Теория и методика Фк и С

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

С помощью физических упражнений можно познать основные закономерности движений человеческого тела и посторонних предметов. Физические упражнения позволяют разносторонне овладеть всеми характеристиками движений, научиться их оценивать и сопоставлять; научиться выделять отдельные движения тела и его частей и создавать новые двигательные акты; использовать в жизни умения управлять амплитудами, направлениями, скоростями и усилиями движений. Упражнения с предметов, научиться чувствовать их вес, величину, расположение центра тяжести, степень упругости и другие свойства. Физические упражнения воспитывают культуру движений.

Файлы: 1 файл

Теория и Методика Физической Культуры и Спорта (100%).docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)


 

 

Роль физических упражнений как  средства физического образования и средства управления физическим развитием.

Один  из основоположников отечественной теории физического воспитания, выдающийся педагог и анатом П. Ф. Лесгафт придавал особое значение образовательной функции физических упражнений не потеряли свою значимость и сейчас.

С помощью  физических упражнений  можно познать  основные закономерности движений человеческого  тела и посторонних предметов. Физические упражнения позволяют разносторонне овладеть всеми характеристиками движений, научиться их оценивать и сопоставлять; научиться выделять отдельные движения тела и его частей и создавать новые двигательные акты; использовать в жизни умения управлять амплитудами, направлениями, скоростями и усилиями движений. Упражнения с  предметов, научиться чувствовать их вес, величину, расположение центра тяжести, степень упругости и другие свойства. Физические упражнения воспитывают культуру движений.

В процессе упражнений формируются умения и  навыки рационального владения двигательными  действиями, имеющими прикладное, важное для жизни человека значение (умение плавать, передвигаться на лыжах, лазать и т. п.). Разносторонний запас навыков владения различными двигательными действиями и умение их применять обусловливают подготовку человека к трудовой, оборонной и другим видам деятельности.

Физические упражнения как средства управления физическим развитием.

Физические  упражнения являются основными средствами укрепления здоровья и воспитания двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости и др.), а также средствами воздействия на развитие форм тела (телосложение и осанку).

Оздоровительное значение физических упражнений заключается в животворной силе активной двигательной деятельности. Только она способна развивать и поддерживать функции всех систем организма.

Современный  технический прогресс освободил  человека от тяжёлой мускульной работы на 90%, что привело к уменьшению двигательной активности и как следствие  этого — к ряду массовых заболеваний (в первую очередь заболеваний сердечнососудистой системы). Единственными средствами предупреждения и устранения таких заболеваний являются систематические физические упражнения. Только они в современных условиях позволяют сохранить здоровье и обеспечить тем самым человеку творческое долголетие.

Общеизвестно  и наглядно влияние физических упражнений на развитие форм тела. С их помощью можно существенно улучшить телосложение: развить красивый рельеф мускулатуры, выработать  правильную и красивую осанку.

Физические  упражнения являются основными средствами воспитания двигательных способностей. Они обеспечивают развитие силы, быстроты, выносливости и других способностей человека.

Основным  фактором, обусловливающим возможность  с помощью физических упражнений управлять физическим развитием, является их главное свойство, именуемое нагрузкой.

Мышечную  работу можно охарактеризовать двумя  сторонами: а) внешней (какая физическая работа выполнена) и б) внутренней (т. е. теми процессами, которые происходят у человека под влиянием физической работы). Они-то и характеризуют собственно нагрузку. Следовательно, нагрузкой физического упражнения является мера его воздействия на организм человека. Два разных по физической подготовленности человека, выполняя одинаковую физическую работу, получают разную по величине нагрузку. Нагрузка — это не сама физическая работа, а её следствие, поскольку нагрузка регулируется длительностью и интенсивностью мышечной деятельности. В практике физического воспитания условно принято эти показатели считать её внешней стороной, а сдвиги, которые она вызывает у человека, — внутренней.

Связи компонентов нагрузки показаны на схеме  ниже. 

 

Нагрузка физического упражнения


 

Внешняя сторона      Внутренняя сторона

(мышечная работа)     (мера воздействия на человека)


 

Объём  Интенсив-   Сдвиги в ве-  Сдвиги в Сдвиги

работы  ность ра-   гетативных  координа- в психи-

боты    функциях  ционных ческих

организма  функциях функциях

 

Количество  выполненной работы называется объёмом нагрузки. Под интенсивности нагрузки понимается мощность мышечной работы, её напряжённость. Объём нагрузки выражается в различных показателях: её продолжительности, количестве повторений действия, расстоянии (метры, километры), которое преодолел занимающийся (проплыл, пробежал и т. п.). Интенсивность нагрузки измеряется величиной мышечных усилий, скоростью и темпом движений.

Как уже отмечалось, действие физических упражнений не прекращается сразу после их выполнения — остаётся определённый след. Если нагрузка была для организма привычной, то после прекращения упражнения его работоспособность восстанавливается до исходного уровня. Если же организм получил нагрузку, превышающую привычную, то в процессе отдыха не только восстанавливается временно утраченная работоспособность, но и одновременно происходят перестройки, ведущие к повышению функциональных возможностей организма. В этом заключается сущность и смысл физических упражнений как средств управления физическим развитием. Упражнения развивающего и восстанавливающего действия характеризуются нагрузками, вызывающими такую глубину утомления, при которой в процессе отдыха наряду с восстановлением происходят упомянутые адаптационные перестройки, обусловливающие сверхвосстановление (суперкомпенсацию) его функций.

По характеру нагрузок физические упражнения могут иметь направленность — силовую, скоростную, скоростно-силовую, на выносливость и на развитие других двигательных способностей.

По величине различаются максимальные и оптимальные нагрузки. Максимальной является наибольшая нагрузка, которую занимающийся может воспринять без вреда для здоровья. Оптимальной нагрузкой считают ту наименьшую, которая вызывает явление сверхвосстановления.

Скоростные способности, средства и методика их развития.

Скоростные способности — это  совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу  основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощённых внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.

Методика развития быстроты двигательных реакций.

Быстрота  простой двигательной реакции характеризуется временем реагирования на какой-либо раздражитель. Если реагирование происходит известным движением на заранее определённый, но внезапно появляющийся сигнал, то такая двигательная реакция называется простой. Примером проявления простой двигательной реакции является реагирование стартующего спортсмена на звуковой или зрительный раздражитель.

Характер  раздражителя оказывает существенное влияние на быстроту простой двигательной реакции

Время простой двигательной реакции  на различные сигналы

Контингент

Характер сигнала

Время реакции, с

Спортсмены

Звук

0,05—0,16

Свет

0,10—0,20

Не занимающиеся спортом

Звук

0,15—0,25 и более

Свет

0,20—0,35 и более


Латентное время двигательной реакции обусловлено  быстротой прохождения в ходе реагирования следующих физиологических  процессов:

    • Появления возбуждения в рецепторе;
    • Передачи возбуждения в центральную нервную систему;
    • Перехода возбуждения по нервным путям и формирования эффекторного сигнала;
    • Проведения сигнала от центральной нервной системы к мышце;
    • Возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.

Спортсмены, у которых простая двигательная реакция достаточно совершенна, легче  осваивают и более сложные  двигательные действия.

Способность к реагированию совершенствуя соответствующими упражнениями.

На  первом этапе совершенствования  соответствующими наиболее эффективным  является повторное реагирование на внезапно появляющийся сигнал: выполнение старта в беге, начало и изменение  движения по сигналу, атакующее или  защитное действие на условный раздражитель. Особенно эффективным является соревновательный метод с выбыванием спортсмена, среагировавшего последним, а также игровой, позволяющие создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию. Использование описанной методики даёт положительные результаты в течение 4—6 недель занятий. В дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и её совершенствование становится проблематичным.

На  втором этапе совершенствования  необходимо использовать технические  средства — электросекундомер и различные контактные площадки (на стартовых колодках бегуна или стартовой тумбочке пловца и т. п.), для получения информации о двигательной реакции спортсмена в отдельных попытках. Эта информация у спортсмена способность к точному восприятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования. На практике это выглядит следующим образом. Спортсмен максимально быстро реагирует на стартовый сигнал, получая информацию о времени реакции. Затем в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тренер сообщает ему действительное время. Когда большинство его субъективных оценок по показателям быстроты совпадает с объективными, занимающемся предлагают выполнить задание с заранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге спортсмен овладевает произвольным управлением скоростью двигательной реакции, что способствует её улучшению.

На  третьем этапе совершенствование  двигательной реакции осуществляется за счёт психорегулирующей и идеомоторной тренировки. Так, известно, что при  направленности внимания на предстоящее  движение (моторный тип реакции) быстрота реагирования выше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). В дальнейшем необходимо идти по пути поиска и создания индивидуального мысленного образа, связанного с ощущением лёгкости, быстроты и мощности в процессе реагирования.

Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределённости раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реакций проявляется в так называемых ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др. В этих случаях, как правило, перед спортсменом становится задача реагировать на движущийся объект (мяч, соперник, оружие) и выбрать из нескольких возможных действий единственное, адекватное создавшейся ситуации. Например, вратарю при ударе по воротам необходимо решить четыре задачи: увидеть мяч, оценить направление и скорость полёта, выбрать план действий, приступить к его осуществлению. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 с. Известно, что большая часть затраченного времени уходит на фиксацию движущегося предмета глазами. Способность видеть перемещающийся с большой скоростью предмет тренируема, с этой целью применяются специальные упражнения. Рекомендуется постепенное усложнение упражнения за счёт увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, использования технических устройств и тренажёров.

Значительные  трудности при сложной двигательной реакции создаются в связи с необходимостью выбора нужного ответа из ряда возможных с учётом поведения соперника или партнёра, а также создавшейся игровой обстановкой. Известна зависимость времени реагирования от количества возможных вариантов атак в единоборствах. Рисунок ниже.

Очевидно, что с увеличением разнообразия атакующих вариантов защищающийся должен преодолеть всё большую неопределённость, что ведёт к снижению быстроты сложной двигательной реакции (например, от 0,3 с при 2 вариантах атаки до 0,6 с при 8 вариантах). Поэтому в методике развития сложной реакции с выбором необходимо постепенно увеличивать число возможных ситуаций. Например, спортсмена обучают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трёх, четырёх и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства. Необходимым условием эффективности данной методики является одновременное совершенствование спортивно-технических навыков, воспитание координационных способностей и тактического мышления. Кроме того, совершенствование сложной реакции стимулируется использованием тренажёрных устройств, снабжённых программными и измерительно-регистрирующими блоками, позволяющими задавать различные ситуации и получать объективную информацию о реагировании спортсмена.

Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного движения и частота движений обусловлены подвижностью нервных  процессов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, владением техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.

Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного движения и частота движений обусловлены подвижностью нервных  процессов, соотношением быстрых и  медленных мышечных волокон, владением  техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.

Методика развития скорости одиночного движения и частоты движений.

При подборе тренировочных упражнений для развития скорости движений необходимо учитывать степень их освоения. В случае использования неосвоенных упражнений внимание спортсмена будет сосредоточено не на быстроте выполнения, а на способе его выполнения.

Планируя  скорость выполнения упражнения, следует  помнить, что быстрое сокращение мышц в процессе движения сопровождается увеличением тонуса мышц-антагонистов, что вызывает тормозящий эффект, который носит охранительный характер. Это рефлекторное торможение устраняется кропотливой и длительной работой в конкретном движении, что ведёт к совершенствованию мышечной координации и снятию «тормозов». После этого постепенно необходимо выйти на уровень наиболее эффективной интенсивности, равной 90—100% от максимальной.

Информация о работе Теория и методика Фк и С