание культуры этикета.

Основные принципы гуманистического воспитания

1. Принцип связи воспитания с жизнью и социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. 

3. Принцип педагогического руководства и самодеятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон воспитания и развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов. 

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения. 

6. Принцип воспитания в коллективе. Один из классических принципов отечественной педагогики, предполагает организацию воспитательных воздействий коллективистских отношений на личность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения. 

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками. 

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

8) Источники и факторы  формирования содержания образования

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт.

В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, таковыми являются: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают  потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического  развития; реальные возможности процесса обучения, а также потребности  личности в образовании.

Функции государства состоят в  том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

9) Классификация методов  обучения

1. Н.М.Верзилии, Е.И.Перовский, Е.Я.Голант: по источнику информации (Словесные, наглядные, практические)

2. М.А.Данилов Б.П.Есипов: по характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения (Методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков)

3. И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин: по способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности (Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый, (эвристический); исследовательский)

4. Ю.К.Бабанский:  комбинирование разных признаков (Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности)

5. М.И.Махмутов: сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося (Методы преподавания (информационно-сообщающий), объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий и побуждающий); методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)

10)  Педагогическое общение.  Конфликты в педагогическом общении  и их преодоление

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого себя, создание условий для саморазвития личности ребенка.

Выделяют следующие функции  педагогического общения: познание личности; обмен информацией; организация деятельности; обмен ролями; сопереживание; самоутверждение.

Педагогический конфликт - возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация".

Главная черта конфликтной ситуации – возникновение предмета конфликта, но отсутствие открытой активной борьбы. В процессе столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Эффективность педагогического вмешательства  в конфликты учащихся зависит  от позиции педагога. Выделяются четыре позиции педагога:

• позиция авторитарного вмешательства в конфликт 

• позиция нейтралитета 

• позиция избежания конфликта 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике современной школы"