Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей(как это было раньше),но и детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

                                        Введение

      В  последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей(как это было раньше),но и детей младшего школьного возраста.

      Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий,представлений,эстетических потребностей и интересов.

      Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативы одна из актуальных задач современной школы.

Каждый ребенок-это целый  мир. И учителю с первых дней приходится разгадывать десятки таких «миров»,это процесс и длительный, и непростой.

      Эмоциональное (эстетическое) воспитание- один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы -приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.     Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая-активного включения в эстетическую деятельность.

Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых  воспитательных средств и форм, изучающих условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.

     Этим обусловлена актуальность исследования на тему «Эстетическое воспитание младших школьников о внеурочной деятельности».Но, к сожалению, в последние десятилетие мало воспитания, уделяется на упражнения, эстетическому воспитанию младших школьников.

      Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью эстетического воспитания во внеурочной деятельности и слабой методической базой, на которую опирается учитель.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания.

Предмет исследования: методы и приемы эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: изучить возможность эстетического воспитания младших школьников и особенности его развития во внеурочной деятельности.

Гипотеза: если во внеурочной деятельности использовать эффективные приемы, позволяющие эстетически воспитывать, то это позволяет сделать учащихся духовно богаче.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие  задачи исследования:

-изучить рекомендованную  методическую и учебную литературу  по выбранной теме;

-изучить основные термины, касающиеся проблематики исследования;

-изучить психологические  особенности младших школьников  и их влияние на эстетическое  воспитание;

-изучить пути эстетического  воспитания младших школьников  во внеурочной деятельности;

-разработать рекомендации, направленные на эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений,мировозрения.

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. В основном рассматриваются вопросы эстетического воспитания в среднем и старшем звеньях. Это  вообщем-то позволяет провести анализ литературы по этой проблеме, подобрать материалы для практической части работы.

Методы исследования:

теоретические-анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение материала.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения теоретической части(1 глава,3 параграфа),практической части(2 глава),заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1.Теоретические  аспекты эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

    1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучение в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга-развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс  торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь  ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе,семье.Основной,ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью-обязанность учиться,приобретать знания. А учение-это серьезный труд, требующий организованность,дисциплину,волевые усилия ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить,учиться,развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение-приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Далеко не сразу у младших  школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение-труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности,самоогорчений.Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение не праздник, не игра, а серьезная, напряженная работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового,занимательного,важного,нужного.Важно,чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется  интерес к самому процессу учебной  деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к  содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие  учителя на младших школьников связано  с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя-самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных  классах стимулирует развитие психических  процессов непосредственного познания окружающего мироощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная  черта восприятия этих учащихся-его  малая  дифференцированность,где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста-тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для ребёнка-значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия,взять,потрогать его. Характерная особенность учащихся-ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим,дифференцирующим,принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности  присущи вниманию учащихся начальных  классов.Основная их них-слабость произвольного внимания.Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале  младшего школьного возраста ограничены.Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации(перспективы получить отличную отметку и т.д.).

Значительно лучше в младшем  школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое,неожиданое,яркое,интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности  памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. В связи с возрастными относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения .Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

 Основная тенденция  развития воображения в младшем  школьном возрасте – это совершенствование  воссоздающего воображенич.Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт  всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как  создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, так же развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к  познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая  деятельность в начале младшего школьного  возраста ещё весьма элементарна, находиться в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственно восприятия предметов.

Младший школьный возраст- возраст  достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение ы целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности- учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом  сказывается на формировании и закреплении  новой системы отношений к  людям, коллективу, к учению и связанным  с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает  способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного  поведения, происходит усвоение моральных  норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в  свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство- своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время