Этнокультурные потребности в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этнокультура и национальное самосознание. 6
1.1. Этнокультура и национальная идея 6
1.2. Национальное возрождение и развитие этнокультуры. Этнокультурное воспитание 9
2. Народная педагогика 13
2.1. Народное воспитание в наследии классиков педагогики 13
2.1.2. Национальный характер педагогики Я.А. Коменского 13
2.2.2. К.Д. Ушинский- вдохновитель национальной школы 14
2.3.2. Народная педагогика в творчестве А.С. Макаренко 16
2.4.2. Принцип народности в воспитании В.А. Сухомлинского 19
2.3. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа 22
2.4. Народное воспитание и преемственность поколений 25
2.5. Этнический характер совершенного человека 28
3. Отражение этнической культуры в образовании 32
3.1. Инструменты воспитания этнокультурной идентичности 34
3.1.1.Язык как основа формирования позитивной этнокультурной идентичности. Изображение как метод раскрытия общечеловеческого взаимодействия 35
3.1.2.Социорегулятивный механизм фольклора 40
3.1.3.Обряды и обычаи как комплексный инструмент формирования этнокультурной идентичности 42
3.1.4.История этноса – важная составляющая процесса воспитания позитивной этнокультурной идентичности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 51

Файлы: 1 файл

Курсовая 11 Этнокультурные потребности Олейникова(3).doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Ценность заложенного  в содержании этнокультурного образования потенциала мировоззренческого и культурного разнообразия, необходимость его сохранения и гармоничного развития выражают мировоззренческие и нормативно-правовые принципы развития данной образовательной области.

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М.: Сов. композитор, 1988. – 238с.
  2. Антонов В. Роль этнопедагогики в формировании личности школьника // Народная школа. – 2001. – № 3. – С. 49—51.
  3. Апакаев П. А. Путь к сердцу ребенка. – Йошкар-Ола, 2003. – 248 с.
  4. Афасижев Т. И., Бузаров А.Ш., Кагазежев Б.С. Этнопедагогические взгляды профессора А. И. Мусукаева // Литературная Адыгея. – 2003. – № 3. – С. 131—134.
  5. Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа : история, теория, практика. – Казань, 2002. – 417 с.
  6. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов М. Этнопедагогика – М. : Академия, 2007. – 233 с.
  7. Бессарабова И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике // Фундаментальные исследования, 2006. – № 9 – С. 92-92
  8. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
  9. Волков Г. Н. Этнопедагогизация – главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола, 2003. – С. 4—7.
  10. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: пособие для учителя  - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
  11. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208с.
  12. Земляков А. Е., Матвеев П.П., Тенякова Е.А. История – Чебоксары : ЧГПУ, 2004. – 179 с
  13. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М: Академический Проект, 2004. - 176 с.
  14. Кокоева Р.Т. Русский язык как фактор взаимообогащения национальных культур // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 2004, С. 181-183
  15. Кон  И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
  16. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды  -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с
  17. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с
  18. Кукушин В. Г. Этнопедагогика : учеб. пособие для вузов. – М.,2002. – 304 с.
  19. Малыгина, И.В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): Дис. д-ра филос. наук: 24.00.01 Москва, 2005- 305 с. РГБ ОД
  20. Маркова Г.Е., Пименова В.В.  Этнология, – М. : Академия,2000. – 217 с.
  21. Мирдиянова Б.М. Нравственные аспекты народной педагогики в социализации личности // Современные проблемы науки и образования, 2007. – № 3 – С. 80-80
  22. Мукаева О. Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России. – Новосибирск, 2004. – С. 334—340 
  23. Никитина Н. Л. Обучение и воспитание в этнокультурной среде // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола, 2003. – С. 57—59
  24. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001. – 336с.
  25. Сейтешев А. «Национальный характер образования и особенности его становления», Журнал «Мысль», 2001 г, № 5, с 66-69
  26. Чернецов П. И. Особенности и своеобразие русской народной педагогики : (в трудах К. Д. Ушинского) // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования : сб. ст. – Челябинск, 2000. – С. 42—48
  1. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. – Нальчик: «Эль – Фа», 1999. – 304 с

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. [Интернет]: сайт, http://www.standart.edu.ru
  1. Этнокультурные процессы Северного Кавказа. [Интернет]: сайт, http://kavkaznasledie.ru

  1. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе. [Интернет]: сайт, http://www.ca-c.org

 


Информация о работе Этнокультурные потребности в образовательном процессе