Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.

1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.

1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.

2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.

2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.

Заключение. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

zakonchennaya_kursovaya_noyabr-dekabr..docx

— 151.25 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития

                  речи умственно отсталых детей.

 

1.1 Психофизиологическая структура  речевой деятельности и ее     

         формирование  в процессе нормального онтогенеза.

             1.1.1 Нейропсихологические механизмы  устной речи.

             1.1.2 Формирование психологических  механизмов речевой  

                     деятельности в процессе нормального онтогенеза.

             1.1.3 Классификация речевых нарушений.

            

1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.

            1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с

                     умственной отсталостью.

            1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение

                     общей, тонкой и речевой моторики).

            1.2.3 Нарушение импрессивной речи.

            1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.

            1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой

                     психического развития и детей  с интеллектуальной 

                     недостаточностью.

    1. Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.

 

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня

                    сформированности речи у дошкольников с

                    интеллектуальной недостаточностью.

    

2.1 Диагностическое обследование  импрессивной речи.

             2.1.1 Выявление объема и точности  пассивного словаря.

             2.1.2 Дифференциация элементарных  грамматических форм 

                      словообразования и словоизменения.

             2.1.3 Выяснение понимания целостных  словосочетаний и   

                      предложений.

            2.1.4 Исследование фонематический функций.

 

2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.

             2.2.1 Фонетическая сторона речи.

             2.2.2 Лексико-грамматический строй  речи.

             2.2.3 Нарушение связной речи.

 

2.3 Развитие навыков общения  у детей с умственной отсталостью в процессе

      коррекционно-воспитательной  работы.

 

      Заключение. Список используемой литературы.

 

Объектом исследования  является процесс 

 

развития речи умственно отсталых детей.

 

Субъектом наблюдения представлены умственно отсталые дети

 

старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.

 

Предметом изучения являются особенности развития импресивной

 

и экспрессивной речи детей с  нарушенным интеллектом.

 

Цель: В данном исследовании я хочу раскрыть и

 

проанализировать трудности, возникшие  в процессе

 

коррекционного обучения развитию речи умственно отсталых

 

дошкольников.

 

 

Гипотеза: Предполагается, что предпосылками к формированию и

 

становлению  речи умственно отсталых детей является развитие и 

 

совершенствование навыков общения  и расширение

 

межличностных контактов в жизнедеятельности  ребенка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с этим я  поставила перед собой ряд  задач:

 

1. Раскрыть и изучить литературные  источники на тему 

«Особенности развития речи умственно  отсталых детей».

 

2. Ознакомиться с социальными  условиями среды, окружающей умственно  отсталого ребенка в условиях  детского дома.

 

3. Провести беседу с педагогическим  составом данного учреждения, чтобы  совместно ознакомиться с анамнестическими  данными ребенка и изучить  содержание программы обучения  и воспитания.

 

4. Выявить специфику организации  учебно-воспитательной работы.

 

5. Изучить особенности и закономерности  развития речи, характер и способы  общения умственно отсталого  ребенка под влиянием коррекционно-педагогического  обучения.  

 

Для реализации поставленных задач я использовала следующие  методы исследования:

 

- различные виды наблюдения (прямое, опосредованное; явное, скрытое;  кратковременное, долговременное  и т.д).

 

- стандартизированные и не стандартизированные  беседы с группой детей и  способы индивидуального общения  с ребенком.

 

- изучение «продуктов» жизнедеятельности  (рисунки, аппликации и т.д), что  позволяет выявить специфику  различных психических процессов  и уровень развития речи ребенка.

 

- организация педагогического  процесса с применением на  практике определенных видов  методик, позволяющих выявить  и скоррегировать характер и  степень нарушения развития речи  умственно отсталых детей.

            

 

 

 

Введение.

 

Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные  речевые расстройства встречаются наиболее часто.

  Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.

  Устная речь детей с умеренной умственной отсталостью чрезвычайно примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

  В силу больших компенсаторных возможностей развивающегося детского мозга результаты коррекционного вмешательства в речевую деятельность во многом зависят от времени начала целенаправленной логопедической работы. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности и социальной адаптации детей, страдающих умственной отсталостью. Система комплексной логопедической работы должна учитывать взаимообусловленность развития основных компонентов речи, процесс развития которой у детей является сложным и многогранным.

 

 

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития

                  речи умственно отсталых детей.

 

    1.  Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее формирование в процессе нормального онтогенеза.

   

     1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.

 

 

Речевой процесс осуществляется в  сложной системе единства уровней 

 

нервной системы (коры, подкорковых  образований, проводящих путей, ядер

 

черепно- мозговых нервов) и органов  артикуляции.

 

Речь развивается как самостоятельная  функциональная система на базе

 

условно-рефлекторной деятельности. Речевой акт, как и другие проявления

 

высшей нервной деятельности, носит  рефлекторный характер, в котором 

 

участвуют многие уровни нервной системы. Речь у детей развивается на

 

основе подражания взрослым. Физиологически в основе подражания лежит 

 

рефлекс подражания, на наиболее простой  по своему механизму и поэтому 

 

легко образуется. Первоначально под  воздействием раздражителей 

 

внутренней среды наряду с разными  движениями тела у младенца возникает 

 

мышечные сокращения и в органах  речи, в результате чего образуется звук

 

(гуление, лепет). Это безусловные  звуковые рефлексы, постепенно 

 

совершенствуясь, сначала включается в первую сигнальную систему, а затем 

 

со второго года – и во вторую, уже как элементы речи. При произношении

 

элементов речи раздражаются рецепторы  мышц языка, губ, мягкого неба,

 

щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения  вызывают возбуждения в 

 

специальных кинестезических и  связанных с ними двигательных клетках  коркового отдела речевого анализатора. Эти возбуждения совпадают во времени с раздражениями от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждения  в слухо-речевом анализаторе, и  одновременно от непосредственного  воздействия на кору предметов и  явлений, обозначаемых воспринятыми словами. В следствие одновременности  двигательных и слуховых раздражений  образуются условные связи между  двигательными и слуховыми анализаторами. В результате многократных повторнений  вырабатываются стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний  движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов. Издаваемые звуки становятся сигналами сигналов. Эти сигналы постепенно приобретают  все более и более обобщенный характер и употребляются как средство общения – развивается вторая сигнальная система.

 

Кора головного мозга тесно  связана с подкорковыми образованиями  в 

 

единую функциональную систему.

 

Лобный конус выполняет наиболее сложную речевую и психическую 

 

функцию. Он надстраивается над всеми  отделами коры, объеденяет их,

 

получая информацию из всех ее областей. Значение лобного конуса состоит  в 

 

том, что, соеденяясь с речевыми отделами коры, он делает речь

 

осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры

 

создается программа речевого высказывания (внутренняя речь), программа 

 

волевой деятельности, планирования поведения.

 

  Высшим отделом, обуславливающим  формирование речи, является кора 

 

головного мозга, каждый из отделов  которой выполняет свою функцию:

 

  1. в слуховой области коры (височная доля) поступают звуковые

 

раздражения. Наибольшее значение имеет  левая височная доля. Здесь 

 

звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс 

 

понимания чужой речи.

 

  1. двигательная область коры (нижние лобные извилины) участвуют в 

 

     формировании продуктивной речи (лексика и лексико-грамматические

 

структуры).

 

  1. теменная доля мозга анализирует и фиксирует все раздражения от

 

артикулярных органов (автоматизация  двигательных актов).

 

  1. зрительная область (затылочная доля) обеспечивает восприятие

 

зрительных раздражений.

 

Для развития речи ребенка необходим  определенный уровень созревания

 

корковых структур и воздействие  окружающей среды, а именно оптимальные 

 

зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы 

 

раздражители, приходящие в кору головного  мозга, совпадали по времени.

 

Благодаря сочетаниям раздражителей, приходящих в кору головного мозга 

 

одновременно, формируются связи  между долями головного мозга. На

 

основе этих связей в последующем  разовьется восприятие и воспроизведение 

 

речи.

 

Все движения артикулярных органов, верхних  и нижних конечностей 

 

фиксируются в теменной доле мозга  и определяются как заученные 

 

движения-праксис. Связи между зрительными  и двигательными отделами

 

коры называются оптико-моторными, а между слуховым и двигательным – 

 

акустико-моторными. От моторной области, находящейся в передней

 

центральной извилине коры головного  мозга, начинается пирамидный путь

 

(путь произвольных движений). Пирамидный  путь условно подразделяется 

 

на корково-бульбарный и корково-спинальный, заканчивающиеся в ядрах 

 

черепно-мозговых нервов и в спинном  мозге.

 

От ядер черепно-мозговых нервов и  спинного мозга отходят периферические

 

нервы к мышцам скелетной и артикуляционной  мускулатуры. Импульс к 

 

речи подается из коры головного  мозга, а реализуется на периферии. В его 

 

реализации принимают участие  органы дыхания, голосообразования, тесно 

 

связанные между собой.

 

Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу

 

говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма  и 

 

межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим

 

плавный и протяжный выдох, необходимый  для произнесения слова и 

 

словосочетания, целой фразы. Эту  область называют энергетической, т.к 

 

сила выдыхаемой струи воздуха  обеспечивает голосообразование.

 

Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых 

 

зависят закрытие голосовой щели, модуляция голоса, образование 

 

подъязычного давления, обеспечивающих образование голоса.

 

Третья точка приложения нервного импульса на периферии – ротовая 

 

полость и надставная труба. В ротовой  полости благодаря движению языка,

 

губ и мягкого неба образуется щель и затворы, дифференцируются звуки 

 

речи, что необходимо для четкого  их произнесения. В резонаторную систему 

 

включается вся надставная труба  – ротовая полость, глотка, придаточные 

 

пазухи и полость носа, которые  усиливают голос, придавая ему 

 

индивидуальную окраску.

 

К органам артикуляции подходят также волокна экстропирамидного  пути,

 

несущие импульсы от подкорковых образований, обеспечивающие темп,

 

ритм, плавность и эмоциональную  окраску речи. Плавно модулируя и  меняя 

 

объем на каждом речевом звуке, надставная труба обеспечивает тембр, силу

 

и полетность голоса. Под влиянием двух потоков обратной связи –  слуховой

 

и кинестетической – в коре головного  мозга складывается память на

 

правильное произнесение определенных слогов данного языка. При 

 

поражении различных отделов нервной  системы, участвующих в 

 

формировании речевого акта, возникают  разные формы патологии речи.

 

*Афазия (распад сформированной  речи) и алалия (несформированность  речи 

 

с раннего детского возраста) связанные  с поражением коры головного мозга.

Информация о работе Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью