Шаргалка по "Теории и методике воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о воспитательных системах
2. Структура и этапы развития воспит систем
...
27. Процессуальные характеристики воспитания

Файлы: 1 файл

otvety_pedagogika.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Ответы на экзамен  по педагогике: раздел теория и методика воспитания.

 

Понятие о  воспитательных системах.

ВС – целостный  соц организм функционирующий при  условии взаимодействия основных компонентов  воспитания(цели, содержание, отношения, способы деятельности) и обладающий такими характеристиками как образ жизни коллектива и его психологический климат. Характеристики: -неразрывное единство со средой; -наличие связи и отношений между образующимися элементами. Целесообразность создания ВС обусловлена: -интеграция усилий субъектов воспит деят-ти; -расширяет диапазон возможностей за счет того, что включает в эту среду другие окружающие среды; -экономия времени и сил пед коллектива; создание условий для самореализации.

Структура и этапы развития воспит систем.

Этапы развит ВС: -становление (постановка целей, отбор идей); -отработка системы (отработка технологии воспитания); -оформление системы (система накапливает из поколения в поколение традиции); -перестройка ВС. Технология создания ВС: -выявление ведущей идеи; -формирование основных целей и задач; -разработка теоретической концепции; -конкретизация составляющих систем и механизмов их взаимодействия; -проектирование необходимых условий и воплощение их на практике; -продуктивное освоение среды.

Общественные  институты и организации.

Детское движение предстает как сложная соц-педагогическая реальность,    к-ая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам. Основная их особенность – самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей. Детские общественные объединения – самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности детей. Оно не является структурой гос учреждения. В его составе должно быть не менее 2/3 граждан не достигших 18 лет, руководство взрослых носит добровольный, общественный характер. Детская общественная организация – объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, гос структурами (Например, пионерская, скаутская).

Взаимодействие  класс руководителя с учителями, родителями…

Класс рук реализует  свои ф-ции в тесном сотрудничестве с др членами пед коллектива. Взаимодействуя с учителями-предметниками, КР выполняет роль организатора пед работы с учащимися. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и класс коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы пед помощи ребенку и его семье. КР регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он организует встречи родителей с учителями с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказание помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. КР изучает стиль, основные методы и приемы работы коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, организует обмен опытом пед работы. В то же время он заинтересовано принимает предложения учителей, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителем.

Воспита системы  прошлого и настоящего.

Вальдорфские школы существуют с начала ХХв., и их популярность растет. Основатель – Штейнер. Он стремился создать школу, в к-ой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окруж миром. Школы глобального образования. Основатели: Хенви и Боткин. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. «справедливое сообщество» - эта ВС появилась в школах США в 1960-е годы. В ее основе лежат идеи Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. ВС общей заботы. Идея была выдвинута Ивановым в конце 50-х годов ХХв. В основе лежат след принципы: сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер, творчество, социально полезная направленность деят-ти детей. ВС школы-комплекса. Это относительно новый тип школы, отвечающий соврем требованиям. Основатели – Шацкий, Макаренко, Захаренко. Школа-комплекс – образ-ое учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования.

Базовые теории воспитания и развития личности.

А) теория авторитарного  воспитания (представитель: Гербарт, к0ый сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка. Приемы управления: угроза, надзор за детьми, приказания и запрещения. Б) теория свободного воспитания (представитель: Руссо. Он призывал уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а свемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.

Коллектив и его роль в воспитании личности/ Кол. как объект и субъект воспитания.

Признаки кол. (по Мак.): -совместная устремленная к социально-значимым целям деятельность; -отношение ответственной зависимости; -наличие орган. самоуправл.; -налич лидера; -налич общественного мнения и традиций. Принципы развития кол.: -гласность; -ответственная зависимость; -перспективные линии развит.; -«пр.параллельного действия». Отношения в кол.: -гуманистические; -нейтральные; -асоциальные. Стадии развит кол.: 1) приняты цели кол.; есть совместная деят-ть; формируется актив; есть микрокол-вы. 2) все дела для многих преобретает нравств. смысл; бурное развит. самоуправления; 3) преобладают гуманист. отношения; поведение ребенка приобретает устойчивость, стремление к самовоспитанию. Разновидности детского кол.: -школьный класс (возраст, единая программа обучения, требования-классный руководитель); -клубные объединения (добровольное, разновозрастные, интерес по творческим видам деят-ти); -детские организации (общественное, имеет свои правила, членство); -временные детские кол.(15-45 дней: лагерь, экспедиция, тур.поход)

Ф-ции коллектива…

-организаторская (каждый член кол.становится субъектом своей общественно-полезной деят-ти); -идейно-воспитательная (каждый становится носителем и пропагандистом определенно идейно-нравственных убеждений кол.); -стимулирующая (способствует формированию личности, регулирует поведение членов кол.). Методы формирования кол.: -метод предъявления требований; -метод организации деят-ти; -метод орг-ции отношений; метод коррекции поведения. Структура кол. первичный коллектив - кол-ив, в к-ром воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. По характеру деят-ти первичные коллективы делят на: -организованные на основе какого-то одного вида деят-ти (кружки, секции); -орг-ные на основе игровой и др видов деят-ти по месту жительства. По возрастному составу могут быть одновозрастными и разновозр. Главным органом кол является собрание воспитанников. Формируется актив и избирается староста.

КТД.

Это форм работы, которая  направлена на: -развитие творческих и  интеллектуальных способностей; -реализацию коммуникационных потребностей; -обучение правилам и формам совместной работы. Типы КТД: -большое творческое дело (требует предварительной подготовки как от организаторов, так и от его участников: сценарные ролевые игры); -малое творческое дело (не требует предварительной подготовки от участников: конкурсы, телевизионные игры); -представление (не подразумевает выдачи участникам заданий: игры, концерт). Алгоритм организации КТД: -определение пед цели КТД; -определение контекста данного дела; -определение содержания дела; -определение возраста и количества участников; -определение типа и формы дела; -решение организационных проблем; -проведение КТД; -подведение итогов КТД.

Ф-ции классного  руководителя…

Организационно-воспитательные ф-ции класс руковод.многогранны  и ответственны. Он осуществляет организацию всей внеклассной воспитательной работы в прикрепленном классе, группе. Важная ф-ция класс.руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. Класс.руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе, формирует коллектив учащихся и направляет его работу, координирует совместную деятельность учителей и учащихся, проводит внеклассную воспитательную работу. Важнейшей ф-цией класс.руководителя является воспитание у учащихся ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Его пед долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников.

Концепции воспитания.

1) культурологическая  концепция личности ориентированного образования (Е.В. Бондаревская) – культурологический подход-методологическая основа образования, ориентированного на человека. Культ-ий подход-видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде. 2) Конц-ция самоорганизуемой пед деят-ти (Кульневич) – ведущей идеей является идея о формировании личн-ых структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого пед творчества. 3) Конц-ция педагогики свободы и пед поддержки (Газман) – педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осущ-ет этот выбор по отношению к себе. Без самопознания свобода невозможна. Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него. Пед поддержка не может заменить воспитание, т.к. сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.

Методы и  средства воспитания…

Метод воспитания – способы организации совместной деят-ти педагогов и учащихся, направленно на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся, в соответствии с целями воспитания. Средства воспитания – предметы духовной и материальной культуры: учеба, труд, игры, спорт (источники, чем педагог пользуется). Классификация методов воспитания (Ю.К.Бобанского): 1) методы формирования сознания личности: основаны на принципе сознания и поведения. Также эта группа называется мет.убеждения (основной источник слово). Формы слова: беседа, внушение, рассказ. 2) методы организации деятельности и опыта поведения: основано на тезисе о том, что формирование личности осуществляется только при активной деят-ти. Эти методы направлены на формирование положительного опыта поведения. Формы: приучение, требование, воспитательные ситуации. 3) методы стимулирования деят-ти и поведения: отражают потребности-мотивационный компонент деят-ти. Сущность: побудить к соц одобряемому поведению. Есть 2 побудителя: поощрение и наказание - чувства переживания, самооценка.

Сущность  социализации  личности.

Понятие социализации личности - вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации,  воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений. Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Классификация факторов социализации. Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности. Выделяют 3 группы факторов: -макрофакторы (влияют на социализацию страны, государства, мира); -мезофакторы (регион, село, город, поселок); -микрофакторы (семья, группа сверстников, учебные, профессиональные организации).

Сущность  воспитательного процесса.

Воспитательный процесс - часть целостного пед процесса, который объединяет обучение и воспитание. Сущностные характеристики воспитания: а) воспитание - не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитанника. Воспитывать-организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других свои роли, цели, отношения; б) воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияют школа, семья, друзья, СМИ, и др.; в) воспитание - долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. ПВ имеет несколько этапов: -диагностика (определение задач воспитания); -проектирование воспит деят-ти; -организация пед взаимодействия; -проверка, оценка результатов.

Проблема  цели воспитания

Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат формирования личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: государственные; семейные; внешкольные. Проблема целей в образовании и воспитании очень сложная. Современная отечественная педагогика говорит о: -реальных целях воспитания (изменчивые, носят объективный характер и формируются для себя); -идеальные (ориентация на возможности человека). Целеполагание – процесс выработки целей, который требует от педагога: -конкретнее сформулировать идеал воспитанника; -сравнить с помощью спец методик конкретного воспитанника с идеалом; -выявить существенные расхождения; -определить предполагаемые изменения.

Понятие содержания воспитания.

А) содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств  и черт личности, устойчивых привычек поведения; б) сод воспит – часть общественного опыта поколения, к-ый отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.  Сегодня в центре содержания стоит гуманитарно-целостный подход – бытие воспитанника как его духовно наполненная жизнь. Такое содержание должно быть направлено на воспитание базовой культуры личности. Базовая культура личности – культура жизненного определения, семейных отношений, эконом-ая культура, политическая, правовая, нравственная, физическая, экологическая, художественная, культура труда и общения. Воспитание должно подготовить человека к 3 главным ролям: гражданин; работник; семьянин.

Принципы  современного воспитания.

Принципы – общие  требования, к-ые определяют нормы, правила, рекомендации по разработке, организации  и проведению воспит работы. Разделяют  принципы: -связь воспитания с жизнью и соц-культурой; -пр комплексности, целостности, единства всех компонентов воспит процесса; -пр пед-го руководства и самостоятельной деят-ти, активности ребенка; -пр гуманизма, уважения к ребенку в сочетании с требовательностью к нему; пр опоры на положительное в личности ребенка, вера в полож-ый результат воспитания; -пр воспитания в коллективе через коллектив; -пр учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; -пр единства действий и требований школы, семьи, общественности. Все принципы воспитания тесно связаны между собой и в этом заключается их значение и роль в практике.

Информация о работе Шаргалка по "Теории и методике воспитания"