Активные методы обучения в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 11:41, реферат

Описание работы

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………3
1. Профессиональное самоопределение учащегося……4
1.1. Основные направления работы в организации психолого-педагогической поддержки учащихся………………6
2. Профессиональная ориентация как компонент предпрофильной подготовки……………………………………8
3. Активные методы обучения в образовательном процессе…………………………………………………………10
Заключение……………………………………………….14
Литература.……………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

 



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………3

         1. Профессиональное самоопределение  учащегося……4

         1.1. Основные направления работы в организации психолого-педагогической поддержки учащихся………………6

         2. Профессиональная ориентация как  компонент предпрофильной подготовки……………………………………8

         3. Активные методы обучения в образовательном процессе…………………………………………………………10

         Заключение……………………………………………….14

          Литература.……………………………………………….15

 


 

 

Введение

    На современном этапе определены  основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

    Анализ накопленного опыта в области теории и практики  профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

     В работе обозначена проблема самоопределения учащихся старших классов. Предложены формы организации обучения школьников в профильных классах с включением трудовых практик в образовательный процесс. Рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются выпускники при выборе профессии и администрация образовательных учреждений при создании условий выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося. Акцентируется внимание на психолого-педагогическую поддержку процесса профессионального самоопределения учащихся и образовательных потребностей.

 

  1. Профессиональное самоопределение учащегося

 

Процесс профессионального самоопределения подростка – процесс поэтапный. Это определяет необходимость последовательности в педагогической работе с учащимися, важность освоения педагогом комплекса психолого-педагогических методов для формирования у подростков исследуемого феномена. Такой подход способствует методически целенаправленной организации психолого-педагогической поддержки учащихся в предпрофильной подготовке. Процесс профессионального самоопределения определяет использование педагогических методов при организации работы. Педагогическая поддержка необходима при оказании оперативной помощи в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении. Поддержать учащегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую.

В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:

- поддержка и развитие индивидуальной  личности учащегося;

- создание условий, способствующих  дальнейшему развитию учащегося;

- обнаружение собственных проблем  и придание им  развивающего  характера путем превращения  проблемы в задачу деятельности.

Система средств педагогической поддержки в рамках предпрофильной подготовки предполагает выделение следующих педагогических условий:

- целостность (используемые средства  должны представлять целостную  систему);

- систематичность (отобранные средства  в методы должны применяться  систематически, т. к. эпизодическое  использование не дает необходимого  эффекта);

- целенаправленность (подбор форм  и методов в зависимости от  конкретных задач занятия);

- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута учащегося);

- диалогичность (общение в образовательном  процессе строится на основе  эмпатии, сопереживания другому, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);

- контекстность (образовательный процесс должен строиться с учетом контекста будущего профиля обучения и будущей профессиональной деятельности);

- вариативность (подбор системы  средств с учетом индивидуальных  личностных особенностей учащихся);

- динамичность (чередование в пределах  изучения одной темы различных  типов и методов организации  диалогического взаимодействия).

Можно выделить следующие этапы педагогической поддержки:

1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.

2. Поисковый – организация совместно  с ребенком поиска причин возникновения  проблемы, взгляд на ситуацию  со стороны.

3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы) на основе договорных отношений.

4. Деятельностный:  действует  учащийся под наблюдением педагога, который  координирует его действия, стимулирует, обращает внимание на успешность самостоятельных шагов, поощряет инициативы, оказывает безотлагательную помощь учащемуся.

5. Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Основные направления  работы в организации психолого-педагогической  поддержки учащихся

Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы:

1. Аналитико-диагностическое - подразумевает  психолого-педагогическое исследование  учащихся, диагностику общих и  частных проблем, подготовку психолого-педагогического  заключения и рекомендаций. Оно  реализуется через следующие  мероприятия:

- мониторинг профессионального  самоопределения учащихся;

- изучение индивидуальных особенностей  личности учащихся.

Результаты диагностической деятельности носят ориентировочный характер для учащихся, являются важным показателем для педагога, который с учетом полученных результатов организует образовательную деятельность. Диагностика личностных изменений и работа по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию позволяют отследить изменения в личности учащихся и скорректировать маршрут прохождения курсов по выбору.

Необходимо создавать условия для реализации потребности учащихся в самопознании и обеспечить её соответствующим инструментарием.

В содержании исследования самопознания необходимо отразить состав качеств, психологических характеристик, которые планируется диагностировать; исходный уровень развития данных качеств: желаемый уровень развития, т.е. цели и ориентиры; изменения в развитии этих качеств в процессе работы.

Использование методов самопознания способствует осознанной деятельности учащихся по саморазвитию, формирует у них мотивацию к занятиям, чувство ответственности перед самим собой. В систему изучаемых качеств личности включаются методики, позволяющие выявить склонность учащихся к той или иной сфере профессиональной деятельности; качества, входящие в состав творческих способностей и др.

2. Просветительское направление  включает различные мероприятия, направленные на обеспечение  учащихся знаниями, необходимыми  для адекватного выбора профиля  обучения и пути дальнейшего  образования.

Данное направление складывается из действий по формированию у учащихся умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности в профессиональном направлении.

Значимость просветительской деятельности заключена в организации «внутреннего диалога» учащегося с информацией, побуждающего его обратить внимание на самого себя, задуматься над вопросами, касающимися своей собственной личности, поведения, отношения к познанию окружающей действительности.

3. Консультативное направление ( индивидуальное и групповое) предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся, включающее консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения её эффективности.

Консультирование может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы.

4. Организационное направление  включает:

- организацию проведения курсов  по выбору, профессиональных проб;

- координацию деятельности субъектов  педагогической поддержки;

- проведение комплексных исследований  проблем учащихся;

- проблемные обсуждения в процессе  реализации намеченных планов  и совместные экспертизы результатов  проделанной работы;

- привлечение нужных специалистов  для оказания помощи учащимся  по решению их проблем;

- экспертизу курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной  деятельности, профессиональной деятельности  специалистов учреждений дополнительного  образования.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

 

 

 

2. Профессиональная ориентация  как компонент предпрофильной подготовки

В ситуации выбора учащимся профилирующего направления образования становится обязательной помощь специалиста по профессиональной ориентации. При ограничении ориентационной работы только на профиль (профильной ориентации) проектируемые модели профильного обучения будут способствовать, с одной стороны, становлению индивидуального жизненного, образовательного сценария, расширять пространство маневра, но с другой – будут для целого ряда детей с разнонаправленными интересами и склонностями неизбежно ограничивать это пространство самим фактором своего существования.

Выбор профиля обучения ограничивает ученика рамками учебных предметов, так как учащиеся ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на более привлекательный для них предмет деятельности. При этом о характере работы по специальностям, связанным с этим предметом, не имеют представления. В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора.  Профориентационная работа может в определенной степени компенсировать эти риски и соединиться в единое целое с профильно-ориентационной работой.

Профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином “переходные услуги”. Комплексная система “переходных услуг” представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности.

Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях. Учащиеся принимают активное участие в этой работе. Они определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно “выстраивать” профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Информация о работе Активные методы обучения в образовательном процессе