Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания.
2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Введение

В последние годы проблемы гуманизации и эстетизации воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека является богатство его внутренний духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического воспитания. Именно для этого  создана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [3, 17].

Система художественно-эстетического  воспитания школьников реализуется прежде всего в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Учебный процесс закладывает  основы понимания детьми красоты  действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации. [4, 237]

Вопросы эстетического воспитания всегда были в центре внимания специалистов педагогики: А. Аничкина, Ю.Б. Алиева, А.В. Бакушинского, М.А. Верб, Г.И. Веденеевой, Н.С. Витковской, А. Герасимова, С. Гольдентрихт, И.Ф. Гончарова, А.С. Клюева, Д.Б. Кабалевского, Н.З. Короткова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Мищенко, М.А. Некрасовой, В.П. Острогорского, Л.П. Печко, В.А. Разумного, В.А. Сухомлинского, Е.В. Шевцова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, И.М. Якобсон.

Ознакомившись с некоторыми из этих работ видим, что положительный  эффект эстетического воспитания достигается  лишь в том случае, если воспитуемый  не просто сталкивается время от времени  с теми или иными явлениями  искусства, художественными идеями и образцами, но оказывается погруженным  в определенную среду, обеспечивающее комплексное воздействие на все  сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения. [6,53]

Объект исследования –  воспитательный процесс в начальной  школе во внеурочное время.

Предмет – эстетическое воспитание школьников во внеурочное время.

Цель исследования - выявление  возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.

Гипотеза исследования - Оказывают ли эффективное влияние используемые средства и методы на воспитание этической культуры младших школьников?

Задачи

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме эстетического воспитания.

2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.

Методы 

Эмпирические

Изучение литературы и  других источников по данному вопросу

Невключенное наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент.

Теоретический метод

Обнаружить в фактах скрытые  закономерности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания

В программе развития воспитания в системе образования России, утвержденной Министерством образования сказано, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

Большими возможностями  для развития эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.

«Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы  эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В. А. Разумный).

Совершенствование подготовки педагогических кадров к эстетическому воспитанию детей в сфере дополнительного образования невозможно без изучения наследия прошлого, накопившегося на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. Эстетическое воспитание исследуется разными науками, каждая из которых рассматривает определенный аспект данного вопроса. Изучение философской и педагогической мысли показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

Уже в древности люди задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания ученых и педагогов. Эстетика (греч. aisqhsiz — чувственное восприятие) — наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. [10,5]

На каждом этапе общественного  развития вырабатываются свои представления  об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

Эстетическое воспитание — целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты. [19,173]

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а  также переживания, стремления и  идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного  запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным. [9,221]

Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается. [24,30]

Теория эстетического  воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.

В отечественной педагогике сложились разнообразные формы  и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе, внеучебные формы эстетического воспитания.

На современном этапе  идет процесс расширения предметов  эстетического цикла в школе, увеличение количества часов на их преподавание. Сегодня, получившие широкое развитие внешкольные формы организации эстетического воспитания. Эстетическая деятельность детей определяется по следующим направлениям: изобразительная, художественно-речевая, музыкальная, театрально-игровая, праздники и различные виды творческой досуговой деятельности. Существенную роль оказывает эстетическое оформление интерьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляется во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников. В современном российском образовании в воспитании школьников происходят значительные перемены, связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.

Среди средств эстетического  воспитания называются: окружающая действительность, искусство, быт, специальное обучение; формы (учебные и факультативные предметы, разнообразная внеучебная творческая деятельность); многообразные методы (беседа, экскурсия, наблюдение, совершенствование художественных умений и др. [22,303]

3. Цели и задачи эстетического воспитания

Одним из самых массовых и популярных в системе дополнительного образования является эстетическая художественно-творческая деятельность. Ее роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях общеобразовательных учреждений: школах, лицеях, гимназиях, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, профильных художественных классов. Большими возможностями для художественно-эстетического развития располагают многочисленные учреждения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. Художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования является массовым, его основной целью, в отличие от специального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осуществляемое средствами различного искусства. Вводя детей в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают практические занятия особенно эффективными с точки зрения развития личности.

Педагогическая установка  на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении «его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов [10,5], необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. Как считают прогрессивно мыслящие педагоги, именно здесь развитие детей и подростков в процессе развития художественно-творческой эстетической деятельности должно стать особой целью. Задача педагога при этом не в том, чтобы этот эффект был максимально высок. Занятия с ребенком в художественных, музыкальных, театральных, танцевальных студиях, фольклорных ансамблях и т.д. должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности детей и подростков в художественно-эстетическом воспитании становится специальной целью. В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности, составляющие содержание процесса эстетического воспитания в системе дополнительного образования, а также формы работы и педагогические методы оказываются подчиненными этой единой цели.

Определив основную цель художественно-творческой деятельности, а именно развитие личности детей и подростков, можно очертить круг задач, с помощью которых эта цель может быть реализована в системе дополнительного образования. Это, прежде всего: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Одной из важнейших задач  эстетического воспитания подрастающего поколения - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Эту задачу решают многие типы учреждений дополнительного образования: центры и дома творчества, художественные студии, школы искусств, различные любительские клубные объединения, а также школа и семья. Назначение учреждений дополнительного образования состоит в том, чтобы оказать детям и подросткам помощь в формировании и закреплении эстетических чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.

Следующая задача эстетического воспитания — развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты. С этой целью в системе дополнительного образования используются разнообразные виды художественного творчества. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе их природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний. [1,329]

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время