Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек по своей природе стремиться по возможности к стабильной и комфортной жизни. Так как все мы существа социальные, наше спокойствие, внутреннее состояние защищенности во многом зависит от места в котором мы живем, а точнее от принадлежности к государству, ее правовым, этическим, культурных нормам. Российская Федерация, ранее СССР была и остается первой страной не только по занимаемой территории, но и многонациональной страной, где по переписи населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. В начале 90-х годов после распада СССР существенно наблюдался отток этнических русских на свою историческую родину. По статистике вплоть до 2004 года, пока страна находилась в шатком положении из- за экономического кризиса, число иммигрантов снижалось.

Содержание работы

Введение
Глава I
Этнический конфликт: понятие и структура
Проблема миграции в России
Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов
Глава II
2.1 Типы и функции этнических конфликтов
2.2 Взаимоотношения между детьми- родителями мигрантов и учащимися- родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение” и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)
2.3 Профилактика, урегулирование и технологии разрешения этнических конфликтов
IV) Заключение
Список используемой литературы
Приложение: опросник для учеников и учителей

Файлы: 1 файл

региональная к.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Не нужно забывать и о том, что восприятие человека напрямую зависит от культурного опыта. Даже хорошо владея русским языком, дети-мигранты испытывают трудности из-за того, что дома с ними никто не занимался, а в детский сад они не ходили. У ребенка, проведшего первые годы жизни в бедной многодетной семье или на улице, развивается практический интеллект, его знания хаотичны и не соответствуют уровню, на который привыкла рассчитывать начальная школа.

Большое значение для школьной успешности имеет способность ребенка подчиняться правилам школьной дисциплины. Здесь тоже возможно возникновение проблем из-за различных нормативов вербальной и невербальной коммуникации. То есть инокультурный ребенок просто не понимает тех правил поведения, которых естественно придерживаются учитель и большинство местных учеников.

Неверная интерпретация манеры поведения может значительно усугубляться стереотипами. К сожалению, большинство людей в России находятся у черты бедности, обременены жилищными, финансовыми и семейными проблемами, не могут найти достойную работу. Поэтому велик соблазн найти виноватого, выплеснуть негативные эмоции на мигрантах. Учителям приезжие доставляют вполне ощутимые неприятности: нарушают дисциплину, портят картину успеваемости. Тем не менее, необходимо находить в себе силы на гуманистическое отношение в работе с такими детьми. Остановить миграционные процессы невозможно, значит, через несколько лет есть риск оказаться в окружении малообразованных, враждебно настроенных людей. Дети, чувствующие постоянную неприязнь окружающих, испытывают большую, чем их сверстники, потребность в расположении педагогов. Опросы московских школьников относительно качеств, которые они ценят в учителях, показывают, что местные дети ценят профессиональную компетентность, знание предмета, умение эффективно строить урок. А приезжие превыше всего ставят личностные качества педагога. Они любят тех учителей, которые с ними общаются, проявляют уважение.

Однако просто человеческого отношения недостаточно, чтобы оказать эффективную педагогическую поддержку таим детям. Очень желательно хотя бы в общих чертах представлять семейные, религиозные, культурные ценности, воспринятые ребенком с младенчества. Это позволит учителю выбрать наиболее эффективные средства взаимодействия. Разумеется, учителю не под силу изучить все тонкости этнопсихологии, но о самых характерных особенностях той культуры, которую несет ребенок, можно узнать в соответствующих культурных центрах, в соседних школах с этнокультурным компонентом или у авторитетного представителя диаспоры. Эти усилия наверняка оправдаются и будут плодотворными.

Нередко ребенок из инокультурной среды разрывается между семьей и школьной средой. Довольно много переживаний приносит старшим школьникам несовпадение культурной идентичности и своей идентичности как подростка. Таким подросткам особенно важно помочь найти область, где они успешны и авторитетны для одноклассников.

Имеет место быть и проблема соответствия предполагаемых социокультурных норм их соответствию действительности. В последнее время очень много говорится о толерантности, однако воспитание толерантности происходит зачастую лишь на специальных мероприятиях во внеурочное время, в учебное же время детей-мигрантов довольно часто унижают и ругают.

Реальность массовой школы такова, что почти нигде, за исключеием очень известных или очень дорогих школ, нет возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с каждым учеником. Но любой учитель при желании и достаточно разнообразном арсенале методических приемов найдет нишу для успешности каждого ученика, предоставит каждому возможность проявить свои способности. Пусть это будет не риторика или математическая логика, а организационные умения, художественные способности, наконец, талант улаживать конфликты или аккуратность – все эти качества будут очень востребованы, например, при групповой проектной работе, при подготовке и проведении конференций. Нужно лишь не забывать отмечать каждого и обращать внимание на все таланты.

 

 

 

Типы и функции этнических конфликтов

Согласно приоритетным целям конфликтующих групп, выстраивается типология конфликтов. Так, Л.М.Дробижева выделила 4 типа этноконфликтов:

  • статусные институциональные конфликты, в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость;
  • статусные конфликты в автономных республиках и областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение;
  • этнотерриториальные конфликты;
  • межгрупповые (межобщинные) конфликты, вырастающие на основе бытового национализма.

Более дробная типология с включением целевого и динамического аспектов протекания этнического конфликта представлена в работах З.В.Сикевич. В зависимости от целей конфликтующих сторон она выделяет 5 типов конфликтов: культурно-языковой, социально-экономический, статусный, территориальный и сецессионный, а затем показывает, как в зависимости от степени напряженности и стадии развития конфликт перетекает из одного типа в другой. На первой фазе декларируются ценностно-символические притязания — возрождение языка, культурных традиций и др. (культурно-языковой тип), на второй — наблюдается расширение требований, включающее уже изменение экономического положения и социального статуса этногруппы (социально-экономический и статусный типы), на третьей фазе претензии расширяются до территориальных притязаний в рамках одного государства (территориальный тип конфликта) или притязаний на оформление собственной государственности (сецессионный тип конфликта).

При этом сторонами конфликта могут выступать различные этнические группы в рамках республики, этническая группа — республиканская власть, этническая группа и федеральный центр, республиканская власть и федеральный центр.

Известный специалист в области конфликтологии, ученый из Ставрополя В.А.Авксентьев в качестве оснований для типологии и классификации этнических конфликтов выделил следующие:

  • сферы общественной жизни, где они проявляются в наиболее яркой форме (политические, экономические, конфессиональные и пр.);
  • субъекты-носители и степень их институционализации (одно порядковые, например: титульный этнос — титульный этнос; разно порядковые: титульный этнос — этническое меньшинство).

Бесспорно, на протекание этнического конфликта оказывает воздействие множество факторов, например, культурная среда протекания конфликта, отношение к нему близлежащих стран и пр. Каждый из этнических конфликтов уникален, но при этом в нем можно выделить устойчивые признаки, присущие этническим конфликтам определенного типа. Идентификация этнического конфликта и отнесение его к тому или иному типу позволяет перейти к более сложным видам его изучения — моделированию и прогнозированию его динамики.6

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

 

Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между субъектами, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.

Положительными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта относятся неудовлетворенность общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в отношениях.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей). Все это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией.

Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям. Одна из основных функций конфликта – та, благодаря которой достигается интегрирующий эффект. Интеграция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов, и проигрывает, если конфликтное столкновение наносит трудно восполнимый ущерб организованности и единству.

 Важнейшая функция  конфликта – активизация социальных  связей, придание взаимодействию  сторон и их отношениям большей  динамичности и мобильности. Соответствующим  получается и расклад последствий  конкретного конфликта. Он может  способствовать социальной мобильности, ускорять или замедлять процесс  социально-экономического и духовно-нравственного  развития. К существенным функциям  конфликта относится сигнализация  об очагах социальной напряженности. Конфликтное столкновение позволяет  не только обнаружить нерешенные  проблемы и серьезные промахи  в ведении дела, но и предоставляет  возможность для открытого выражения  потребностей, интересов и устремлений  субъектов, их неудовлетворенности  или протеста. Важно, уяснив причину  конфликта, оценить его функциональную  направленность. Весьма значима  и такая функция конфликта, как  трансформация (преобразование) отношений. Конфликт, поляризуя противоположные  силы, одновременно создает предпосылки  для их объединения и сплоченности  на новой основе, способствует  укреплению взаимного уважения  и доверия.

Если же в конфликте преобладают негативные начала, такой конфликт отвращает противоборствующие стороны от сотрудничества, воздвигает искусственные преграды на пути к взаимопониманию, подогреваемые стремлением продолжить противостояние и, не считаясь ни с чем, любой ценой настоять на своем. В результате ухудшается морально-психологическая атмосфера, осложняются отношения между соучастниками общего дела.

Более полная информированность, достигаемая благодаря развертыванию конфликта, способствует установлению нормального общения, выявлению общих представлений об истинном положении вещей, согласованию взаимных интересов и обязательств сторон. А это в свою очередь может дать выход доброжелательным отношениям, равноправному диалогу, открытости в обмене расходящимися по смыслу мнениями, что необходимо и практически всегда полезно для того, чтобы каждый лучше понимал других участников конфликта, мотивы их поведения, те потенциальные способности, которыми они располагают.7

 

Взаимоотношения между детьми-родителями мигрантов и учащимися-родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение”  и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)

На примере двух московских школ – ГБОУ СОШ №1405 “Вдохновение” и ГБОУ СОШ №37 был проведен социологический опрос с целью выявлений скрытых и открытых конфликтов, касающихся не только детей, но и родителей. Респондентам были заданы вопросы, касающиеся взаимоотношений, толерантности, помощи и культуры.

Гипотеза данного исследования состояла в следующем:

Во-первых, толерантность русских детей, особенно в младшем и среднем возрасте, основывается исключительно на мнении взрослых людей по отношению к мигрантам;

Во-вторых, душевно богатый и культурно наполненный внутренний мир ребенка, позволяет вырабатывать толерантность по отношению к другим этносам самостоятельно ( даже без оценки отношения взрослых)

Стоит сделать пояснение в выборе этих двух школ: ГБОУ СОШ №1405 “Вдохновение” c углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Эта школа – балетная. Вместо физической культуры у детей проводится хореография в первой половине дня, во второй, дальнейшее развитие и развитие хореографических навыков. Помимо этого в школе действует театральная студия, вокал, уроки игры на фортепиано. Дети при поступлении в эту школу проходят специальный отбор. Каждый класс имеет только одну параллель. Можно смело назвать эту школой “закрытой”, дети находятся здесь в теплой домашней остановке и уровень культурного и душевного развития заметно отличается от школьников других общеобразовательных школ. ГБОУ СОШ №37 является обычной среднестатистической общеобразовательной школой, куда берут всех, кто пишет заявление, в школе имеется несколько параллелей. Таким образом учащиеся этой школы развиваются в рамках учебной программы.

В первую очередь при помощи статистики выяснялось численность детей мигрантов  в этих двух школах. Результаты оказались в полнее ожидаемыми.

В ГБОУ СОШ №1405 на каждый класс с 1 по 11 приходится 1-2 ребенка мигранта. В ГБОУ СОШ № 37 на каждую параллель одного класса с 1 по 11 приходится 5-7 человек.

Результаты опроса среди учеников показали следующее: ( в опросе принимали участие ученики 3-11 классов)

 

ГБОУ СОШ №1405 “Вдохновение”

ГБОУ СОШ №37

  1. Все учащиеся, даже младшие школьники, осведомлены о том, кто такие мигранты
  2. Большинство, более 90 процентов учащихся положительно ответили на вопрос
  3. Все ответили положительно
  4. У 80 процентов детей есть друзья мигранты
  5. 20 процентов детей ответили положительно
  6. В этом вопросе мнения разделились: 50 процентов ответили – редко; 50% - никогда
  7. 60% ответили – по внешнему виду и поведению, 40% - по учебе
  8. Большинство ответили – нет, они такие же как и мы
  9. 100% ответ – не вижу никаких различий, также как и к нам
  10. 880% - да, это так здорово, когда все люди разные, 20% - затрудняюсь ответить
  1. Результаты соответствуют ГБОУ СОШ №1405
  2. Большинство учащихся выбрали ответ –все равно
  3. Результаты совпадают
  4. Только 40 процентов учащихся ответили, что у них есть друзья мигранты
  5. 5 процентов ответили положительно
  6. Здесь мнения разделились между начальной и старшей школами: 40% начальной школы ответили – редко, 60% - никогда; в старшей школе 70% - часто, 30% - редко
  7. 70% - по вопросам учебы, 30% - по внешнему виду и поведению
  8. 20% - нет, они такие же как и мы, 40% - сомневаюсь в ответе, 40% - да, т.к. они совершенно другие
  9. 40% - мне все равно, 20% - мне кажется, немного раздражатся, 40% - не вижу никаких различий
  10. 6

60% - затрудняюсь ответить, 40% - пусть живут у себя на  Родине

Информация о работе Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах