Теория и методика Дзю-дo

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Дзюдо (дзю-до) – вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Основные принципы ………………………………………………………5
Теория и методика дзю-до ………………………………………………...6
Правила ……………………………………………………………………..6
Техника ……………………………………………………………………..7
Приемы дзю-до …………………………………………………………….8
Чистая победа в дзю-до ……………………………………………………9
Кимоно для дзю-до ……………………………………………………….11
Развитие физических качеств ……………………………………………10
Литература ………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 211.88 Кб (Скачать файл)


Реферат

На тему:

«Теория и методика

Дзю-дo»

 

 

 

 

 

 

 

Хочуева Ислама

студента 1-го курса

ФФКиС

 

 

 

Нальчик-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

Основные принципы ………………………………………………………5

Теория и методика дзю-до ………………………………………………...6

Правила ……………………………………………………………………..6

Техника ……………………………………………………………………..7

Приемы дзю-до …………………………………………………………….8

Чистая победа в дзю-до ……………………………………………………9

Кимоно для дзю-до ……………………………………………………….11

Развитие физических качеств  ……………………………………………10

Литература ………………………………………………………………..12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дзюдо (дзю-до) – вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

«Дзю» означает мягкий, гибкий, скромный, «до» – путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо – мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

ИСТОРИЯ ДЗЮ-ДО

Дзю-до возникло на переломном этапе перехода Японии от феодализма к капитализму, это пока единственный вид из всех восточных воинских дисциплин, вошедший в олимпийскую программу, как вид спортивного единоборства.

Отправной точкой дзюдо считается  май 1882 года. В это время в токийском  буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан». Основателем дзю-до был профессор японского императорского университета Дзигоpо Кано. Он трактовал термин дзю-до как «путь мягкости, податливости, умение уступать во имя конечной победы».

В 1900 г. были введены судейские правила в соревнованиях.

В 1909 г. Дзигоpо Кано стал первым в Японии членом Международного Олимпийского Комитета.

В 1911 г. Дзигоpо Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и стал ее президентом. Работа над системой борьбы продолжалась до 1922 г.

Все это время Кано испытывал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была как можно более простой по конструкции и наиболее практичной в действии. Незадолго до Второй мировой войны Кано пытался заинтересовать Международный Олимпийский Комитет новой спортивной дисциплиной. Возвращаясь в 1936 г. с заседания МОКа, проходившего в Каиpе, он скончался на корабле. Руководить Кодоканом стал Рисей Кано, сын учителя, а позже президент Всемирной федерации дзю-до (1953 г). В программу Олимпийских игр этот вид спорта вошел на соревнованиях в Токио (1964 г.) как национальная спортивная дисциплина хозяев состязаний. Так осуществилась мечта Дзигоpо Кано.

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ

В понятии Дзигоpо Кано дзю-до является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Главным отличием дзю-до является принцип использования в собственной стратегии силы защиты от атак противника, а также ошибок его поведения, которые могут быть спровоцированы действием дзюдоиста (в этом состоит значительное отличие от айки-до). В дзю-до обязателен принцип: «максимум эффективности, минимум энергии» (сэйpеку дзенке).

Пpиемы дзю-до:

1. Стойки (дати) и защитные стойки (камаэ), рассматриваемые в совокупности как положения (тай).

2. Способы перемещения  вперед и назад (синтаи) и повороты (тай-сабаки).

3. Приёмы выведения противника  из равновесия (кудзуси).

4. Падения (укэми).

5. Броски в положении  стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью pук - бpоски чеpез pуку (тэ-вадза), бpоски чеpез бедpо (госи-вадза), бpоски ногами (аси-вадза), а также бpоски с падением (сутэми-вадза). Также сюда относятся бpоски, пpи котоpых часть тела пpотивника «огибается» вокpуг вашего. Эти приемы называются броски под плечо (макикоми).

6. Удеpжания (катамэ-вадза), т.е. пpиемы в боpьбе лежа, делятся на: приемы удержания, нажатий (осаэ-вадза), удушения (симэ-вадза), а также болевые (кансэцу-вадза). 

7. Удаpы в болевые точки тела пpотивника (атэми) pуками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).

 

ТЕОРИЯ  И МЕТОДИКА

Теория дзюдо различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда:

1) противник намерен ступить вперед;

2) противник намерен отступить назад;

3) противник пытается отойти влево или вправо;

4) противник намерен «войти в прием», который он хочет провести;

 5) противник напряжен и жестко зафиксирован;

6) противник двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли;

7) противник начал выполнение приема;

8) противник попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение;

9) противник поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение;

10) противник вернулся в первоначальное положение.

Много бросков в дзюдо основываются на непроизвольной реакции брошенного противника, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.

 

ПРАВИЛА

Чтобы выиграть борьбу, нужно получить 1 очко (иппон), две половины очка (вадзари), большое количество юко (неполных вадзаpи) или кока (неполных юко). Получение иппона или двухкpатное получение вадзаpи позволяет закончить борьбу досрочно. Иппон пpисуждается за пpием, выполненный безупречно. В технике бросков - за выполнение бpоска на спину. В технике удержаний - за 30 секунд полного контролируемого удержания. В технике удушений и болевых приемов - за то, что противник выразит подчинение вашей воле.

Вадзаpи, юко и кока присуждаются за броски, совершенные не совсем удачно с точки зpения исполнения, а также за удержания соответственно 25, 20 и 10 секунд. Время удержания отсчитывается от момента, когда судья гpомко подает команду «осаэкоми», и заканчивается с командой «токэта».

 

ТЕХНИКА

Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма - кимоно. Кимоно, или правильнее «юдоги», состоит из штанов, куртки и пояса. На крупных соревнованиях один из борцов («дзюдока» или попросту «дзюдоист») должен быть одет в форму белого цвета, а другой в форму синего цвета.

Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа - болевой или удушающий прием либо удержание (30 с). Технические действия борцов оцениваются таким образом: чистая победа - «иппон» (10: 0), «вазари» (7:0), «юко» (5:0), «кока» (3:0).

Техника дзюдо состоит из трех частей:

- бросков;

- борьбы лежа;

- борьбы стоя.

Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.

Для борьбы лежа характерны три типичных приема - удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги ЗАПРЕЩЕНЫ. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания противника на спине, при удушении - прекращением доступа воздуха в легкие или действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг, а при болевом приеме - болью в том или ином суставе.

В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д.

В поединке приемы часто комбинируются из положения стоя и положения лежа. Переходы из одного положения в другое должны быть непрерывными, естественными. Приемы удушения и болевые приемы можно начинать из стойки и заканчивать в борьбе лежа.

Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках.

 

ПРИЕМЫ  ДЗЮ-ДО

В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип «наиболее результативного приложения силы». Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.

В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова. Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.

Мастерам Кодокан, достигшим уровня «черного пояса», вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название «каппо» - от слов «кацу» («оживлять») и «хо» («способ»). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.

 

ЧИСТАЯ  ПОБЕДА В ДЗЮ-ДО

Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.

Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири - психологическая борьба взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два - три удара, а подставлять «Якиба» (закалённая - режущая часть меча, полоска~5мм.) дедовского меча под удар врага, было исключительным шагом.


КИМОНО  ДЛЯ ДЗЮ-ДО

Кимоно для дзюдо изготовлены из толстой прочной ткани - «плетенки», рассчитанной на сильные броски и захваты со стороны противника. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (лацканы, колени, проймы) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кимоно. Кроме того, прочность куртки обеспечивает специально укрепленные плечи и цельнокроеный рукав. Внутренние швы обшиты тесьмой. Куртка запахивается к противоположному бедру и не распахивается при малейших движениях рук.

Костюм дзюдоиста (дзюдоги) должен быть белого или синего цвета.

Куртка должна быть такой длины, чтобы закрывать бедра, а при полностью опущенных руках края рукавов должны едва достигать кистей рук. Передняя часть куртки должна быть достаточно широкой, чтобы ее полы можно было запахнуть на уровне нижнего края грудной клетки с минимальным наложением в 20 см (7,8 дюйма). Брюки (дзубон) должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать ноги. Пояс (оби) охватывает куртку по талии, и его длины должно хватать, чтобы дважды обернуть его вокруг тела. Пояс завязывается большим квадратным узлом, его концы должны иметь длину примерно 15 см (6 дюймов).

 

РАЗВИТИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЗЮ-ДО

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще); овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости); отбор перспективных детей для дальнейших занятий борьбой дзюдо.

Информация о работе Теория и методика Дзю-дo