Шаргалка по "Теории и методике воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о воспитательных системах
2. Структура и этапы развития воспит систем
...
27. Процессуальные характеристики воспитания

Файлы: 1 файл

otvety_pedagogika.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Педагогика  как наука о воспитании.

Человек рождается как  биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать, т.к. изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются требования к человеку. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; опыт педагогов-новаторов и т.д. Педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей.

Педагогика  начального образования…

Человек рождается как  биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. В пед руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро вопросы воспитания стоят в младшем школьном возрасте, потому что в этот период закладываются и развиваются все основные качества человека. Вопросами воспитания детей младшего школьного возраста занимается спец отрасль пед-ой науки – педагогика начальной школы. Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных ветвей – педагогику семьи, дошкольную педагогику и педагогику младшей школы. Предмет педагогики нач школы – воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги нач школы занимаются вечными проблемами – они обязаны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. От того, какую основу заложат будущему гражданину в семье, дошкольном детском учреждении, нач школе, будут зависеть его жизнь и счастье, благополучие всего общества.

Личностно-ориентированное  воспитание.

Личностно-ориентированное  воспитание – такая воспитательная система, где

 ребенок является  высшей ценностью и ставится  в центр воспитательного процесса. ЛОВ – организация воспит-го  процесса на основе глубокого  уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспит процесса. Сердцевиной ЛОВ является свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию данного требования, принял и выполнил его. Признание – право ребенка быть самим собой. Это примирение взрослых с его индивидуальностью, его взглядами, оценками и позицией. Какими бы они не были, их уважают и считаются с ними. Принятие ребенка – не просто полож-ая оценка, это признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками, он имеет право быть таким какой он есть. В основе принятия ребенка – любовь. Путь любви к ученику лежит через справедливость. Понимание – проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, призванным.

Диагностика воспитанности учащихся.

Для того чтобы узнать достиг ли цели воспит процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты.  Установить степень соответствия помогает диагностика (оценочная процедура направлена на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности). В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности – теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Выделяют следующие критерии: -содержательные (связаны с выделением адекватных показателей); -оценочные (связаны с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества). Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения – метод воспитывающих ситуаций. Воспит-ая ситуация – естественная или преднамеренно созданная обстановка, в к-ой воспитанник вынужден действовать  и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформированных  у него определенных качеств. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах.

Семья и  ее роль в воспитании.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне  влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

ХОНВ

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их освоения должны быть сформированы основы мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. Нравственное воспитание.  Нравственность – внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, для себя. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

ХОНВ

Эстетическое воспитание. Задачи эстетич-го воспитания условно можно разделить на 2 группы: -приобретение теоретических знаний (решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям); -формирование практических умений (активного включения в эстетическую деятельность). Физическое воспитание. Современное общество требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, готовых защищать Родину, способных переносить повышенные нагрузки. Физ.воспитание способствует также выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деят-ти.

ХОНВ

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспит процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира и как неотъемлемый компонент общего образования. Труд в школе должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деят-ть, имеющую личностную и социальную направленность. Правовое воспитание школьников – еще один аспект современного воспитания. Школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.

Сущность воспитания.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно  возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития. В соц-ом смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. В узком пед смысле воспитание – процесс и результат воспит-ой работы, направленной на решение конкретных воспит-ых задач.

Педагогическое  взаимодействие.

Это личностный контакт  воспитателя и воспитанников, случайный  или преднамеренный, частный или  публичный, длительный или кратковременный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. ПВ может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие в понимании целей совместной деят-ти и путей ее достижения и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деят-ти стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деят-ть др ее участников.

Процессуальные характеристики воспитания.

процесс — это то, что разворачивается во времени как закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами, которые содержатся в этой структуре как ее интенция. Процесс воспитания имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. Как правило, в ней выделяются: цель, содержание, методы, средства, организационные формы. характеристики воспитания как процесса: -его интенциональный характер, который при определенных обстоятельствах может стать целевой характеристикой воспитания; -стадийность воспитательного процесса; -нелинейность воспитательного процесса; -ситуативность воспитательного процесса. Проблемы моделирования процесса. Модель — это в широком смысле — любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», отображающие в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Для построения модели процесса необходимо: -описать стадии процесса; -выделить закономерную логику процесса (прогноз его развития; -описать состояние процесса в «пограничных ситуациях», «точках бифуркации», «кризисных точках»; -определить внутренние и внешние силы, обеспечивающие направленное саморазвитие и необратимость процесса; -выявить возможность и условия постепенного становления нового качества в рамках старой целостности.


Информация о работе Шаргалка по "Теории и методике воспитания"