Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Брянский государственный  университет

имени академика И.Г. Петровского

 

 

Факультет начальных  классов

 

 

 

 

Кафедра педагогики начального обучения

 

 

 

 

Дипломная  работа

по педагогике

 

 

Эстетическое  воспитание младших школьников во внеурочное время

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса 

1 группы ФНК  

Загальская Н.М.

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

профессор Желбанова  Р.И.

 

 

 

 

 

Брянск 2003

 

Содержание 

Введение

 

Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания

              младших школьников во внеурочное время

    1. История развития идей эстетического воспитания личности

          в отечественной и зарубежной  теории и практике

    1. Сущность, принципы, цели и задачи эстетического

           воспитания младших школьников  во внеурочное время

    1. Содержание, формы и методы эстетического воспитания

          младших школьников во внеурочное время

    1. Опыт работы учителей начальных классов по

          эстетическому воспитанию младших  школьников 

          во внеурочное время

 

Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов

                по эстетическому воспитанию младших школьников

                во внеурочное время

            2.1.    Диагностика уровня  эстетической воспитанности 

                      младших школьников до ОЭР 

    1. Программа эстетического воспитания младших школьников

          во внеурочное время. Диагностика  уровня эстетической 

          воспитанности младших школьников после ОЭР

    1. Методические рекомендации учителям начальных классов

          по эстетическому воспитанию младших школьников

 

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение.

 

     В программе развития воспитания  в системе  образования в  2001 году, сказано, что духовно-  нравственное  становление детей   и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть  важнейшая составляющая  развития общества, государства. Современное развитие  российского общества, обостряющие процессы поиска  человеком смысла  существования и своего места в нем, приводит к необходимости  гуманизации образования и возрастанию ценности  эстетического образования  России.  Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях  идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном  передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению  связей между поколениями.

      Современная  школа должна обратить все  свое внимание на эстетическое воспитание подрастающего  поколения.  Пренебрежение  целенаправленным эстетическим  воспитанием детей оставляет  их  глухими к подлинным духовным  художественно-эстетическим ценностям. Обратим наш взгляд на подрастающее поколение. Диагностика уровня  эстетической воспитанности  позволяет нам утверждать, что эстетическая воспитанность младших школьников  по установленным критериям  находится на низком уровне  в большинстве своем. Дети не могут назвать фамилии художников, композиторов, их произведений, рассказать о хороших фильмах, детских книгах, не знают городов своей  Родины, не знают собственного города, его улиц, памятников, природных особенностей. Современные дети не находятся в вакууме «невозможности познания». Поток эстетической, а  вместе с ней антиэстетической  информации захлестывает  необразованных, неподготовленных детей. Они оказываются  неспособными  разобраться  в качестве и количестве  этой информации, сделать критический анализ и дать правильную оценку. Все эти противоречия и несоответствия  снимаются в результате специальной организации и целенаправленного осуществления  эстетического воспитания.

      В связи  с этим, учителя должны приложить  все усилия к тому, чтобы ребенок рос настоящим человеком, чтобы у него сформировались  система ценностей, представлений о мире, о прекрасном в нем. Ведь учителю начальных классов нужно понимать и осознавать  то, что общество доверяет ему «вылепить» из  ребенка  достойного человека. Нужно добиваться  того, чтобы ребенок, глядя на цветок, познал всю его  красоту и нежность, а не испытывал  желания сорвать его  или, еще хуже,  растоптать, чтобы, знакомясь  с художественным полотном, он не  изнывал от скуки, а стремился понять смысл  произведения, слушая музыку, хорошую музыку, он представлял то, что хотел сообщит автор, и, чтобы книги были для ребенка друзьями, которые помогут, подскажут, раскроют смысл  этого непонятного, загадочного мира, в котором ребенку предстоит жить. Все выше перечисленное  и составляет  эстетическое воспитание  маленького человека. 

       Недостаточная  разработанность программ  целенаправленного  эстетического воспитания младших школьников побудила нас к изучению проблемы формирования эстетической воспитанности.

       Итак  сформулируем тему нашей дипломной  работы: «Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время».

       Целью  данной работы является выявление   условий и разработка  программы для успешного  эстетического воспитания  младших школьников во внеурочное время.

       Объект исследования: процесс воспитания  младших школьников.

 

        Предмет исследования : содержание , формы и методы эстетического  воспитания младших школьников во внеурочное время.

 

        Гипотеза: мы предполагаем, что эстетическое воспитание  младших школьников во внеурочное время  будет успешным при следующих условиях:

  • работа ведется по специальной программе, предусматривающей использование  эффективных форм и методов эстетического воспитания;
  • содержание мероприятий эстетической направленности  соответствует интересам  и потребностям младших школьников;
  • учитель вовлекает детей в групповой творческий процесс, включающий  различные виды  эстетической деятельности.

 

          Задачи исследования.

 

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
  2. Выявить уровень  эстетического воспитания  младших школьников.
  3. Разработать программу эстетического воспитания  младших школьников  во внеурочное время.
  4. Определить наиболее эффективные  формы и методы  эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
  5. Подготовить методические рекомендации  учителям начальных классов по эстетическому воспитанию  младших школьников во внеурочное время.

 

Методы исследования: анализ, сравнение, беседа, анкетирование, наблюдение, изучение  педагогического опыта, эксперимент, анализ  творческой деятельности детей  (сочинений, рисунков).

 

 

 

 

 

Глава I. Педагогические  основы  эстетического воспитания

младших школьников  во внеурочное время.

        

    1. История  развития идеи  эстетического  воспитания личности

в отечественной и зарубежной теории и практике.

 

 

            В программе развития  воспитания  в системе образования России  на 2001 год, утвержденной  Министерством  образования, сказано, что   духовно-нравственное становление младших школьников, подготовка их  к самостоятельной жизни  есть важнейшая составляющая  развития общества, государства.  Современное развитие российского общества , обостряющие процессы  поиска человеком смысла существования  и своего места в нем , приводит к необходимости гуманизации  образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит  социальный характер  и состоит в том , что в условиях идеалогического вакуума  именно через искусство происходит в основном  передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

        « Суть эстетического воспитания  в активном , целенаправленном  формировании  и совершенствовании системы  эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» ( В.А. Разумный ).

        Составление программ , включающих  цели , задачи, формы и методы  воспитания младших школьников  невозможно без изучения наследия  прошлого , накопившегося  на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. Эстетическое воспитание  исследуется  разными науками, каждая из которых рассматривает определенный аспект  данного вопроса. Изучение философской и педагогической  мысли показывает, что каждая историческая эпоха  имеет свой  эстетический идеал, свою систему  воспитания, выдвигает те или формы, средства и методы воспитания  и образования, которые соответствуют  социально-экономическим  условиям развития общества. (10,с.41)

Обратимся к истории. Уже в древности  люди задумывались о том , что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания ученых и педагогов. Эстетика ( греч.aigqpis – чувственное восприятие) – наука о закономерностях  эстетического освоения  мира , о сущности  и формах творчества по законам красоты.

          На  каждом этапе   общественного  развития  вырабатываются свои  представления об эстетическом , художественном , прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются  с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

          Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека , способного с позиций общественно-экономического  идеала воспринимать , оценивать , и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

          Эстетическое воспитание  в разные исторические эпохи осуществлялось  присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились в Древнем  мире. На Древнем  Востоке складывались представления  о красоте , музыке , воспитании. Эстетические идеи в этот период  были связаны  с мифологией , носили космологический  характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания.

         Древнекитайская эстетическая мысль  видела в музыке значение нравственное  и воспитательное. Китайский философ Конфуций писал : « Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».

Средством эстетического  переживания в Древней Индии  считали поэзию, танец , музыку.

         Итак , практика общественной жизни   Древнего мира выдвинула  задачу обучения музыке , танцам , пению. Для обучения  появились первые  учебные заведения  музыки и танца. Неразвитость  социально-экономических  отношений стран  Древнего мира  наложила отпечаток  на  эстетические  идеи. Они были неотделимы  от жизни людей. (27,с.118)

         В период античности  социально-экономическое  развитие общества потребовало  нового взгляда на человека , его воспитание и образование .

Античность дала дальнейшее развитие эстетических идей, на базе которых  строились представления об организации и проведении эстетического воспитания. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Художественные элементы  были составной частью жизни античного общества . Цель воспитания определялась как формирование гармонически  развитого человека. Основные принципы , содержание эстетического воспитания , значение искусства  разрабатывалось философами античности. Аристофель , Демокрит ,Платон , Пифагор , Сократ  выделяли  органическую связь эстетического и  этического воспитания.  Искусство , по мнению Аристотеля , обладает познава тельными , воспитательными воздействиями , приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал , что эстетическое воспитание  обеспечивает гармоническое развитие  личности , делает человека  гражданином и способствует развитию разумной  деятельности. В Древней Греции получили развитие получили развитие  драма ,архитектура , живопись ,что способствовало духовному  развитию общества.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идеи  практической полезности. Исходя из этой цели, музыка уступает свое место ораторскому  искусству. В философских учениях  Квинтилиана , Плутарха , Цицерона  разрабатывались идеи эстетического воспитания , большое место природным способностям детей  , развитию у них чувства  художественного слова , ритма , выразительности  речи. В период  античности обязательными элементами  эстетического воспитания являлись  изучение музыки , пения ,рисования , риторики , обучения игре на музыкальном инструменте , гимнастике , а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики : вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства , о сущности творческого процесса , о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию « эстетического воспитания». (27.,с.93)

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время