Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек по своей природе стремиться по возможности к стабильной и комфортной жизни. Так как все мы существа социальные, наше спокойствие, внутреннее состояние защищенности во многом зависит от места в котором мы живем, а точнее от принадлежности к государству, ее правовым, этическим, культурных нормам. Российская Федерация, ранее СССР была и остается первой страной не только по занимаемой территории, но и многонациональной страной, где по переписи населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. В начале 90-х годов после распада СССР существенно наблюдался отток этнических русских на свою историческую родину. По статистике вплоть до 2004 года, пока страна находилась в шатком положении из- за экономического кризиса, число иммигрантов снижалось.

Содержание работы

Введение
Глава I
Этнический конфликт: понятие и структура
Проблема миграции в России
Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов
Глава II
2.1 Типы и функции этнических конфликтов
2.2 Взаимоотношения между детьми- родителями мигрантов и учащимися- родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение” и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)
2.3 Профилактика, урегулирование и технологии разрешения этнических конфликтов
IV) Заключение
Список используемой литературы
Приложение: опросник для учеников и учителей

Файлы: 1 файл

региональная к.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

 

Результаты опроса учителей

ГБОУ СОШ №1405

ГБОУ СОШ №37

  1. 100% - толерантное
  2. 60% - нет, 30% - сомневаюсь в ответе, 10% - да
  3. 70% - для меня все дети равны, 30% - затрудняюсь ответить
  4. 100% - существенно больше с каждым годом
  5. 60% - да, 40% - нет
  6. 100% - это очень длительный процесс
  7. 90% - нормально, 10% - часто бывают разногласия
  8. 8) 70% - русские родители относятся с опаской, 30% - затрудняюсь ответить
  1. 60% - толерантное, 40% - затрудняюсь ответить
  2. 40% - да, 35% - сомневаюсь в ответе, 25% - нет
  3. 50% - скорее да, чем нет; 50% - затрудняюсь ответить
  4. 100% - существенно больше с каждым годом
  5. 90% - да, 10% - нет
  6. 80% - это очень длительный процесс, 20% - достаточно быстро
  7. 80% - нормально, 20% - часто бывают разногласия
  8. 60% - затрудняясь ответить, 30% - с опаской, 10% - нормально

 

Из данного социологического опроса явно выделяется генеральная линия: дети или взрослые – мы все понимаем и внутри нас есть разграничение на “своих” ( русских) и “других” ( относящихся к другому этносу). Разногласия и недопонимания не избежать, в меру внутреннего психологического разделения. Дети в младшем и среднем школьном возрасте копируют поведение и отношение взрослых к другим людям. Однако согласно выводам опроса видно, насколько рознятся ответы на вопросы детей с более глубоким внутренним миром ( ГБОУ СОШ №1405), они толерантны, для них нет разграничений, они готовы придти на помощь, готовы взаимодействовать. Поэтому, во многом от взрослых зависит, как их дети будут относиться к мигрантам и в дальнейшем, как будущие дети их детей станут вести себя с мигрантами.

Что касается учителей, то они, как лакмусовые бумажки, открывают нам глаза изнутри образовательного процесса. Безусловно, количество детей-мигрантов с каждым годом увеличивается. Наша российская учебная программа не адаптирована под такие тонкости, дети-мигранты значительно отстают по программам обучения, половина из них плохо говорит и знает русский язык. В ГБОУ СОШ №37 на данный этап обучаются двое детей которые вообще не знают русского языка. Сложности касаются не только образовательной стороны процесса, социально-психологическая сторона тоже далека от комфортного показателя. Мигранты имеют свою культуру, обычаи и традиции, единоминутно поменять эту структуру невозможно. В подростковом возрасте и подавно. Работа учителя изначально имеет очень высокий уровень напряженности, ко всему этому добавляются проблемы с детьми-мигрантами. Поэтому у многих учителей накапливается раздражительность, как следствие в будущем перерастающая во внутриличностный, а затем в межличностный конфликт, который ищет выплеска наружу.

Профилактика, урегулирование и технологии разрешения этнических конфликтов

На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это.8

Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе. Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным. Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологи участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.

Конфликт чрезвычайно трудно погасить, гораздо легче его предотвратить, и самым первым шагом на этом пути должно стать широкое обсуждение конфликтной ситуации в форме дискуссий. Они могут быть закрытыми, чтобы обеспечить доверительный характер обмена мнениями, или публичными, в которых принимают участие широкие слои населения. Базовыми правилами таких дискуссий должны быть три непременных принципа: «не обвиняй» - это ведет обычно к поляризации мнений; «никаких личных нападок» - это может оказывать большое сдерживающее влияние; «не прерывай» — научись слушать другого, понимание и сближение возможны только в том случае, если участники дискуссии будут прислушиваться друг к другу.  В острых конфликтных ситуациях чрезвычайно полезным бывает обратиться к прошлому. История взаимоотношений этнических групп полна драматизма. Обиды и несправедливости прошлого в условиях конфликта приобретают, как правило, гипертрофированный характер. Важно поэтому не сыпать соль на раны, а признать эти обиды в контролируемой обстановке. Покаяние, взаимное извинение всегда действуют умиротворяюще, способствуют конструктивному обсуждению планов на будущее.  Не менее важно понять, что же стоит за жесткими требованиями конфликтующих сторон. Без четкого ответа на эти вопросы конструктивное решение невозможно.

 В процессе совместного  решения проблемы весьма полезно  вести поиск общей цели. Кроме  разногласий у конфликтующих  сторон всегда есть и общие  интересы — экономика, решение  экологических проблем, создание  демократических институтов, стратегическая  безопасность и т.п. Если в центре  обсуждения будут только вопросы  конфликта, дискуссия может быстро  обостриться. Объединение сил в  поддержку общих целей сможет  создать условия для решения  более трудных вопросов.

 Взаимное проявление  доброй воли в процессе переговоров  и дискуссий - непременное условие  достижения результата.  Следующий  шаг — выработка проектов возможных  соглашений. При этом важно не  стремиться к окончательному  урегулированию спорных вопросов, чаще всего на стадии конфликта  это невозможно. Гораздо продуктивнее  наметить определенный план действий, отвечающий интересам обеих сторон, идти от частного к общему, ставить в повестку дня только  те вопросы, достичь соглашения  по которым представляется возможным.

 

 Реализация достигнутых  соглашений — не менее важная  составная часть переговорного  процесса. Отечественная практика  изобилует примерами, когда достигнутые  соглашения остаются лишь красивыми  бумагами, на практике они не  выполняются или выполняются  не в полном объеме. Чтобы они  стали реальностью, необходима институтализация  переговорного процесса - то есть  установление четких правил урегулирования  отношений сторон, их взаимодействия. Под институализированным механизмом  понимается не только установление  строгих юридических актов или  регламентов, а весь спектр возможных  регулирующих норм: законодательные  акты, протоколы, меморандумы, устные  договоренности. Важна не форма, а наличие добровольного и  легитимного согласия строить  отношения и вести переговоры  в рамках определенных правил. То есть создание разнообразных  согласительных комиссий, общественных  центров по разрешению конфликтов, подключение общественных массовых  организаций, всех заинтересованных  граждан - обязательное условие институализации  решения проблем и переговоров.

 

 

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что многонациональность становится неотъемлемой частью современной жизни, она неизбежна, а потому надо учиться жить в условиях поликультуры, переоценивать прежние ценности, заново переосмыслить толерантность и национальную терпимость. Особенно важны эти аспекты для образования, ведь мы растим будущих членов общества, дети – это наше «завтра», и на людях, которые осуществляют воспитание детей сегодня, на учителях лежит определенная ответственность за то, каким будет это завтра, и какое общество будет создано через пять, десять или пятнадцать лет. Будет ли оно иметь человеческое лицо, основываться на принципах гуманизма, или же произойдет очередная деградация, каких немало помнит история человечества.

Становление личности происходит со школьной скамьи, дети следуют схеме поведения взрослых, перенимают их взгляды и принципы, таким образом именно учитель, являясь проводником во взрослый мир, несет пример модели поведения и устоев. Именно от того каким образом учитель умеет справляться со своими внутренними противоречиями, внутриличностными и межличностными конфликтами, зависит во многом и отношение подрастающего поколения в вопросах толерантности, национальной самобытности, межличностного позитивного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Официальный сайт ФМС России
  2. Морозов А.В.“Социальная конфликтология” М.-2009г
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. “Словарь конфликтолога” М.-2010г
  4. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс». 1998  
  6. Данилюк А.Я. “Понятие и понимание национальной школы” М.-1997г.
  7. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Р-н-Д.
  8. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО. 2001.
  9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

 

 

 

1  Официальный сайт ФМС России.

2 А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов “Словарь конфликтолога” М.-2010г

3 А.В. Морозов “Социальная конфликтология” М.-2009г

4 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

5 Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс». 1998.

6 Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Р-н-Д.

7 Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО. 2001.

8 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.


Информация о работе Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах