Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек по своей природе стремиться по возможности к стабильной и комфортной жизни. Так как все мы существа социальные, наше спокойствие, внутреннее состояние защищенности во многом зависит от места в котором мы живем, а точнее от принадлежности к государству, ее правовым, этическим, культурных нормам. Российская Федерация, ранее СССР была и остается первой страной не только по занимаемой территории, но и многонациональной страной, где по переписи населения 2010 года проживают представители более 200 национальностей. В начале 90-х годов после распада СССР существенно наблюдался отток этнических русских на свою историческую родину. По статистике вплоть до 2004 года, пока страна находилась в шатком положении из- за экономического кризиса, число иммигрантов снижалось.

Содержание работы

Введение
Глава I
Этнический конфликт: понятие и структура
Проблема миграции в России
Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов
Глава II
2.1 Типы и функции этнических конфликтов
2.2 Взаимоотношения между детьми- родителями мигрантов и учащимися- родителями российских школ ( на примере ГБОУ СОШ № 1405 “Вдохновение” и ГБОУ СОШ № 37 г. Москвы)
2.3 Профилактика, урегулирование и технологии разрешения этнических конфликтов
IV) Заключение
Список используемой литературы
Приложение: опросник для учеников и учителей

Файлы: 1 файл

региональная к.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Проблема миграции в России.

Современная миграционная ситуация в РФ, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуется твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области миграционной политики. Иммиграция в РФ , в том числе из стран со сложной общественно-политической, социально-экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно на южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. Однако медленно решаются вопросы мигрантов: часто они встречаются с серьезными проблемами в плане социальной защиты, сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов.

Продолжает сокращаться необходимая для развитии экономики социально-экономическая миграция внутри страны. Это связано с несбалансированностью оплаты труда. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силы для производств, не способствует экономическому росту. Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях. В результате его оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ. Демократические изменения, которые произошли в РФ, создали условия для вхождения страны в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области международной миграции. Одной из особенностей миграционного процесса в России – нелегальная миграция. Острота вопроса нелегальной миграции для РФ является очевидной и постоянно возрастает. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, нелегалы препятствуют созданию в России эффективного централизованного рынка труда. В некоторых регионах нелегалы фактически вытесняют с рынка труда определенную часть коренных жителей и легальных мигрантов. Среди стран поставщиков рабочей силы выделяются Украина, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан. Таким образом, процесс трудовой и нелегальной миграции нуждается в более активном урегулировании.

Основные положения государственной миграционной политики РФ зафиксированы в нескольких федеральных государственных программах, утвержденных Президентом и Правительством России. В июне 1992 года были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная Миграционная Служба. Как управленческая структура миграционной политикой неоднократно изменяла свой статус в государстве. Были разработаны и внедрены первая республиканская, долговременная программа “Миграция”, которая была ориентирована на поддержку беженцев и вынужденных переселенцев из государств – республик бывшего СССР, в 1993 году приняты законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”, а также нормативные акты, определяющие пути их реализации. В настоящее время сформулированы цели, принципы и задачи миграционной политики России, изучены миграционные потоки, в известной степени преодолены негативные последствия стихийно развивающихся процессов миграции. Однако новое поколение мигрантов плохо владеют русским языком, воспитаны в духе негативизма в отношении к русских, используют их терпимость, как традиционную черту национального характера, рассматривают нашу страну зачастую как условие для своего благосостояния на родине.

Законы России четко определяют условия и порядок получения статуса мигранта. Они гуманны по отношению к гражданам принимающего региона, так как защищают, прежде всего их права и безопасность. Предоставление человеку статуса мигранта, а затем и, возможно, гражданства РФ, свидетельствует о том, что государство берет на себя обязательство обустроить его жизнь. Однако в законодательстве понятие “обустроенности” не определено. По мнении независимых экспертов, обустройство должно включать, как минимум три обязательных элемента: обеспечение жильем, трудоустройство, решение социальных проблем. Во всех регионах, особенно в сельской местности, вынужденные переселенцы вообще не знают о существования миграционной службы и о том, что с получением определенного статуса они имеют право на определенные льготы. Этот пробел могли бы решить государственные миграционные программы. Дело остается за будущем.

Миграционная педагогика в России. Особенности обучения детей-мигрантов.

Понятие «мигрантская  (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей в качестве доминирующих и целесообразных для педагогической поддержки детей, перемещенных в инокультурную социально-педагогическую среду обусловлен тем, что эти теории создают условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смыслов творческой жизнедеятельности, обретения ценности жизни и ее сохранения, потребность и умение жить в поликультурном пространстве в диалоге с различными национальными культурами (Л.С. Выгодский, Ш.А. амонашвили, О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.).

Педагогика диалога, по мнению исследователей, является важнейшей средой адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, И.В. Бабенко, Л.М. Сухорукова).

История развития педагогики диалога как традиции образования позволяет выделить основные направления развития миграционной педагогики:

  1. Включенность идей гуманизма в воспитание и образование (филосовско-образовательное направление, реализующее идеи Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского и др.)
  2. Личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и образованию детей-мигрантов (Е.В. Бондаревская)
  3. Педагогики свободы как теоретико-методологической основы развития детей-мигрантов в поликультурном пространстве (О. Газман, О. Гукаленко).

Ценными для российской миграционной педагогики являются ряд идей мирового мультикультурализма:

  • Признание общечеловеческих ценностей;
  • Развитие национально-культурной идентичности;
  • Поддержка индивидуальности детей-мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития.

Новым направлением в развитии миграционной педагогики 90-х – начала 21 века является личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей-мигрантов, и на этой концептуальной основе разрабатываются социально-образовательные технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в образовании и жизнедеятельности в связи с перемещением (миграцией, репартацией и т.д.). Основным направлением научных исследований является обоснование концепции миграционной педагогики, основополагающей идеей которой являются процессы педагогической поддержки детей-мигрантов в различных социально-образовательных средах и ситуациях. Перспективными направлениями развития миграционной педагогики в России являются: выявление контингента детей-мигрантов и социально-педагогических проблем их адаптации на основе педагогического и этнологического мониторинга; определение методологических и культурологических оснований развития миграционной педагогики; подготовка учителей образовательных учреждений и преподавателей ВУЗов к работе с мигрантами и беженцами.

Новым направлением в развитии теории миграционной педагогики являются компаративистские и историко-педагогические исследования. Цель компаративистских исследований – выявление общих педагогических целей и инновационной практики педагогической работы с мигрантами и беженцами.

Развитие науковедческого направления позволяет выделить научно-образовательные сообщества, школы, систематизировать концепции, идеи, гипотезы по развитию проблем миграционной педагогики как глоболокальной педагогики. В частности, разработанный научно-педагогический  ресурс, включающий глобальные и региональные базы научных знаний, позволяет изучать особенности развития миграционной педагогики как глобальной научно-практической проблемы.

Основными идеями развития миграционной педагогики России являются проблемы педагогической подготовки учителя: реализация федеральных и региональных учебных программ, технологии подготовки учителя к лингвострановедческому обеспечению учебного процесса, разработка и управление образовательными стратегиями работы с мигрантами и беженцами, разработки научных ориентиров (направлений) для подготовки интеграционных программ, включающие этническое и национальное содержание образования, выделение основных дисциплин («ядра») школьного образования, научно-практическая разработка идей и понятий поликультурного (мультикультурного) подхода к образованию. Общим понятием миграционной педагогики России являются педагогические технологии работы учителей с детьми-мигрантами: выделение той категории учащихся; обращенность в работе с детьми-мигрантами к гуманистической педагогике; необходимость межкультурной адаптации; проявление кризиса социальной идентичности; развитие ролевых установок и поведенческих характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя единство этнических и общечеловеческих ценностей, развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции, реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов, внедрение глобальной теории поликультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования.

Разработанная Е. Бондаревской парадигма личностно-ориетированного образования гуманистического типа и анализ зарубежной (европейской) педагогической науки позволила педагогам-исследователям разработать направления совершенствования российской адаптационной миграционной системы образования, в частности, разработать основные направления лингвострановедческой подготовки и воспитания учителей нового поколения, способных работать в поликультурном образовательном пространстве (класс, школа, ВУЗ, сфера социальной работы).

Система профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включает следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культуры, подготовка учителя-исследователя, формирование личности учителя, фундаментализация образования, обеспечение широкого общегуманитарного образования, технизация гуманитарного образования, обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством, интеграция курсов педагогики, психологии, и методики иностранного языка, возможность индивидуальной самореализации, дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства.

Разработка миграционной педагогики в разных регионах страны выявила образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в культурной среде:

  1. Развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном сообществе,
  2. Разработка адаптационно-образовательных программ,
  3. Интеграция детей-мигрантов в обществом посредством образования,
  4. Обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов,
  5. Создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет «порога ментальности» при соприкосновении различных культур,
  6. Подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.

Для миграционной педагогики большое значение имеют исследования в области коммуникативного поведения. Так, в исследовании национального коммуникативного поведения ставятся следующие основные задачи, наиболее отвечающие цели миграционной педагогики:

  • Сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности
  • Разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности
  • Показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.

Компаративистский анализ научных идей, концепций, гипотез составляет основу деятельности ведущих отечественных научно-педагогических школ, развивает идеи адаптации, поддержки и защиты личности учащегося-мигранта в инокультурной образовательной среде.

Таким образом, миграционная педагогика является уже вполне самостоятельной интегративной областью современной педагогики, изучающей процессы культурной идентификации детей-мигрантов, их образования на рубеже культур. Миграционная педагогика имеет собственное теоретико-методологическое обоснование методологическим базисом, основой которого служат системный подход, философские идеи поликультурного общества, поликультурного образования, гуманизма. Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и взаимосвяи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей-мигрантов в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности.

Особенности обучения детей-мигрантов.

Культурные особенности влияют на познавательный стиль ребенка и особенности его общения. Педагог должен принимать их во внимание не меньше, чем, например, возрастные особенности. Если этого не происходит, ребенок неизбежно попадает в группу риска. Особенно если этот фактор усугубляется плохим знанием языка, на котором ведется преподавание.

Например, у северных народов чаще встречаются люди с ведущим правым полушарием мозга. А среди представителей кавказских народов гораздо больший процент кинестетиков, чем среди славян. Ребенку-кинестетику недостаточно прочитать или услышать информацию, ему необходимо усваивать ее в действии, в движении, самому провести естественно-научный опыт, учить стихи на ходу, сопровождая их жестикуляцией. Поэтому когда маленький осетин или азербайджанец раскачивается на стуле, размахивает руками или вовсе порывается вскочить с места. Он отнюдь не испытывает терпение учителя, а интуитивно стремится усвоить изложенную информацию как можно успешнее. Это заложено в его природе, с которой лучше не бороться, а сотрудничать.

Информация о работе Этнический конфликт: дети мигрантов в российских школах