Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек по своей природе стремиться по возможности к стабильной и комфортной жизни. Так как все мы существа социальные, наше спокойствие, внутреннее состояние защищенности во многом зависит от места в котором мы живем, а точнее от принадлежности к государству, ее правовым, этическим, культурных нормам. Российская Федерация, ранее СССР была и остается первой страной не только по занимаемой территории, но и многонациональной страной, где по переписи населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. В начале 90-х годов после распада СССР существенно наблюдался отток этнических русских на свою историческую родину. По статистике вплоть до 2004 года, пока страна находилась в шатком положении из- за экономического кризиса, число иммигрантов снижалось.

Содержание работы

Введение
Глава I
Этнический конфликт: понятие и структура
Проблема миграции в России
Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов
Глава II
2.1 Типы и функции этнических конфликтов
2.2 Взаимоотношения между детьми- родителями мигрантов и учащимися- родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение” и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)
2.3 Профилактика, урегулирование и технологии разрешения этнических конфликтов
IV) Заключение
Список используемой литературы
Приложение: опросник для учеников и учителей

Файлы: 1 файл

региональная к.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного муниципального управления и социальной инженерии

 

 

Курсовая работа по дисциплине РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Специальность 034000.62 Конфликтология

Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах

 

 

Выполнила: студентка

2 ого курса  заочного отделения

Полякова Светлана Николаевна

Проверил: д.с.н., профессор

                      В.Н. Шаленко

 

 

 

 

Москва    2014

 

 

План работы:

  1. Введение
  2. Глава I
    1. Этнический конфликт: понятие и структура
    2. Проблема миграции в России
    3. Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов
  3. Глава II

2.1 Типы и функции этнических конфликтов

2.2 Взаимоотношения между детьми- родителями мигрантов и учащимися- родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение”  и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)

2.3  Профилактика, урегулирование  и технологии разрешения этнических  конфликтов

      IV)  Заключение

    1. Список используемой литературы
    2. Приложение: опросник для учеников и учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Каждый человек по своей природе стремиться по возможности к стабильной и комфортной жизни. Так как все мы существа социальные, наше спокойствие, внутреннее состояние защищенности во многом зависит от места в котором мы живем, а точнее от принадлежности к государству, ее правовым, этическим, культурных нормам. Российская Федерация, ранее СССР была и остается первой страной не только по занимаемой территории, но и многонациональной страной, где по переписи населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. В начале 90-х годов после распада СССР существенно наблюдался отток этнических русских на свою историческую родину. По статистике вплоть до 2004 года, пока страна находилась в шатком положении из- за экономического кризиса, число иммигрантов снижалось. Однако после 2004 и до нашего сегодняшнего времени приток иммигрантов увеличивается в возрастающей прогрессии.  Безусловно из этого можно сделать вывод, что Россия является комфортным и доступным местом для проживания различных этносов. С одной стороны Россия является гибкой в вопросе миграции, с другой стороны довольно удобной для социально-психологического комфорта в вопросе проживания. В квадрате это дает огромный приоритет для самих мигрантов в выборе Российской Федерации для обустройства и жизни. По данным ФМС на территории РФ по состоянию на сентябрь 2013 года находилось 11,3 миллиона иностранных граждан. По данным Института государственного управления и права Государственного университета управления ежегодно 1,5 миллиона трудовых мигрантов работают в России на легальных основаниях, около миллиона — получают патенты для работы у физических лиц, около 2,5 миллиона — работают нелегально. Кроме этого, разрешение же на временное проживание или вид на жительство ежегодно получают порядка 700 тысяч иностранцев.1

 В связи с этим  остро встает вопрос национальной  самоидентификации, совместного “этносожительства”  народов, их взаимодействия во  всех сферах жизнедеятельности. Каждая нация обладает своим самобытным менталитетом, своими традициями и обычаями. Если человек иммигрирует, конечно же он отдает отчет тому, что на первый - “внешний” план выдвинутся законы и порядки (в широком смысле этого слова) той страны, куда человек прибывает. И уже где-то во внутреннем мире человека остаются свои родные традиции и привычки. Так как человек существо противоречивое, держать внутри себя две чаши весов равноправно с течением времени становится невозможным. Начинаются не только внутренние противоречия, но и выплеск накопившегося внутреннего негатива на окружающих людей. В этом смысле гораздо менее болезненно происходит адаптация детей, которые еще не совсем понимают принадлежность к национальности и культуре своего народа. Однако даже дети с самого начала видят самое первое, что бросается в глаза – отличие внешних данных (цвет кожи и волос, разрез и цвет глаз). Более глубже корнями уходит различие в языковом общении. Попадая в средние общеобразовательные школы, первой трудностью для детей мигрантов становится не языковая и культурная среда или пробелы в знаниях по предметам, а общение со своими русскими сверстниками, которые чувствуют себя  хозяевами положения, начинают указывать и психологически давить на своих иноэтнических сверстников.

 Целью данной работы  является:

  • Выявление конфликтных ситуаций между детьми-мигрантами и русскими школьниками;
  • Анализ взаимоотношений между диадами: учащийся-мигрант – учащийся-русский, родитель-мигрант – родитель-русский, учащийся-мигрант – учитель, родитель-мигрант – учитель;
  • Определение способов профилактики этнических конфликтов;
  • Выявление и предотвращение конфликтов между русскими и иноэтническими сверстниками.

 Объектом исследования  являются непосредственно этнические  конфликты между учащимися в  средней общеобразовательной школе.

Предметом исследования – сущность, структура, типы, функции и технологии разрешения этнических конфликтов.

 

 

 

 

 

Этнический конфликт: понятие и структура.

Национально-этнические общности — большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности. В отличие от других больших социальных общностей (общая территория, уровень доходов, образование и т.д.) этнические общности более устойчивы. Человек в течение жизни может неоднократно менять профессию, место проживания, разбогатеть или обеднеть, а этничность — его пожизненная характеристика.

В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно (в поисках поддержки и защиты) идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями. Например, семьей, друзьями, трудовым коллективом, коллегами, в том числе и со своим этносом. Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, работать или не работать в коллективе, иметь или не иметь ту или иную профессию, но в любом случае он не перестает быть (считать себя) представителем определенного этноса. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. Этнический конфликт – разновидность межгруппового конфликта, происходящего между отдельными представителями, отдельными социальными группами различных этносов и двумя или несколькими этносами. Нарастание этнического конфликта сопровождается ростом этнического центризма, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии. 2 Особенности, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеют свою специфику.

Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. Если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов:

  • межгосударственные, внешние конфликты;
  • региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
  • конфликт между Центром и регионом (например, субъектом Федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости. Например, российские Федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты — как внешнюю агрессию России против независимой республики Ичкерия;
  • местные конфликты — между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).3

Всякий конфликт характеризуется, конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Рассмотрим отмеченные структурные элементы конфликтного взаимодействия.

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества.  Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны.

Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего и этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил — одна из закономерностей конфликта, в особенности классового, да международного. Для военных конфликтов — это правило, хотя в истории было немало войн без победителей.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.

Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази - предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.  Л.Козер  считает общими основаниями конфликтов власть, статус, ценности. Это определение также недостаточно глубоко выясняет предмет конфликта — отношения господства, в первую очередь социально-экономического, что предопределяет типологию статусов, характер власти и ценности. Ограниченным представляется марксистский подход, поскольку им признаются в качестве основы конфликта, его предмета лишь классовые отношения господства. В обществе же, как известно, существуют и иные виды господства, порождающие противоположность интересов, позиций, взглядов и т.п. Политические структуры как само достаточные реальности, различного рода социальные институты, представляющие собой независимые образования, господствующие системы ценностей — все эти элементы общества оказывают обратное воздействие на классовые отношения и служат постоянным источником разнообразных конфликтов.

Козер Л. обозначил в качестве переменных (предмета) конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившегося нормальных для себя условий жизни. Парсонс Т. и его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно-ценностной основы. Марксисты на первый план классового конфликта выдвигают отношения собственности на средства производства и определяемое ими политическое господство владельцев собственности.

Как следует из сказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта — это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Парсонс Т. ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. «Одним из источников изменения, — пишет он, — служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением».4

Предмет конфликта — это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения. Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя — неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д.

Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе — это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты.5

Информация о работе Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах